Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 31 (261) от 26 августа 2004 г.

 

Село под арестом (Сергей ЛЮБИМОВ)

Две бомбы под одно правительство (Александр КРУТОВ)

Упали дома на Челюскинцев и Мичурина (Елена НАЛИМОВА)

Космический полет покровской мысли (Елена НАЛИМОВА)

В областном правительстве — новый министр экономики (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Политический расклад Саратовской области (Александр КРУТОВ)

В мэры — по новому (Маргарита СПИРИЧЕВА)

По старой схеме (Елена НАЛИМОВА)

В Саратове детей девать некуда (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Ура: школьников помоют! (Елена НАЛИМОВА)

Перемена мест слагаемых (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Коммунальные системы переживают кризис (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Американское зеркало (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Спектакль в прокуратуре (Сергей НИКОЛАЕВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Всем велели лечь на пол, и ты вспоминаешь «Норд-Ост». Сотрудница «Мемориала» – о нападении на офис

Вечером 14 октября группа неизвестных в масках ворвалась в офис правозащитников «Мемориала» (Выполняет функции иностранного агента – Ред.) в Москве и сорвала показ фильма «Гарет Джонс» польского режиссера Агнешки Холланд о жертвах Голодомора. Полицейские, которых вызвали сотрудники центра, заблокировали вход в здание и закрыли наручниками дверь. Потом переписали данные паспортов у всех собравшихся. Читать полностью...


Год без Ирины Славиной

Год назад перед зданием управления МВД по Нижегородской области покончила с собой журналистка, главный редактор сетевого издания Koza.press Ирина Славина. Перед суицидом она оставила записку на своей странице в Facebook, попросив винить в своей смерти Российскую Федерацию. «Ъ-Приволжье» в специальном проекте собрал хронику событий, предшествовавших смерти журналистки и последовавших за этим. Читать полностью...


Amnesty: преследование шамана Габышева – это карательная психиатрия

Международная правозащитная организация Amnesty International потребовала от российских властей освободить якутского шамана Александра Габышева. 26 сентября его приговор о бессрочной принудительной госпитализации вступил в силу и Габышева, в 2019 году отправившегося в Москву «изгнать» Владимира Путина из Кремля, увезли в психоневрологический диспансер. Читать полностью...


Самые грязные выборы

Игорь Яковенко: «Достаточно очевидно, что сохранять власть Кремлю в течение всего этого времени удавалось прежде всего благодаря фальсификациям. В противном случае Путин давно лишился бы власти. Если бы в Думе были бы инакомыслящие, по-другому смотрящие на мир люди, думаю, сейчас Путин был бы не в Кремле, а под стражей. Потому что то количество преступлений, которые он совершил, безусловно, привело бы его в тюремную камеру, и еще приведет в дальнейшем. Именно поэтому нынешние хозяева страны с таким тщанием относятся к тому, чтоб подтасовать выборы. Потому что в этом для них залог спасения от возмездия». Читать полностью...


Выборы в Саратовской области – надругательство над законом и волеизъявлением граждан!

20 сентября в Саратовском обкоме КПРФ состоялась пресс-конференция лидеров местных коммунистов – депутата Госдумы Ольги Алимовой и депутатов областной думы Николая Бондаренко и Александра Анидалова. «Завершилось это гнусное «избирательное» шоу, которое выборами, при всём желании, назвать нельзя. Саратовская область оказалась верна себе, где каждый год выборы проходят все хуже и хуже», – заявила Ольга Алимова. Читать полностью...


Как убивали честные выборы

Относительно честные выборы были в 90-м году на выборах депутатов в областной, городской, районные советы (про нардепов РСФСР и СССР не говорю, хотя несмотря на трудности выдвижения, там прошло много неноменклатурных людей). Бюрократия той поры просто растерялась, кто и за кого должен был ориентировать УИКи на пары: Грачёв-Каноныхин, Ойкина-Макаревич (СССР)? У Ойкиной был перевес в административном ресурсе и она победила. Читать полностью...


«Вот так родина меня поздравила». Юбилей Льва Пономарева

2 сентября исполнилось 80 лет известному российскому правозащитнику Льву Пономареву. Он родился в Томске, по профессии физик, доктор физико-математических наук. Был народным депутатом России и депутатом Государственной думы первого созыва, руководил Общероссийским движением «За права человека» и Фондом «В защиту прав заключенных». С 1 декабря 2019 года Пономарев возглавляет Национальную общественную организацию «За права человека». Создатель сетевого сообщества «Конгресс интеллигенции». 28 декабря 2020 года Минюст России включил Льва Пономарева в первый список физических лиц – «иностранных агентов». Читать полностью...


Навальный посягнул на права граждан

Следственный комитет предъявил Алексею Навальному новое обвинение – в создании организации, посягающей на права граждан, сообщила РИА Новости в среду официальный представитель ведомства Светлана Петренко. Читать полностью...


Памяти Юрия Чернышова

16 июня в Саратове после тяжелой болезни скончался известный журналист, публицист, общественный деятель и краевед Юрий Леонидович Чернышов. С редакцией газеты «Богатей» была связана, начиная с 2007 года, его профессиональная журналистская деятельность. В ближайшем номере мы собираемся познакомить наших читателей с подборкой статей Юрия Чернышова. А пока предлагаем опубликованную в газете «Богатей» в 2009 году по случаю 70-летнего юбилея Юрия Леонидовича Чернышова статью Александра Никитина. Читать полностью...


Памяти Ларисы Рыжовой

Когда арестовывают человека, тяжелее всего приходится его маме. Лариса Рыжова была золотым человеком. И, думаю, не я одна нутром ощутила в эти дни, какая это горькая для нас для всех потеря. Читать полностью...



У страха глаза велики, или О том, как путинский полицейский режим ищет врагов власти там, где их нет

Бывшего директора «Открытой России» Андрея Пивоварова вечером, 31 мая, сотрудники полиции сняли с рейса «Санкт-Петербург – Варшава». Для этого самолет развернули буквально на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Пулково и задержали его вылет почти на два часа. Андрей Пивоваров задержан по уголовному делу, возбужденному в отношении него по статье 284.1 УК РФ – «Сотрудничество с нежелательной организацией». Читать полностью...





Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная полка

Тайна плюс-минус логика

Анна САФРОНОВА

Саратовский государственный музей имени Радищева выпустил книгу-альбом Владимира Солянова "Магеста".

Отпечатана книга в Москве в типографии "Новости", датой выхода значится 2003-й год, однако по разного рода техническим причинам она только что явилась к читателю.

Небольшое отступление от темы: недавно в Саратове вышла книга Ефима Водоноса "Выдающиеся мастера "саратовской школы" в зеркале художественной критики 1900—1930-х годов". По материалам, в ней собранным, легко проследить, как в процессе тоталитаризации методично растаптывали художников, которые ныне, выражаясь высокопарно, составляют славу отечества. Однако не скажешь, что критика была чисто идеологической, в ней сохранилось много живого и яркого. Создать подобную книгу на материале художественной критики второй половины минувшего века невозможно — взять хотя бы историю художников круга Николая Михайловича Гущина (к этому кругу, наряду с Михаилом Аржановым, Виктором Чудиным, Вячеславом Лопатиным, принадлежит и Солянов), длительное время обвиняемых в "формализме". Невозможно потому, что зрелое тоталитарное государство растаптывало уже без художественной критики, которая переживала естественный в таких условиях упадок: на смену ей пришла критика чиновничья. Поэтому книга Солянова имеет особую ценность. В "Магесте", помимо теоретических работ, есть главы "Детство", "Училище", "Тарту", "Душанбе", "Север", "Музей" — в них и биография художника, и биография пространства-времени. Самое приятное — легкий (но не примитивный) слог, прозрачная фраза: "Отец, по профессии сапожник, любил поэзию. И читал наизусть стихи русских поэтов. У отца был мирный, покладистый характер и, как говорили, золотые руки… но общий социальный недуг не миновал и его, а картежная игра, в которой по своему характеру он был обречен на проигрыш, — довершала дело". Здесь надо сказать о великолепной деликатности рассказчика: вспоминая о том, каким препятствием для образования, для творчества была система, он ни разу не впадает в публицистический гнев. Напротив, он рассказывает о множестве людей, малыми силами пытавшихся сохранить в себе "свое", никому не подвластное — и уже тем самым помогавших окружающим. "Негатив" же, особенно касающийся ныне здравствующих современников, сознательно оставляется за кадром. Во вступительной статье Л. Красноперовой к "Магесте" есть абзац, состоящий из одной фразы: "Его первая персональная выставка была сделана в 1973 году, но не открылась для зрителей". Обстоятельства не пояснены, не пишет об этом и сам художник. Зато информация о том, что за восстановление работы Ф. Рокотова Солянову была присвоена, минуя три предшествующие ступени, высшая категория реставратора масляной живописи, повторяется аж трижды: в предисловии, в авторском тексте и в резюме: ведь это делает честь не только художнику, но и (главное!) структурам, его труд оценившим. В авторском послесловии — масса благодарностей всем помогавшим и сочувствующим. У художника даже студенты — не "полуголодные", а "полусытые" (!) — как не вспомнить расхожее, но полезное деление людей на два типа: для кого-то стакан наполовину пуст, а для кого-то наполовину полон.

Владимиру Солянову противники в минувшей войне неинтересны, они лишь фигурки (с более или менее стертыми лицами) на фоне событий. Важно другое. Слово "понимание", может быть, и не совсем уместно: "Я считаю, что в изображении символа должна присутствовать тайна — как реальность, существование которой нельзя подвергнуть сомнению, но это именно та сакральная тайна, которая стоит за гранью возможностей нашего рассудка. Наша духовная сила — в осознании ее необъяснимости". (Из работы "Магеста. Визуальная среда".) В трудных попытках самопознания и самообъяснения Солянов общается с категориями необъяснимого больше, чем с реальным художественным контекстом своего времени. Возможно, именно такая "оторванность" (или свобода?) и замораживает бедных искусствоведов при оценке творчества художника: язык у них начинает как бы заплетаться, они просто не знают, какой терминологией оперировать. Из предисловия к книге: "Он не разрабатывал эзотерических сюжетов, не обращался к мистике, но устремленность к духовным ценностям, постоянно действуя в его искусстве, очищая его от мелкого, несущественного, постепенно обрела соответствующую им художественную форму" (я буду благодарна всем, кто объяснит мне: что чего от чего очищало и что чему стало соответствовать?!). Из резюме Анны Селивановой: "Размышления мастера интересны и полезны начинающим художникам…" А не начинающим — бесполезны, что ли? "Магеста", выходит, — что-то вроде ликбеза? Вряд ли. Пока же высокие художественно-критические умы путаются, обратимся к слову художника, который, собственно, и предлагает выработать новые критерии: "Поиск художественной формы как антропоморфной структуры, где центром внимания является духовная сущность человека, думаю, могла бы (а разве не "мог бы"? — А. С.) стать ключом и критерием в понимании и оценке непредсказуемо новых форм нового времени" (из работы "Символика в изобразительном искусстве и его экспонировании"). Увы, читатель вряд ли не заметит, как потяжелел, в отличие от биографических главок, стиль Солянова-теоретика… Он и сам это осознает: "…объяснить то, что обращено к интеллектуальной интуиции… задача неблагодарная и трудновыполнимая". Но не будем злословить — Солянов пытается создать новую систему художественно-критического мышления, а путь этот, понятное дело, не заасфальтирован.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |