Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 6 (793) от 10.05.2017

 

Памяти Александра Крутова (Александр СВЕШНИКОВ)

Александр Крутов: он такой один

Александр Крутов: «Я против, чтобы меня называли борцом с коррупцией» (Беседовал Петр КАШИН)

Он-лайн конференция обозревателя журнала «Общественное мнение» Крутова Александра Николаевича

Творчество Александра Крутова

Творчество Александра Крутова (продолжение)

Уроки Александра Крутова (Материал подготовил Илья МАКСИМОВ)

Прогулки оппозиции: кто мы?

Ещё придёт время свободных людей… Обязательно придёт! (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

России нужны не платные, а хорошие дороги (Владимир ГАРМАТЮК)

Продолжая традиции долгостроя? (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

ХудСовет

32 фуэте, или Болеро балерины Людмилы Борель

Валерий ГАНСКИЙ

Впервые четырнадцатилетняя учащаяся балетной студии при театре Людмила Борель встретилась с одной из исполнительниц «Болеро» в опере Бизе «Кармен» балериной Большого театра, заслуженной артисткой РСФСР Марией Романовной Рейзен на сцене Саратовского театра в постановке оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».

легар фраскита

У педагога была слава красавицы, женщины-вамп, «пожирательницы» мужских сердец. Кто-то даже стрелялся из-за нее. Современники отмечали, что уже «на репетиции Рейзен станцевала этот испанский танец с таким блеском, что вызвала восторг самих артистов: оркестр начал стоя аплодировать, а находящиеся поближе к танцовщице хористы подняли ее на руки».

А больной артистке Люде в этой опере была поручена танцевальная роль Амура в пасторали «Искренность пастушки», и ее каждый вечер доставляли в театр на директорской легковой машине М-1 из оздоровительного лагеря на 8-й Дачной. Юная балерина в светло-розовом тунике, прошитом золотой канителью, на полупальцевых туфлях выполняла сложные па, прыжки и вращения. Пальцевые туфли балерины меняются за спектакль 4-5 раз. Иголка с ниткой, шило, ножницы, молоток, кухонная терка как скребок для нанесения неровностей на кожаную подметку подошвы туфель (пуантов) – вот повседневный набор балерины.

Последняя роль примы-балерины Людмилы Борель на саратовской сцене, выдвинутая Саратовским театром оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского на присвоение Почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», была Золушка в одноименном балете Сергея Прокофьева в 1966 году. И так же, как Золушка в сказке братьев Гримм, потерявшая золотую туфельку, так и балерина Борель осталась без звания.

… Зато родилась она на Волге, в добротном срубе-пятистенке села Золотое. Существует легенда о том, что бурлакам платили по золотому, если они перетаскивали баржу через косу, которая находилась в русле реки, напротив села. Однажды Екатерина II, проплывая мимо села рано утром, была поражена красотой крыш домов. Солома, которой они были покрыты, сияла на солнце золотыми красками. Она-то и назвала село Золотым.

Золотое издавна славилось своими вишневыми и яблоневыми садами. Многие жители его когда-то занимались изготовлением гончарной посуды, игрушек. Сырьем служила глина из карьера, расположенного рядом.

Мать Людмилы Таисия Павловна, в девичестве Юлпатова, тоже родилась в селе Золотое, в семье крестьянина. Всего в семье было семеро детей. Её отец Павел Иванович Юлпатов был механиком па волжском колёсном пароходе общества «Кавказ и Меркурий».

У печурки самовары,

Спит клубком сибирский кот.

Слышь: «Меркурий» из Самары

За орешником ревет.

В Золотом была крупная колония волжских судовладельцев. Это на их деньги в Золотом был построен Троицкий собор – подобным могли гордиться не многие сёла саратовской губернии.

После февраля 1917 года Павел Иванович с братом соединили свои накопления и решили взять этот пароход в аренду. Перевозили на дощаниках и баржах различные грузы: рыбу, арбузы, щебень... После октябрьского переворота большевики репрессировали их как «пароходовладельцев». Павел Иванович и его супруга Мария Ивановна – дедушка и бабушка Людмилы – были сосланы на север, под Архангельск...

Отец Людмилы Иван Иванович Борель – из семьи мукомолов Борелей. Прадед Людмилы, промышленник Э.И. Борель, чьи корни, согласно преданию, пошли из французского местечка, родился в 1839 г. Он рано ушел из дома и начал свою трудовую деятельность с изготовления ткани «сарпинки».

Фамилия Борель, вероятно, образована от прозвища, в основе которого лежит слово borel – «грубое шерстяное полотно». Возможно, это прозвище относилось к числу «профессиональных» именований, содержавших указание на род занятий человека. Так, Борелем могли называть того, кто занимался изготовлением этого полотна или продавал его.

Как пишут родственники Людмилы Борель из Буэнос-Айреса (Аргентина), фамилия Борель испанская. Из Испании (Каталония) Борели когда-то перебрались через Пиренеи во Францию. Предки – выходцы из французской Швейцарии, жили неподалеку от города Невшатель и были маркизами. Откликнулись на призыв Екатерины Великой переехать в Россию.

Затем прадеда привлекло мукомольное производство и фирма «Торговый дом Э.И. Борель». В двух километрах от села Нижняя Добринка Камышинского уезда Саратовской губернии фирма приобрела земли для строительства мельницы и имения в 1876 г. В 1890 г., в связи со строительством новой железной дороги, мельницу расширили, обновили производство, применив, по тем временам, передовые технологии. Строение мельницы производило неизгладимое впечатление: краснокирпичное здание высотой в пять этажей, с торцевыми башнями, издали походившее на средневековый замок.

В 1905 в село приезжал Пётр Аркадьевич Столыпин для разрешения конфликта о незаконном захвате земель помещика Бореля. Конфликт состоял в том, что после смерти хозяина земель добряне выступили с осуждением «незаконного» присоединения пастбищных лугов Эммануилом Борелем и с требованиями незамедлительного их возвращения общине. Они сделали попытку заняться сенокосом на спорной территории, но в ответ управляющий имением сообщил о самоуправстве в Саратов. По случаю самовольного захвата помещичьих лугов, в село прибыл губернатор. В усадьбе купца Э. Бореля ночевал будущий премьер-министр России.

Он отстоял в службу в церкви Рождества Христова. После визита в церковь губернатор приказал созвать сельский сход, на котором выступил с пламенной, но краткой речью. Суть выступления сводилась к тому, что собственность священна и неприкосновенна. Любой, кто посягнёт на чужую собственность – будет сурово наказан. «Я никогда не позволю, чтобы в моей губернии мужики бунтовали. Для наведения порядка будут привлекаться все средства, в том числе и суд, каторга, тюрьма и казаки» – гневно сказал Столыпин. По его приказу за самовольный покос лугов Бореля были арестованы С. Милов и Н. Сухлинин, которые потом отбывали наказание в Саратовской тюрьме.

Гнев Столыпина аукнулся на судьбе потомков Эммануила Бореля. Отец Людмилы Иван Иванович Борель тоже был арестован и расстрелян в 1942 году советской властью.

А у Людмилы Ивановны осталась лишь детская память о подарках отца под новогодней елкой для дочери и сына. И ее первый танец в костюме «Осени» на детском представлении «Времена года» в доме соседей по Камышинской улице (ныне Рахова) на встрече Нового 1936 года.

В Саратове всегда жили репрессированные, что при царской власти, что при советской. Так, по соседству с домом Борелей на углу Камышинской и Советской улиц жила сосланная в Саратов жена белого офицера, выпускница Петроградского театрального училища, приверженица «вагановской балетной школы» Анна Алексеевнв Вертягина, которая и стала первым учителем Людочки Борель и передала ей заветы школы классического танца. Этот завет как эстафетную палочку передает Людмила Ивановна, ныне живущая в Нью-Йорке, американским детям.

Потом было театральное училище имени И.А. Слонова, хореографическое отделение, а после его закрытия в связи с началом войны – хореографическая студия при театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского, сцене которого балерина посвятила четверть века творческой жизни, начиная с артистки кордебалета и кончая примой-балериной. «Саратовский театр – это «мой» театр», – всегда считала Балерина Борель.

Ее учителями и старшими товарищами по саратовской сцене были художественный руководитель балетной группы, заслуженный артист РСФСР Валентин Адашевский, прима-балерина, заслуженная артистка РСФСР Виктория Урусова и вторая прима, народная артистка РСФСР Вера Дубровина. Запомнился юной танцовщице образ Урусовой: «Её хитон, пуанты и розовые ленточки, облегавшие ноги, её тщательно уложенная причёска для тренажа – всё так гармонично сливалось в какой-то собирательный образ большой Актрисы. И это удивительное слияние театрального образа балерины с образом «из жизни» отличало Урусову от всех женщин балетной труппы».

Виктория Арнольдовна, как репетитор, очень помогала, когда Борель входила в первую ответственную партию Китри в «Дон Кихоте». Она и В.А. Дубровина вводили Людмилу в этот спектакль. «Я помню, как она переживала за мои фуэте, которые прекращались на 28 повороте... – Ну, Людочка, осталось всего четыре! – подбадривала она меня. Её советы и дружеское участие были предельно искренни и привели меня к успеху. Репетиции с Урусовой в работе над образом Китри стали для меня уроком творчества и жизни...».

И недаром дипломная работа Людмилы Борель, выпускницы заочного отделения актерского факультета ГИТИСа имени А.В. Луначарского, в 1960 году на сцене саратовского театра за роль Одетты-Одиллии в спектакле «Лебединое озеро» П.И. Чайковского была оценена главным дирижером и художественным руководителем народным артистом РСФСР Н.А. Шкаровским, главным балетмейстером, заслуженным артистом РСФСР В.Т. Адашевским и дирижером, заслуженным деятелем искусств РСФСР В.Г. Широковым на отлично.

О судьбе и жизни Людмилы Борель рассказал в своей книге «Розы и Тернии Балерины» муж балерины и бывший главный режиссер саратовского оперно- балетного театра (1954 – 1963), главный режиссер Саратовского театра оперетты (1976 – 1978) Владимир Левиновский. И хотя они живут сейчас в Нью-Йорке, вдали от Саратова, они всегда вместе с Саратовом.

Героини Людмилы Борель на саратовской сцене: Одетта-Одиллия, Китри, Медора, Гитана, Франческа, Золушка. У них душа, рожденная на Волге в селе Золотом, выраженная поэтической строкой Александра Пушкина: «Душой исполненный полет».

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |