| К свежему номеру |
Полицейское насилие над журналистами: закон и право
Фото: Мария Сивохина / Коммерсантъ
Александр СВЕШНИКОВ В последние годы в России стремительно увеличиваются акты насилия со стороны полиции над журналистами, выполняющими свой профессиональный долг по сбору информации, гарантированного ему статьей 47 Закона о средствах массовой информации. При этом статья 48 Закона о СМИ предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность за совершение в отношении журналиста воспрепятствования в какой бы то ни было форме его законной деятельности. Более 100 российских журналистов пострадали или были задержаны на трех протестных акциях в поддержку оппозиционера Алексея Навального в январе и феврале 2021 года, сообщили в СЖР. Притом, что за весь 2020 год, как ранее сообщал «Ъ», СЖР фиксировал практически столько же нарушений – 118.
СЖР же в связи с задержаниями работников СМИ выступил с рядом инициатив.
- Во-первых, считают в профессиональном союзе, необходим «регламент МВД», который определит список документов, обязательных для работающего на митинге журналиста. Сейчас таковыми являются удостоверение или редакционное задание, однако полицейские, требуя и то и другое, нередко все равно задерживают представителей СМИ.
- Во-вторых, необходима срочная разработка единого знака отличия для журналистов, освещающих протесты. Соответствующий закон о «знаке (признаке)» Госдума приняла в декабре прошлого года, но символики разработано не было. Этим должны заняться МВД, Росгвардия, Роскомнадзор и СЖР.
- В-третьих, союз настаивает на доработке ФЗ «О СМИ» или создании «типовых положений работы» журналистов.
Но тут сразу возникает проблема, с которой не единожды на своей практике сталкивались российские журналисты. И неоднократно – саратовские. Тому есть множество примеров.
А суть проблемы в том, что статья 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», которая, казалось бы, должна следовать требованиям статьи 48 Закона о СМИ, предусматривающей «уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность за совершение в отношении журналиста воспрепятствования в какой бы то ни было форме его законной деятельности», в действительности ограничивается только таким обстоятельством, которое содержится в п. 1 Статьи 144 УК РФ: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации…».
Следует ли говорить, что рассмотрение понятия «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» в такой интерпретации приводит к выводу, что недостатком статьи 144 УК РФ является указание только на одну форму воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста («принуждение их к распространению либо к отказу от распространения информации»), в то время как нападения на журналистов происходят на начальных этапах подготовки информационных материалов.
Однако существующая практика привлечения к ответственности лиц, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов на этапе сбора и получения информации, свидетельствует о том, что российское законодательство далеко не в полной мере обеспечивает применение на практике статьи 58 закона РФ «О средствах массовой информации», устанавливающей ответственность (в том числе и уголовную) должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.
Статья 144 УК РФ содержит норму (п. 1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации…), по которой, как показала практика, оказывается невозможным привлечь к ответственности за воспрепятствование журналистам на этапе сбора и получения информации, как то и произошло в описанных выше событиях. А КоАП РФ содержит нормы ответственности за воспрепятствование законной деятельности представителей средств массовой информации только применительно к участию журналистов в освещении избирательных кампаний.
На практике правовая неопределенность диспозиции ст. 144 УК РФ сказывается на судебной практике применения указанной статьи. Все известные нам судебные иски по фактам воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов в любой форме, в том числе и нападениям, никогда не удовлетворялись в судебных процессах. Отсюда напрашивается вывод о необходимости изменения формулировок диспозиции данной статьи, направленные на устранение выявленных недостатков.
В свое время Саратовский общественный фонд защиты гласности и свободы информации, опираясь на многочисленные случаи попрания норм ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, прописанные в статье 58 ФЗ «О средствах массовой информации», обращался в общественные и законодательные органы, в том числе и в Российский Союз журналистов, а также приглашал журналистское сообщество к действиям по выработке предложений законодательного характера на региональном уровне. Однако эти обращения, к сожалению, успеха не имели.
Весь номер на одной странице
|