Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 12 (482) от 02.04.2009

 

Демократия по-Медведеву (Александр СВЕШНИКОВ)

Гармошка будет жить? (Владимир ЕФИМОВ)

«Либерально-демократический» день рожденья (Ксения БАТУЗОВА)

В КВЦ «Радуга» два новых зала (Екатерина БОГДАНОВА)

Общественники сказали «фе» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Как нам ребрендировать Гадюкино? (Леонид ЮРЬЕВ)

Об энтропии общества (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Саратовские отблески югославской войны (Александр КЛИМОВ)

Слезть с сырьевой иглы (Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ)

Экономическая грамотность против кризиса (Александр СОРОКИН)

В Саратов пришла иностранная дурь (Ксения БАТУЗОВА)

Гоголь как антисоветчик (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Открытое письмо (Д.Н. Данилович)

Права граждан и человеческое достоинство (Александр ГРИШАНЦОВ)

Умом буддизма не понять… (Екатерина БОГДАНОВА)

Элана: «Я чувствую себя во времени…» (Светлана ТЕНЕТКО)

Черный кот совсем не страшен (Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ)

«Россия» рухнула! (Петр КАШИН)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Елена Налимова: «Мне поступают угрозы»

Главный редактор и учредитель ИА «СтройСар» Елена Налимова рассказала о масштабной травле, которой подвергается она и её семья в последнее время практически ежедневно. Об этом журналистка написала в своём телеграм-канале 30 октября этого года. Читать полностью...


«Мечтал накормить весь мир, а умер от голода»

В Саратове прошла экскурсия по местам захоронений жертв политических репрессий. Читать полностью...





День памяти сталинских политзаключённых

Ежегодно в конце октября в России вспоминают советских репрессированных. 30 октября – с 1991г. государственный День памяти о трагедии, унесшей жизни миллионов – День памяти сталинских политзаключённых, тех, кто пострадал от репрессий советского режима. Читать полностью...


Современные коммунисты отрицают очевидное: сталинский Большой террор

Как сообщает пресс-служба ЦК КПРФ, на прошедшем 5 июля 2025 года XIX съезде КПРФ была принята Резолюция «О восстановлении полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Виссарионовича Сталина». Читать полностью...


Михаил Горбачев: «Так дальше жить нельзя»

Перестройка Михаила Горбачева оправдала ожидания и надежды лишь части общества – тех, кто хотел свободы слова, свободы совести, свободного политического участия и открытости внешнему миру... Читать полностью...



В Саратове полиция отказалась заводить на журналистку дела о неисполнении родительских обязанностей и дискредитации армии

Полиция в Саратове не стала возбуждать дела на журналистку Елену Налимову после обращения уполномоченной по правам ребенка в регионе Татьяны Загородней по просьбе члена «Боевого братства» Сергея Авезниязова. Читать полностью...


Первый съезд народных депутатов РСФСР

Ровно 35 лет назад – 16 мая 1990 года – в Большом Кремлёвском дворце в Москве начал свою работу первый в истории современной России свободно избранный парламент. Читать полностью...



Пострадавшие от БПЛА в Энгельсе ждут мизерные выплаты, а бизнес Володина получает сотни миллионов

Самая крупная атака беспилотников на Саратовскую область повредила по меньшей мере 2000 домов и дач в Энгельсском районе. И даже спустя месяц после атаки, обещанную правительством губернатора Бусаргина компенсацию получили менее сотни жителей. Но есть в Саратовской области граждане, более того – пенсионеры, кому государство оказывает материальную помощь на сотни миллионов рублей, даже когда они совсем в этом не нуждаются. Читать полностью...





Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

О нонконформизме с осторожностью

Александр ДАВИДЕНКО

Выставка художника из «круга Гущина» – Михаила Аржанова, приуроченная к 85-летию со дня его рождения и проходящая в «Доме Павла Кузнецова», интересна

по многим причинам. Это и достаточно большой объем акварелей и работ маслом, и высокое качество этих работ, и непубличность художника при жизни, и большой интерес в Саратове к его творчеству сегодня.

Знакомство с выставкой утверждает во мнении, что М. Аржанову равно близки, а потому достойны внимания, как художнику, и выразительность цветовых созвучий, и возможность структурирования, разъятия и нового созидания материальных конструкций, и величественность покоя, и упоение динамикой, и камерность лирических переживаний, и нервная взвинченность в восприятии окружающего мира. Все это находит отражение в его работах; причем нередко в одних и тех же вещах присутствуют в качестве творческих ферментов одновременно разные составляющие. Имеет место умелое и творчески увлекательное использование нескольких исходных матриц: колористическое напряжение французского фовизма, напряжение пластических форм немецкого экспрессионизма, псевдо-кубистическое дробление плоскостей (скорее, в версии А. Лентулова), использование приемов растворения фигуративности, эксперименты с «брутализацией» фактуры. Обращение к эстетике модернизма начала ХХ века в разнообразных ее проявлениях устойчиво и является своеобразной внутренней эмиграцией, нонконформизмом, тихим несогласием с официальными художественными стандартами. Эксперименты и полученные результаты, говорящие о широком диапазоне художественных поисков, являются итогом использования и разработки перечисленных матриц, при акцентированном внимании к одной из них. Псевдокубистическая трансформация формы, с оживлением нейтрального цвета более энергичным, уже использовалась итальянскими футуристами даже в портрете («Динамизм головы мужчины. 1914 г.» У. Боччони). Аржановская стилистика близка им, но футуристическая составляющая смягчена, в то время как колористическая усилена и обострена в соответствии с принципами французских фовистов. Ряд работ: «С книгой. Н.И. Свищева», «Свищева Н.И. 1968 г.», «Портрет Свищевой» вызывают в памяти и Лентуловских лежащих женщин (псевдокубизация форм еще более сглажена и поддерживается в значительной степени слегка геометризированными пятнами цвета – «увядший» кубизм), и Фальковские портреты («Портрет Мидхада Рефатова. 1915 г.», «Автопортрет на фоне окна. 1916 г.» – хранится в Саратовском музее). Может показаться довольно неожиданным, но пластика, колорит и даже структура композиции работы «Каюковка. 1966–1968 гг.» выдает сильное влияние раннего Р. Фалька («Пейзаж с парусом 1912 г.» – хранится в Саратовском музее).

«Темный» этап творчества М. Аржанова – напряженность изобразительно-живописного языка, богатство его драматической выразительности при использовании очень «суровой» палитры – отсылает нас к пластическим приемам, характерным для Ж. Руо, (например, «Голова клоуна» – в ГМИ им. Пушкина), а также, если погрузится в историю, – Ф. Гойи (его «черный» период) и Рембрандта.

Конечно, в «нашем» случае мы имеем дело с гораздо более декоративным вариантом этой выразительности: сочетание формальных приемов «ваяния» фактуры и формальной же выразительности цвета. Впрочем, возможно, влияние Ж. Руо не было прямым, возможно, посредником – «переводчиком с французского» – выступил Н. Гущин (известны его многочисленные автопортреты, транслирующие взгляд на мир через прищур недоверчивых и требовательных глаз). Как бы там ни было, но «Автопортрет с красным шарфом» получился значительным и глубоким. Здесь нелишне вспомнить высказывание Ж. Руо, говорившего о себе: «...я писал, открывая и днем и ночью веки чувственного мира, но закрывая их время от времени, чтобы лучше различить, как видение расцветает и начинает диктовать». Духовность собственного искусства была для него не просто дежурной фразой, заменяющей суть измышлением, она была глубоко укорененным принципом. Я бы не рискнул безоговорочно распространить эту позицию на М. Аржанова, – слишком много было у него увлечений формальными моментами живописи, но и ему часто бывало доступно внутреннее видение.

Пристальное внимание к фактуре, сгущение пластической речи до состояния «затрудненного» намека, превращение языка цвета в язык краски, малоподвижной массы, рождающей ощущение какой-то внутренней, если не угрозы, то настороженности, «взгляда исподлобья» следует (по-видимому) искать в синтетизме П. Гогена и его художественной трансформации сущего, а также в идеях «суггестивного искусства» О. Редона (правда, без излишней мистики). Здесь тоже, хотя и не столь последовательно, тем более не столь глубоко (скорее, поверхностно), заявляется желание увидеть в предмете нечто большее, нежели сам предмет, раскрыть не видимое, но знаемое и интуитивно ощущаемое.

Конструктивных возможностей чистого цвета «физической живописи» (так Ж. Брак называл фовизм за энергию цвета) было для М. Аржанова недостаточно, поэтому он не только моделирует им предметы и само пространство, нагружая его осязаемой материальностью, но и приглушает звучность красок, активируя драматические ноты, а также уделяет внимание характеру фактуры живописной поверхности, огрубляя ее (в этом он идет вслед за О. Фриезом, – смотри «Искушение. 1910 г.» из собрания Эрмитажа).

Интересен торжественными вспышками карнавальных огней в ночном небе «Декоративный черный пейзаж. 1964 г.». Он привлекает некоторой театрализацией пространства. Вполне возможно, толчком для этой работы стала живопись Н. Сапунова (например, «Ночной праздник» – в Саратовском музее). Экспрессия, выраженная, скорее, не характером мазка или неровностью фактуры, а общим «нервным» состоянием, проступающими потенциями цвета, замечательно реализована в «Ночном пейзаже с фигурой. 1960 г.». Казалось бы, беспорядочно разбросанные пятна краски приглушенных тонов, с «чернением», но обогащенные даже в тенях цветом, обретают созидающую функцию. Фантомы предметов невнятно, но настойчиво заявляют о себе, проявляясь причудливыми очертаниями. Колористическая драматургия завязана на контрасте единственного освещенного фонарем локального пятна и стремительно поглощающего свет ночного пространства.

В конце 60-х годов цвет становится у М. Аржанова более декоративным, драматические интонации приглушаются, форма, несмотря на деформацию, выглядит успокоенной, даже подчеркнутая неровность фактуры (иногда за счет островков фузы) прочитывается как элемент лирической, а не драматической выразительности. Таковы запоминающиеся «Ева. 1967 г.» и «Городской пейзаж. 1970 г.».

Палитра, которую использует М. Аржанов, разыгрывает свою собственную партию, создавая гармоничные и звучные сочетания, нагнетая интригу, повышая градус эмоционального напряжения. Но и в мажорно звучащих сочинениях пластический рисунок далек от умиротворения, что делает художника не безоговорочным сторонником фовизма, а лишь «сочувствующим» ему. Мазок не столько обтекает формы, выявляя их «видимое», сколько активизирует душевное волнение, раскрывает внутреннее содержание предметного, он становится энергичным, часто – нервным, добавляя в фовистское блюдо экспрессионистского перца.

Нередко непрерывный, протяжный мазок распадается на дробные, локальные, широкие, но короткие фрагменты, с закономерной «случайностью» синтезируемые в легко узнаваемые или интуитивно угадываемые формы (в этом случае фовистская цветность преодолевает кубистическую структурность). Настоящий праздник разнообразного цвета – сочного, местами обостренного, сходящегося то в гармоничных сочетаниях, то в ожесточенных дискуссиях, а также формы – преувеличенно материальной, осязаемой, жесткой, упругой, матовой, глянцевитой, сухой, жирной, – все это уместилось на небольшом, но выразительном картоне «Рыбы и лук. 1964 г.».

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |