Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 8 (522) от 04.03.2010

 

Там, где кончаются рельсы (Жители пос. Поливановка)

Внутренний эмигрант по «едросовским» причинам (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Люди во власти: роль личности в новейшей истории Саратова

Былое и горькие думы (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

У России женское лицо (Елена ТАЛПЭУ)

Что год «Франция–Россия» нам готовит (Светлана ТЕНЕТКО)

Суд встал на сторону мошенников (Илья МАКСИМОВ)

Какой быть городской думе (Петр ИВАНОВ)

С чего начинается большой спорт (Елена КРОВЯКОВА)

Кто и как «надзирал» за «Россией» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Оригинальная» история (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Автоподстава? (Елена ТАЛПЭУ)

Как отстоять право на долю собствености (В.В. КОНТАРЕВ)

Цена депутатского мандата, или Сколько стоит обман избирателя (А.И. ГРИШАНЦОВ)

КПМО: на бумаге и в жизни ((www.conspirology.org))

Беседа под песни и выставку открыток (Анатолий СВЕТИКОВ)

«Вольфгениальное Амадейственное Моцарство» (Лана СОКОЛОВА)

От Кельна до Саратова (Елена ТАЛПЭУ)

Романс в трех частях (Светлана ТЕНЕТКО)

Сезонная притча (Ромул ЛЪ Лээль)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Сны о Библии

Александр ДАВИДЕНКО

(Продолжение. Начало в № 7 (521)

Религиозная тема, тема Библии, стала для Шагала одной из основных, сопровождавшей его на протяжении всей жизни. Впрочем, «сопровождавшей» – неудачное слово, т. к. и своим рождением, и своей жизнью он был подготовлен к этому Служению, оно стало частью его самого, он и сам словно бы ощущал свое предназначение, поэтому неудивительно, что его живопись носит профетический (пророческий – Ред.) характер. Применительно к Шагалу вполне можно сказать: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1,9), ибо силой своего таланта побуждаемый дарованным свыше вдохновением, Шагал пытался донести до зрителей Послание, явленное на языке цвета и линий.

Первым обращением к иллюстрации Библии стал заказ А. Воллара на серию офортов. С целью получения своеобразного «благословения», а также чтобы глубже проникнуться ощущением мистического историзма событий Пятикнижия, Шагал совершает первую поездку в Палестину (посещать эту землю он будет в дальнейшем многократно). В результате в два приема (с перерывом, обусловленным 2-й мировой войной) в 1950-е годы он заканчивает эту работу. Э. Териад (А. Воллар скончался в 1939году) в 1956 году издает Библию в 2-х томах с офортами и предварительными гуашами. В этом же году Э. Териад осуществляет выпуск сдвоенного номера литературно-художественного журнала «Верв» с 18-ю, а в 1960-м году – с 25-ю цветными литографиями Шагала к Библии (на обратной стороне некоторых листов были отпечатаны черно-белые фотографии). При этом новые иллюстрации не повторяли старых композиций, использованных в офортах. В отличие от прежних офортов, эти литографии дают возможность более пристально взглянуть на описываемые события. Чаще всего здесь мы имеем не сложную совокупность симультанного действия, которое разворачивается на большом пространстве, а «крупные планы», позволяющие выявить глубоко личностное, интимное прочтение художником текста и его поэтическую интерпретацию. Это – своеобразные сны о Библии, откровения, пришедшего через Любовь. Именно в снах человек наиболее органично ощущает себя частью происходящего, что не под силу самому изощренному бодрствующему сознанию. У Шагала же свой особый универсум, в котором сны становятся реальностью, а реальность приобретает очертания снов и мистических фантазий. Поэтому его видению Библии веришь сразу и безоговорочно, стремишься войти и познать этот сложный, яркий и доброжелательный мир.

У Шагала в литографиях цвет раскрывается одновременно в двух ипостасях: он является источником абстрактного эмоционального восприятия, а также посредником, носителем некоего смысла, который художник хочет донести до зрителя. Цветные пятна – или полностью покрывающие лист, или вырывающиеся за пределы рисующих контуров, – как и сами эти контуры и линии, одновременно и гармонично взаимодействуют друг с другом, и живут каждая своей автономной жизнью. Эта двойственность отношений вносит дополнительную интригу в живописную трактовку образов и тем.

Именно цикл литографических размышлений на библейские темы и показан в саратовском музее имени А. Радищева. В черно-белых литографиях Шагал наиболее близок иудаистской традиции «неизображения» человека: это или «растительная» метафора («Плодотворный народ», «Сад Эдемский»), или просто кисть руки («Желание Бога»), или ступня, дополненная почти сложенными крыльями («Изгнание из Рая»), или условное изображение глаза – ока Божьего среди растительного орнамента («Божественное покровительство»), или аллюзии антропоморфности в сложных формах («В плену»), или – в крайнем случае – легкий, едва различимый намек на фигуру («Надежда»).

Цвет в литографиях поражает своим разнообразием: тонкими градациями тона, резкими контрастами, звучностью отдельных пятен. Линия певучая и гибкая, послушно следует за витальной энергетикой цвета, колеблясь и деформируясь, образуя собственные зоны эмоциональности и смысла. В представленном цикле Шагал не отображает противоречивость и сложность взаимоотношений человека и трансцендентного Бога, его основная тема – проявление трансцендентально понимаемой Любви в окружающей действительности, частью которой является и «прошедшая действительность», и мифопоэтическая. Именно этим чувством пронизаны все работы цикла, это чувство определяет и отношения Бога с земным миром (по мысли Шагала).

На двух листах крупным планом изображен праведник: «Сомневающийся Иов» и «Молящийся Иов». Зеленый цвет здесь является отражением божественного света, который то покидает сомневающегося (остается лишь зеленая искра в глазу), то возвращается к уверовавшему (у истово молящегося Иова окрашено все лицо). Сомнение выразительно подчеркнуто согнутой и безвольно повисшей кистью, подпирающей подбородок. Эффектен лист «Исайя»: на черном фоне белые рисующие линии выглядят ярким сиянием, а красная луна и синее «устыдившееся» солнце, к которым горестно вскинуты руки, усиливает драматизм сцены.

(Окончание в следующем номере)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |