| К свежему номеру |
Главврач в роли крестного отца
Александр НИКИТИН Газета «Православная вера» № 16 (396) от августа 2009 года в хронике епархии разместила информацию о том, что в 4-й детской больнице г. Саратова были крещены девять детей-отказников. Практика крестить детей-младенцев, находящихся в учреждениях здравоохранения, оказывается, широко распространена, и за несколько последних лет было крещено 400 младенцев. Само по себе это сообщение о локальном успехе православия Московской патриархии на земле Саратовской не могло не радовать. Вот еще несколько младенцев приобщены к неиссякаемому источнику нравственной чистоты и милосердия.
Смущало только одно, правда, не маленькое обстоятельство. Как мне сообщили в городском комитете здравоохранения, это крещение организовано самим главным врачом муниципальной 4-й детской больницы И.В. Брагиным. Сам И.В. Брагин, назвав себя атеистом, свою инициативу в совершении крещения младенцев отрицал, утверждая, что крещение вообще было совершено чуть ли не по инициативе саратовской епархии, священнослужители которой, приходя в больницу, сами и окрестили младенцев. И вообще, в больнице крестят младенцев уже 20 лет, с коммунистических времен, когда атеизм был государственной идеологией.
Нестандартная религиозная деятельность работников 4-й детской больницы по укреплению и расширению рядов православных верующих за счет крещения попавших под их опеку младенцев породила у меня ряд серьезных вопросов, которые требовали ответа.
Тогда я обратился к федеральным законам «О свободе совести...», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и к закону Саратовской области «О правах пациента», чтобы выяснить, включает ли в себя забота о здоровье, которую обязаны проявлять работники учреждений здравоохранения, и заботу о религиозных взглядах и предпочтениях пациентов, особенно, если эти пациенты – младенцы.
Вроде бы как не включает, поскольку верования пациентов – это их частное дело. Даже вроде бы как наоборот, поскольку отделена церковь у нас от светской жизни. А 4-я детская больница г. Саратова, как ни крути, светское учреждение, никакого ведомственного отношения к саратовской епархии не имеющее.
Усмотрев в инициативе по крещению младенцев явное злоупотребление служебным положением руководства больницы и нарушение закона «О свободе совести...», я обратился с соответствующим письмом к главе администрации г. Саратова В.Л. Сомову.
Получил я ответ за подписью заместителя главы администрации И.В. Архипова.
Ответ удивительный. Сначала я хотел просто отправить данный ответ в указанную газету и на этом успокоиться. Однако, по здравому размышлению, решил сам слегка порассуждать о происшедшем факте крещения младенцев и отношении к этому сомнительному факту нашей муниципальной бюрократии.
Чтобы читатели могли получить представление о предмете данной статьи, приведу содержательную часть ответа ответственного муниципального чиновника И.В. Архипова полностью:
«В соответствии с пунктом 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации. Таким образом, на время пребывания в стационаре ребенка, лишенного родительской опеки, опекуном является лечебно-профилактическое учреждение.
В соответствии с пунктом 3 ст. 16 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно- профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
Учитывая, что до момента оформления ребенка, оставленного без родительской опеки в дома ребенка, либо другие государственные учреждения, дети находятся в детских стационарах и их опекуном является руководитель стационара, следовательно, проведение религиозных обрядов с несовершеннолетними, лишенных родительской опеки, не противозаконно. Данная процедура в лечебно-профилактических мероприятиях проводится на бесплатной основе. Не проводится крещение детей, у которых уже подобраны усыновители».
Вы поняли, уважаемые читатели, ход изощренной бюрократической мысли?
Врачи больницы являются опекунами всех попавших к ним в медицинское учреждение младенцев и получают над ними полную власть, равную власти родителей.
Родители имеют право крестить своих детей. Главный врач больницы, как опекун, имеет право решить окрестить своих подопечных православным крещением. А мог бы и обрезание организовать, если бы был не православным, а, скажем, иудеем.
Обращение должностных лиц 4-й детской больницы в православную епархию с заявлением провести массовое крещение младенцев – это как раз и есть просьба находящихся в 4-й детской больнице граждан?
Впрочем, я вполне допускаю, что в криках девяти граждан-младенцев: «Уа-Уа», – нестандартно мыслящие руководители 4-й детской больницы услышали просьбу-требование, – «Окрестите нас! Немедленно окрестите нас!». А покровители из городской администрации в эту просьбу граждан- младенцев охотно поверили.
Ну, хорошо, скажет читатель. Закон, может быть, и нарушен. Но дело-то сделано хорошее. Нравственное.
Увы, и здесь не все просто. Поясню свои сомнения в благодати происшедшего для верующих православных христиан.
Сразу же встает вопрос: а кто у этих девяти младенцев был крестным отцом? Сам И.В. Брагин? По церковным канонам РПЦ, крестный отец нравственно обязан вплоть до совершеннолетия крестника проявлять неусыпную заботу о его воспитании истинным христианином, чтобы компенсировать неполноту благодати крещения младенца.
Как вы думаете читатели, взял на себя главный врач И.В. Брагин и другие работники 4-й детской больницы высокую нравственную ответственность перед Богом и своей совестью выполнять обязанности родителей и крестных по воспитанию окрещенных ими младенцев в истинно христианских правилах и наставлениях вплоть до их совершеннолетия?
Как-то не верится лично мне, что подобные кампанейские крещения могут укреплять православную веру и способствовать нравственному оздоровлению нашего больного общества. Едва ли будут работники 4-й детской больницы отслеживать весь жизненный путь своих крошек-пациентов до их совершеннолетия. И уж тем более своим личным примером и душеспасительными беседами наставлять их на путь истинный.
Может быть, у главного врача и были благие намерения. Только сдается мне, что подобными благими намерениями дорога в ад и вымощена.
Я взываю к здравому смыслу наших чиновников. Если, конечно, он у них есть. Вспомните нашу историю. Ничто так не подорвало авторитет православной церкви в России в глазах просвещенной части народа в начале прошлого века, как введение во всех школах обязательного предмета «Закон Божий». Намерение-то было хорошее. Только формальный бюрократический подход к неформальному духовному явлению, превращение святого, удивительного и мистического явления в прозаический скучный и непонятный учебный предмет, замена внутренней духовной работы в сознании ребенка примитивной зубрежкой, сделали свое дело. Негативное отношение практичных посредственных учеников к «Закону Божию» передалось и их практичным родителям, переживавшим за свои чада. И покров святости и благоговения перед священнослужителями был снят.
По этой причине и не устояла православная Россия в ХХ-м веке перед бурей и ураганом социальных потрясений. И в этой общественной непогоде голос православной церкви был тоньше писка. Народ его не услышал. Или не хотел услышать.
Сегодня перед Россией стоит великая задача нравственного оздоровления.
Сдается мне, что с подобными крещениями младенцев это сделать будет совсем непросто.
В заключение мне бы хотелось, чтобы наша городская прокуратура обратила внимание на то, что в области религиозного воспитания творят наши местные чиновники в учреждениях социальной сферы. Право же, есть над чем задуматься.
Весь номер на одной странице
|