Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 9 (653) от 14.03.2013

 

«Мертвые души» города С. (www.newtimes.ru)

Цитата недели

Непотопляемый Зотов? (Александр СВЕШНИКОВ)

В сферу ЖКХ придут перемены? (Виктория САТЧЕНКО)

«В мире цвета и цветов» (Лана СОКОЛОВА)

Не зная броду... (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

Губернаторское кредо: ни влево, ни вправо… (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Анатомия» партократии (Владимир ГАРМАТЮК, г. Вологда, специально для «Богатея»)

Cтолкновения спровоцировала полиция (политгазета.рф)

Строительный форум на вершине «Олимпа» (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Травля Шубенкиной продолжается (Виктория САТЧЕНКО)

Задекларируйте свои доходы! (А.Н. ВАСИЛЬЕВ, советник государственной гражданской Службы Российской Федерации 2 класса)

Упрощение кадастрового учета

Малый бизнес: жил и будет жить! (Владимир ВОЛОДИН, эксперт НИСИПП)

В.В. Кирюшина: «Девиз нашей организации: Вместе мы сможем больше!» (Гульжана БИГАЛИЕВА)

Зойка, квартира и другие (Екатерина БОГДАНОВА)

«И в радости, и в горести…»

Рыцари кисти и мольберта (Елена АНДРЕЕВА)

«Три девицы под окном...» (Лидия КРАСНОПЕРОВА, старший научный сотрудник)

Скелеты в шкафу ВВП (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Лицо Города

Музей речного флота: время собирать камни

Юрий ЧЕРНЫШОВ

В канун 23 февраля – Дня защитника Отечества – комитет по образованию города Саратова подвел итоги конкурса с невероятно муторным названием: «Городской смотр-конкурс муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Саратов» «Инновационные формы работы школьных музеев», посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве». Победителем в номинации «За лучшую работу с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны и боевых действий» — был признан Музей речного флота МКОУ ДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки».

Соответствующий Диплом был вручен Азовцеву Александру Николаевичу, руководителю, как довольно неопределенно указано в Дипломе. Надо полагать – руководителю музея. А что иное можно было написать в Дипломе? Если судить по штатному расписанию, то под весомым словом «руководитель» следует понимать «методист Комитета образования администрации Саратова на полставки минимального оклада». (Для справки: до 1 января 2013 года полставки от минимального оклада – это 2250 рублей).

В этом маленьком эпизоде по поводу большого события, 70-летия битвы, повернувшей ход Великой Отечественной войны, отражена вся трагедия нашего сегодняшнего общества, состояния памяти, культуры, духовной жизни страны и народа, сколь бы звучно ни звучали фанфары в дни торжеств и памятных дат.

И в том не столь уж повинен Комитет, на балансе которого числится Музей речного флота, музей со столь богатой историей, что она сама уже может считаться музейным экспонатом. И если бы не старания Комитета, то столь славное заведение могло бы уже последовать в небытие вслед за, скажем, Музеем трамвайно-троллейбусного управления Саратова, варварски разоренном и уничтоженном, или, в лучшем случае, Музеем авиационного завода, пока спасаемом в качестве музейного фонда неимоверными усилиями руководства технического университета. Музей речного флота еще существует, но, все же, не говорить о проблеме этого музея и его ценностей нельзя.

Чем славен музей? Огромным, без преувеличения, объемом материалов по истории речного флота. Экспонатов – более 500. И их несут и несут. Главным образом – ветераны, желающие сохранить для потомков историю своей страны. И хоть одно время музей даже назывался «Волгарь», его коллекция – это не только то, что связано с Волгой, но с морским флотом вообще. Куда, к примеру, зачислить материалы по подводному флоту? И музей с самого дня своего возрождения отмечает День моряка-подводника 19 марта. Не забыт этот День и в этом году. 15 марта здесь состоятся и собрание, и встреча ветеранов флота. Придут сюда и хранители истории речного флота, такие как Виктор Константинович Куренной, ветеран водной инспекции, некогда начальник нынешнего хранителя музея Александра Азовцева. «Энциклопедией флота» называет его Азовцев.

А как Музею речного флота обойти вниманием уникальную историю побега из фашистского плена военного летчика Ми- хаила Девятаева с 10-ю товарищами? 8 февраля 1945 года они на новейшем тяжелом бомбардировщике Хейнкель–111 улетели не просто из плена, а из секретнейшего места – острова Узедон, где испытывалось последняя разработка секретного оружия фашистов – крылатая ракета Фау–1, предназначенная для запуска с этого самого самолета?

Не удивительно, что рассказам беглецов не только не поверили во время войны, но и после войны. Девятаев находился под подозрением до 1953 года. И, имея диплом судоводителя (он еще в 1938 году закончил Казанский речной техникум и, заодно, аэроклуб, и был помощником капитана баркаса на Волге), работал грузчиком в Казанском порту.

Изменить жизнь героя помог случай. В его судьбу вмешался Сергей Королев, знаменитый конструктор советских ракет, начинавший после войны с того, что реконструировал и испытывал немецкие трофейные ракеты Фау–1. Девятова реабилитировали, присвоили звание Героя Советского Союза и доверили быть капитаном первого советского судна на подводных крыльях «Ракета» конструкции Ростислава Алексеева. Этот корабль Девятаев привел по Волге из города Горького в Москву в год Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и прокатил на нем тогдашнего руководителя коммунистической партии и государства Никиту Хрущева. Это сыграло роль и в судьбе кораблестроения на подводных крыльях, и в судьбе Девятаева. Позже он стал капитаном еще более крупного судна на подводных крыльях «Метеор». И как же не быть в музее экспозиции, посвященной этой удивительной, уникальнейшей истории? Ведь сегодня корабли подобного класса бороздят моря и реки по всему миру, да только не на Волге (волжские были проданы Китаю).

О музейных фондах, о его богатейшей коллекции экспонатов написано не мало. Особенно много материалов появилось в прессе осенью прошлого года – к 90-летнему юбилею создания музея как такового. Думается, только тогда многие саратовцы узнали, что в городе есть такой замечательный музей, который и начинался именно в нашем городе как историко-этнографический «Музей Волгаря» еще в 1921 году, хотя датой начала его работы считается 1922 год. И как начинался! В то время он располагался в знаменитом доме Шмидта на углу улиц Волжской и Соборной! Но где он находится сейчас, знают далеко не все саратовцы. Даже общий ориентир – в Домах 8-го марта – ничего не говорит. Во всяком случае, мне, во время первого посещения музея, несколько человек в этих самых «домах» не смогли указать на его расположение, даже находясь в двух десятках шагов от входной двери. Увы! Музей не имеет снаружи даже вывески. Поскольку он не самостоятельное учреждение, а как бы «находящееся» при Детско-юношеском центре морской и спортивно-технической подготовки, и это – не худший эпизод в его биографии.

Музей за свою историю пережил несколько кончин и возрождений. Первый раз его, что называется, до основания ликвидировали в 1935 году. По каким-то соображениям перевели в Нижний Новгород. И там, не в пример нынешним властям Саратова, нашли ему вполне достойное место: он стал Музеем речного флота при Волжской государственной академии речного транспорта! Чувствуете разницу? Академия и … Дома 8-го марта, в каком-то частном владении, на третьем этаже в двух комнатах.

А ведь более 20-ти лет прошло с тех пор, как музей в очередной раз возродился в 1992 году как Музей речного порта. И уже тогда один из известных саратовских журналистов писал: «У нового музея один существенный недостаток: располагается он далеко от города, в речном порту. И это не вина, а беда организаторов. Предлагали они разместить экспозицию в речном вокзале – на самом перекрестке туристических дорог, – да начальник речвокзала ответил недоуменным: «А зачем мне это нужно?».

В наше время все чаще и чаще слышится характерное для эпохи нравственного одичания – «Это мне не нужно». Через почти четверть века эти слова можно повторить почти дословно. Кто сегодня станет утверждать, что за последние 20 лет нравственное одичание приуменьшилось, а не превратилось в нравственный маразм? Сама судьба музея за этот короткий отрезок времени подтверждает пренебрежительное: «не нужно». В 2006 году музей снова испытала судьба на выживаемость. От его содержания отказался Речной порт, и вот тогда его взял на попечение городской Комитет по образованию.

А ведь за это время выловлено, осуждено и посажено достаточное число хапуг, расхитителей, откровенных взяточников и замаскированных коррупционеров… Даже притом, что в эти годы многое скорее укрывалось, чем раскрывалось, расхищенных средств по раскрытым делам, будь они возвращены государству и с толком использованы, вполне хватило бы на возрождения не одного такого музея, как Музей речного флота.

А дело того стоило и раньше, стоит оно и сегодня. Правительство области, его министерства головы ломают, чем бы завлечь туристов в Саратов. Придумывают довольно дорогостоящие быстротечные поездки по малым городам области. А того, что перед глазами, – не видят. Да найдите музею помещение близ берега Волги, и вот вам объект, привлекательный для туриста. Проезжающие через Саратов во время волжских круизов, едва сойдя с трапа корабля, могут попасть в уникальный музей. Тут есть смысл подумать и о сувенирах, и о книжной продукции, и о наборах открыток, и о буклетах, и даже о моделях – уменьшенных копиях находящихся в музее. Магазин судовых моделей при музее – как вам нравится такое предложение? Это будут, опять же, уникальные саратовские сувениры, которые обязательно привлекут туриста.

Нельзя не сказать и о человеке, который поддерживает речной флот музея в рабочем состоянии и даже множит его – об удивительном мастере-моделисте Виталии Михайловиче Денисове. Его руками создано и реставрировано множество моделей кораблей, составляющих сегодня гордость музея, и эта работа продолжается. Она могла бы стать еще плодотворнее, если бы музей обрел постоянное место и более высокий статус.

А мастер-класс судомоделирования – чем музей не место для этого? А библиотека морской литературы… Уже сейчас готовность расширять взаимодействие с музеем речного флота выражает библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина…

Господа чиновные люди, да напрягите же мозги, приложите хотя бы минимальные умственные усилия в сторону развития, а не в сторону выживания. Да и не выжить стране с таким, как сегодня, отношением к историко-культурному наследию. Не граждане вырастут в стране, а жлобы.

Мест для устройства музея у Волги предостаточно. Как вариант – пустующая мельница Шмидта, другая возможность – здание ателье военного пошива на улице Лермонтова, а всего около полдюжины подходящих зданий и помещений для «Музея Волгаря» можно насчитать в пределах набережной. Худшим вариантом было бы размещение его вдали от Волги. Этот был бы нонсенс, бездумное с точки зрения имиджа города и его бренда, как сейчас говорят, решение. Но пока, увы, до любого решения далеко.

Повторим еще раз то, на что не единожды обращала внимание саратовская пресса: музей мог бы стать туристической достопримечательностью Саратова, допол- нить его военно-патриотическую составляющую как города если не боевой (чему пока противятся высокие чиновные лица), то трудовой славы. Но это, видимо, станет возможно только в том случае, если музей возьмет под свою опеку областное правительство. То есть если статус музея изменится от не вполне определенного сегодня до статуса городского, а лучше областного музея. Работа эта не простая, но кто-то должен ею озаботиться. И если не правительство области, то кто же?

Многолетняя история уникального музея говорит, что только на инициативе снизу, только на героических усилиях энтузиастов можно, конечно, уберечь от варварства и сохранить исторические ценности и раритеты. Но чтобы музею развиваться, нужен государственный подход и государственная поддержка энтузиазма и энтузиастов. На крохоборстве и скопидомстве современное историко-культурное учреждение, каковым является Музей речного флота, не построишь. Время разбрасывать камни себя исчерпало. Пора камни и собирать.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |