Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 37 (639) от 22.11.2012

 

Саратовский экоколлапс (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Владимиру Седову – актеру и человеку (Елена АНДРЕЕВА)

Подождем до первой беды? (Иван СЕРГЕЕВ)

На пути к самоорганизации (Сергей ИВАНОВ)

Степанов и Ткаченко заслуживают срока? (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Как в старом анекдоте (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

ВТО гонит инвесторов из России (Пресс-служба ИГСО)

Как вернуть власть народу? (Илья МАКСИМОВ)

Нет в законе – нет и в жизни (www.ФОРУМ.мск.ru 20 ноября 2012 года)

Вернуть украденную власть (Исполнительный Комитет по выборам в Собрание Народных Депутатов Саратовской области Контактные телефоны: 903–007; 905–007)

Вся власть Советам?! Или ОНФ? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Бюджет Саратова: собственных средств – менее 50 % (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Контроль за загрязнителями воздуха (Комитет охраны окружающей среды и природопользования области)

Новые пункты Городского расчетного центра (Отдел маркетинга ООО «Городской расчетный центр»)

Обреченные люди, приговоренные дома (Виктория САТЧЕНКО)

Худое слово писателю полезно (Виктория САТЧЕНКО)

Проблема гастарбайтеров (Сергей ШАРАКШАНЭ http://mrija2.narod.ru/sdpr343.html)

Каждый год – как последний (Лана СОКОЛОВА)

Трагедия «правоты» (Елена АНДРЕЕВА)

Корпоративный праздник (Александр ДАВИДЕНКО)

Стабильность по-русски (Виктор БИРЮЛИН)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Очевидное-Невероятное

Мы придем на край земли!

24.11.2012

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«В России в малом видно много, а в большом – мало».

Тамара Фокина,

почетный проф.

ПИУ им. П.А. Столыпина

«Лучший способ изучения языка – так называемое погружение, когда никто вокруг тебя не говорит по-русски. Лучший способ изучения истории – ее проживание».

Дмитрий Быков

Верность первой мысли, выделенной в эпиграф, подтверждается попыткой сформировать оценку такого большого, безусловно, события, как Трансевразийская экспедиция ОНИО «Космопоиск–2012». Ведь даже недельное пребывание в вагоне, чтобы проехать в поезде РЖД по Транссибу через всю страну, многими оценивается как поступок, по меньшей мере, неординарный. А обратный, собственно экспедиционный путь, выглядит еще более неординарным. Но если копнуть историю, то в нее, согласно второй мысли, выделенной в эпиграф, следует погрузиться. И исторический пример такого погружения есть, история самого «погружения» сохранила свидетельство неординарности поездки по Транссибу. Такой наглядный пример существует в виде гигантского живописного полотна-панорамы Павла Яковлевича Пясецкого, на которой отображен весь этот путь.

Дороги, которые мы выбираем,

люди, которых мы выбираем

Вот немного истории или начала погружения в нее. Через некоторое время после начала строительства Сибирской железной дороги от Урала до Тихого океана (с мая 1891 года) руководители строительства обратились к Пясецкому с письмом: «Милостивый Государь Павел Яковлевич, – писал 26 июля 1894 г. начальник Управления по сооружению железных дорог МПС, – вследствие выраженного Вами согласия принять на себя труд исполнить по образцу написанной Вами панорамы Закаспийской жел. дороги подобную же панораму Сибирской железной дороги... имею честь просить Вас, Милостивый Государь, изготовить панораму предварительно для западносибирского участка…».

Не будем пересказывать всю историю создания панорамы Транссиба. В ее судьбе принял участие даже сам царь, знакомый с Пясецким и его картиной для двора – картиной царской яхты. Той самой, в командование которой мог вступить будущий адмирал Макаров, если бы не избрал себе иное – участие в геоктепинской экспедиции Скобелева. Не без трудностей, но в 1894–1900-х годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги Пясецкий изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Париже. И, тем самым, получила всемирную известность. (С 2004 года панорама находится на реставрации в Эрмитаже.)

В Новосибирске, в музее истории Западно-Сибирской железной дороги, самым интересным экспонатом считают восстановленный интерьер старинного купе пассажирского вагона, в котором совершает путешествие художник Пясецкий, создатель знаменитой панорамы «Великий Сибирский путь». Все сделано в натуральную величину: за окном непрерывно проплывают виды Великого Сибирского пути, а художник наблюдает проплывающие пейзажи и водит рукой с кистью по эскизу рисунка. Участники Транссибирской экспедиции могли себя почувствовать в роли Пясецкого, только в иных исторических условиях. Да и техника изменилась – не кисть, а фотокамеры и фотоаппараты стали основными инструментами, зарисовавшими Великий Транссибирский путь.

«Сектантство» как форма организации

В экспедициях не бывает случайных событий и случайных встреч – эта мысль не раз проговаривалась во время экспедиции, и в истинности ее не однажды приходилось убеждаться в Трансевразийской экспедиции лета 2012 года. Даже встречи с людьми, с которыми приходится в пути общаться, только на первый взгляд кажутся делом случая. Так же, как поначалу кажутся совершенно случайными и образования «сгустков» членов экспедиции, сбивающихся в группы для совершения тех или иных, зачастую не запланированных, действий. Этот хаотичный и очень существенный организационный момент экспедиции позволил, однако, охватить мониторингом очень большую территорию и получить сведения о самых разных сторонах жизни.

В отличие от академических экспедиций, где регламент проведения прописан достаточно четко, вольница Трансевразийской экспедиции проявилась уже в пути. Уже в вагоне стали складываться группы по интересам, даже отдаленно не подходящим под определение экспедиционных. Это были либо чисто туристические интересы, для удовлетворения которых «Космопоиск» стал удобной формой перемещения по земным просторам, либо поиск себя в какой-то духовной субстанции, существующих в этом пространстве, вроде посещения центров буддизма в Забайкалье.

Руководитель «Космопоиска» и экспедиции Вадим Чернобров, подметивший еще в поезде появление подобных тенденций, назвал их «сектантством». Так или иначе, но определение оказалось достаточно точным и применимым даже к самому руководителю. Будучи уже на острове Русском, при обсуждении дальнейших экспедиционных планов он довольно неожиданно присоединился к малочисленной группе желающих съездить в Китай и запасшихся для этого загранпаспортами. Благо, для россиян – обладателей загранпаспортов – съездить из Владивостока в Китай при содействии турфирм, организующих такие туры в свободную приграничную зону, проще, чем саратовцу съездить в Москву. Эта поездка состоялась и вызвала что-то вроде нервного шока у ее участников. Причиной чему стали не столько экзотика страны, сколько изумительные автомобильные дороги Китая (будь у нас такие дорогие, глядишь, и ОСАГО стоимость была бы ещё ниже) и гигантский размах строительства.

Во время пребывания на острове Русский сформировалась еще одна группа, пожелавшая подняться на гору Пидан высотой 1333 метра, расположенную в нескольких часах езды на электричке от Владивостока. Гора знаменита нагромождением скал с признаками регулярности, наскальными рисунками и дурной славой в связи с обитанием на ней «нечистой силы», наносящей непоправимый ущерб здоровью, а то и жизни тех, кто попытается заночевать на ней. И потому можно считать, что подъем с целью проверить действенность этой «нечистой» силы, – это какой-никакой, но все-таки эксперимент. Эксперимент прошел успешно, если не считать что некоторым участникам подъема, пожелавшим для чистоты эксперимента остаться на ночь на горе, пришлось очень не сладко. Но то, что нечисть на горе не водится, это, судя по жизнерадостному виду страдальцев, они установили со всей определенностью.

Так же еще в поезде сформировалась группа «сектантов», желающих съездить в порт Находку без определенной видимой экспедиционной цели. Остальные участники экспедиции были предоставлены сами себе. Обратный путь предполагал промежуточный сбор во Владивостоке и экспедиционный (опять же – не обязательный для всех) – в Могочинском районе Читинской области для выезда в тайгу с целью основательного обследования загадочных кратеров. О них сообщил местный егерь Сергей Гриков, о котором я писал в предыдущих заметках. Каким способом добираться до района встречи, каждая группа и даже каждый участник решали самостоятельно. Большая часть разбивалась на пары и следовала автостопом. Еще часть добиралась смешанным способом: часть пути поездом или электричками, часть автостопом. Третьи выбирали только поезд. Рыхлая структура состава экспедиции и отсутствие жесткой определенности целей, задач и распределения обязанностей, имела, однако, и некоторое преимущество. Она дала богатый материал для наблюдений и выводов о ментально-психологических механизмах стихийного формирования малых групп, их поведении и взаимодействии с местным населением.

Незапланированная встреча

Я выбрал самый простой способ передвижения – поезд. И после проведения экспедиционных работ по обследованию кратеров в Могочинской тайге – «где золото роют в горах», через сутки уже был на южной оконечности Байкала – в небольшом городе Слюдянке. Здесь, недалеко от окраины, на берегу Байкала, в местности, называемой Сухой ручей, был назначен очередной полевой лагерь с участием членов региональной организации «Иркутск-Космопоиск».

Слюдянка – название не случайное. Здесь имеется карьер, в котором добывается мрамор и другие поделочные камни. Многие станции московского метро отделаны здешними минералами. О себе местные власти также не забыли. Железнодорожный вокзал в Слюдянке – единственный в мире, изготовленный целиком из мрамора. И не напрасно. Внутри вокзала испытываешь какое-то светлое, можно сказать, радостное чувство.

Здесь на перроне я обратил внимание на парня и девушку с рюкзаками. Как оказалось – семейную пару. Пара – Андрей и Варя – из Сызрани, мы сразу почувствовали себя почти земляками, быстро познакомились и разговорились. Выяснилось, что пара свободно путешествует по Прибайкалью после посещения родственников в этих местах и успела познакомиться с жителем Иркутска Иваном. Иван, сам большой любитель путешествий по здешним местам, вызвался практически бесплатно – «за бензин» – быть проводником и предложил целую программу поездки на своем автомобиле плюс двухдневный сплав на катамаране по реке Иркут, что впадает в Ангару в Иркутске. Все это мероприятие выглядело авантюристически, но для меня, заядлого любителя водных походов, не обратить внимания на возможность сплава было немыслимо. И я навязался в спутники этой компании.

Иван обещал приехать в Слюдянку из Иркутска через пару дней. А пока я предложил Андрею и Варе отправиться в лагерь, благо он был – рукой подать. Пребывание в лагере и сюрпризы, которые преподнес Байкал, описаны в предыдущих заметках. Там моя коллекция экспедиционных находок обогатилась загадочным металлическим стержнем, которые, как сказали иркутяне, просто валяются по всей территории Байкальского Целлюлозно-бумажного комбината. Что сделало поездку с Иваном еще привлекательнее.

Иван приехал не один, а с другом – Андреем. Так сформировалась группа, которой предстояло объехать все южное Прибайкалье и совершить сплав по реке Иркут. Для этого действа на крыше праворульной иномарки громоздилась внушительная гора составных частей будущего катамарана, а на заднем сиденье вместе с нами – тремя пассажирами – устроился подвесной мотор. Но представить, как удастся совместить все намерения, было трудно, и оставалось полагаться на Ивана. И Иван рванулся по шоссе Иркутск – Чита сразу на восток вдоль Байкала – в сторону Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Нет, комбинат сам по себе не был целью путешествия. Просто мимо него пролегал путь к курортной зоне и заповедному месту – Теплым озерам на речке Снежной, через рощу гигантских черных тополей. И Иван, как добросовестный проводник, хотел обязательно показать нам это место.

Кстати, не погнушаюсь рекламой. Если вдруг кому-то из саратовцев захочется повторить наш путь, подскажу, как связаться с Иваном. Он не только любит путешествовать по Прибайкалью сам, но и предоставляет такую возможность тем, кому нужен не комфорт, а впечатления. Так нам удалось увидеть и даже «обнюхать» жуткое целлюлозное производство и предположить, что кроме беленой целлюлозы, необходимой для ракеты «Булава», здесь производится еще что-то из ракетного арсенала, чему, видимо, и служат загадочные стержни.

Пребывание у Теплых озер я описал ранее. Отсюда и начался наш неблизкий путь в Святую поляну – на широко известный курорт Аршан, к буддийским святым местам и к месту начала сплава по реке Иркут. Об этом – отдельный рассказ.

(Продолжение следует)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |