| К свежему номеру |
История Русский город на Каспии
Юрий ЧЕРНЫШОВ В конце ноября незамеченной прошла знаменательная для России и почти круглая дата. 140 лет тому назад – 18–20 ноября (5–7 по старому исчислению) 1869 года – начался последний в истории России ее колониальный поход. В эти дни на каменистый полуостров в Красноводском заливе, обследовавшийся русскими экспедициями еще со времен Петра I, с четырех кораблей высадился отряд в 1000 человек при 36 лошадях и 6 орудиях под командой полковника Николая Столетова, будущего героя обороны Шипки, старшего брата знаменитого физика, открывшего фотоэффект. Так было положено начало последнему колониальному походу царской России, и на берегах бухт Муравьева и Соймонова – русских исследователей этих мест – был основан город Красноводск – опорный пункт похода. И сейчас, когда город, по велению первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, переименован в Туркменбаши («Глава туркмен»), – форт Столетова, ставший краеведческим музеем города, все еще стоит на холме над берегом, напоминая об исторической дате.
Поход затевался против Хивинского ханства с целью присоединения Туркмении и, тем самым, окончательно к России всего Туркестана. Позже эти территории оказалась притягательными для нескольких поколений саратовцев. Саратовский градоначальник (1892–1896 гг.) и виноторговец Александр Епифанов стал осваивать Красноводск и Среднеазиатские просторы почти вслед за вторжением русских войск («К истории саратовского градоначалия», «Богатей», № 37, 30.10.2008 г.). А для многих и многих тысяч саратовцев эти территории оказались просто спасительными. Переселенцы из Саратовской губернии еще в 90-х годах XIX века заложили в Туркмении поселение Саратовское. И позже целые общины на новых местах образовали саратовцы, вынужденные бежать от голода и раскулачивания в лихолетье 30-х годов прошлого столетия,
К моменту высадки отряда Столетова в Средней Азии оставались незавоеванными лишь Хивинское ханство, казавшееся недоступным из-за географического расположения и природных условий, да необъятные просторы пустыни и предгорья Копет-Дага между рекой Аму-Дарьей и Каспийским морем. Пустынные просторы почти не имели постоянного населения. Предгорья и побережье Каспия были населены враждующими между собой племенами туркмен, да на севере – кочевыми казахами. Эти территории, глубоко вклинивавшиеся – до Астрахани и Оренбурга – в территорию России, образовывали как бы ее «подбрюшье». К тому же практически «ничейным» оказывалось все восточное побережье Каспийского моря. Устранение территориальной неопределенности (и предотвращение, тем самым, проникновение к границам России Англии из Индии) напрашивалось само собой. И путь к тому казался очевидным: основать на восточном берегу Каспия крепость и порт, решив, тем самым, военную, экономическую и политическую задачи.
Так было положено начало последнему колониальному походу царской России. И так был основан город Красноводск – опорный пункт похода.
И кто же мог предположить, что поход растянется на четверть века – до 1884 года, когда состоялось последнее крупное сражение под Кушкой.
С военной точки зрения, главной трудностью предприятия казались не противодействие со стороны Хивинского хана и не этих разрозненных туркменских племен, а природа и климат Туркмении. И это оказалось справедливым, но отчасти.
Военное оснащение русских войск рядом с туркменским оснащением выглядело сверхсовершенным. За пятнадцать лет, прошедших после Крымской войны, вооружение русской армии значительно усовершенствовалось. Только в воспоминаниях остались гладкоствольные ружья и орудия. Армия вторжения была вооружена скорострельными винтовками Либиха, нарезными, хотя иногда заряжающимися с дула орудиями, ракетными станками Константинова, многоствольными скорострельными митральезами (их иногда даже называют «пулеметами») и самыми современными средствами связи – солнечными станциями и проводным телеграфом. Для обеспечения водой были заготовлены так называемые «переносные колодцы» – специально сконструированные ручные буры, на Санкт-Петербургских заводах изготавливались легкомонтируемые опреснители, для полноценного обеспечения продовольствием учитывались все особенности местного климата. Ни один поход русской армии не был подготовлен с такой тщательностью, как высадка отряда Столетова. Да и сама подготовка и высадка практически одновременно 1000 человек на совершенно неподготовленный берег было мероприятием, до того не случавшимся в русской армии. Потому-то еще до высадки приданные десанту военные суда промерили и обозначили фарватер в месте высадки и встали на рейде. Эти же корабли, обладавшие подъемными и другими техническими средствами, обеспечили высадку десанта на берег. Десант составляли воинские и казачьи части, прошедшие боевую закалку на Кавказе. Перевозки военного снаряжения обеспечивала вся мощь самой большой пароходной компании на Каспии – «Кавказ и Меркурий», получившей монопольное право на военные и коммерческие перевозки на Каспии, а во главе русских отрядов в разные периоды завоевания стояли молодые, но уже прославившиеся в боевых действиях военачальники, в дальнейшем составившие военную славу России: Николай Столетов, будущий адмирал Макаров, генерал Михаил Скобелев, генерал Лазарев, будущий военный министр России Куропаткин.
Трудно представить, как такой технике и такому опыту могли противостоять хивинские и туркменские воины, вооруженные допотопными кремниевыми ружьями и медными гладкоствольными пушками.
Однако же случилось непредвиденное. Сначала потерпела полное фиаско попытка в течение целого года продвинуться от места высадки вглубь туркменской территории – в сторону Балханских гор – и закрепиться там. Эти намерения пресекли не туркменские воины, а климатические условия, для преодоления которых оказалось недостаточно русского боевого опыта, беспримерной выносливости и тех внушительных средств, которые были выделены для похода. Потребовалось отступить к первоначальному месту десантирования – в Красноводск, пережить цингу и холеру и еще три года заниматься «рекогносцировкой» – вылазками в глубь туркменской территории для разведки путей, караванных троп и, главное, колодцев. Вылазки сопровождались боевыми столкновениями с туркменскими отрядами, экзекуциями мирного и немирного населения и реквизициями скота и главного транспортного средства – верблюдов.
Но и через четыре года после высадки в Красноводске, когда русскому командованию показалось, что все подготовлено к успешному походу на Хиву для сокрушения враждебного ханства, с Красноводским отрядом случилось новое поражение.
Четыре отряда двинулись в 1873 году на Хиву с разных направлений: от Ташкента и Самарканда, от Оренбурга, с полуострова Мангышлак и из Красноводска, – главного, как ранее предполагалось ударного пункта. Но именно Красноводский отряд, двигавшийся под командованием полковника Маркозова через пустыню Кара-Кум вдоль Узбоя – старого русла Аму-Дарьи – не дошел до Хивы, едва не погиб от истощения и безводья и вынужден был бесславно вернуться в Красноводск. К счастью, это была только пятая часть всех войск, и Хива была взята другими отрядами.
Но и взятие Хивы не означало достижения цели колониального похода. Хивинское ханство – это только северо-восточная небольшая часть громадного пространства Туркмении, почти равного по территории Португалии.
И после взятия Хивы в Туркмении оставалось непокоренным самое большое и самое воинственное племя туркмен теке – «чеченцев» Туркестана, как их называли. Это племя было первым, которое еще в 1870 году атаковало русских при их попытке продвинуться вглубь территории Туркмении отрядом в несколько тысяч человек. Главная же крепость текинцев в предгорьях гор Копет-Даг – Денгиль-Тепе (Геок-Тепе) находилась на расстоянии более 500 километров от Красноводска. Она была очень сильным укреплением, способным вместить до 30000 бойцов.
Подготовка самой последней экспедиции колониального похода для штурма крепости длилась 5 лет и завершилась в 1879 году, тем не менее, сокрушительным поражением русских войск под командованием генерала Ломакина под стенами крепости и спешным отступлением снова в Красноводск. И потребовалось еще почти два года, чтобы подготовить новое наступление под командованием генерала Скобелева и взять Денгиль-Тепе в январе 1881 года, через 12 лет после высадки отряда Столетова. Эта неудача даже побудила начать строительство железной дороги – от побережья Каспийского моря вглубь Туркмении – сначала лишь как подспорье в подвозе боеприпасов и воинского снаряжения в предстоящем походе. Позже дорога дала начало Закаспийской (Среднеазиатской) железной дороге, пересекшей всю Туркмению и превратившую Красноводск в «Ворота в Среднюю Азию», равно как и в «Морские ворота Средней Азии». Эти «ворота» сыграли неоценимую роль в Великой Отечественной войне, став на два года главным транспортным коридором, «дорогой жизни» для отрезанного от страны Кавказа. Через эти «ворота» было эвакуировано около миллиона беженцев из Украины, Краснодарского края, с Северного Кавказа, и направлен громадный поток военных грузов на Кавказ, в том числе и получаемых от союзников через Иран.
Уже по одному этому память о 140-летии исторической высадки отряда Столетова, заложившего русский город на Каспии – Красноводск, должен жить в памяти россиян, как бы ни называли этот город теперешние правители Туркменистана.
Весь номер на одной странице
|