| К свежему номеру |
Юбилей Учителя и ученики СХУ
24.08.2012
К 55-летию выпуска курса 1957 года
Владимир БУТЕНКО, засл. работник культуры РФ, член Союза журналистов с 1973 г., выпускник СХУ, 1957 г.
Утро первого сентября 1952 года наполнилось радостным щебетанием голосов новых друзей. Во дворе художественного училища на Советской улице, 65 большой сбор первокурсников. Звонок призвал всех в учебные мастерские и аудитории. Поступивших поделили на две группы, которые возглавили педагоги: Лидия Леонидовна Захарова и Владимир Антонович Белонович.
Два отделения училища, художественно-педагогическое и скульптурное, принимали желающих от 14 до 30 лет. Первое готовило учителей рисования и черчения средней школы. Художники, живописцы и графики получались из несостоявшихся учителей. Молодые видели себя художниками, старших по возрасту устраивала специальность учителя или оформителя (как сейчас какого-нибудь дизайнера-оформителя, к примеру, кухонь от производителя). И те, и другие стояли у истоков изобразительной грамоты, открывающей путь в искусство и побочным профессиям.
Курс художественно-педагогического факультета составили учащиеся: А. Алферов, Л. Арбатский, В. Бутенко, В. Бровкин, Р. Батаршин, В. Билько, П. Воеводин, А. Власов, Гаврилов, К. Грачева, Е. Головко, Б. Давыдов, Ю. Доломанов, В. Дудаков, Е. Зотов, Ю. Кострыкин, И. Кучма, Н. Курилов, А. Куприков, В. Лактионов, В. Михайлин, А. Моловствов, Д. Николаев, В. Озернов, П. Петриченко, А. Папшин, В. Романов, Л. Сазонов, В. Серебровский, В. Суслов, Н. Сухова, В. Твердохлебов, В. Федосеев, Ю. Чепурин, В. Чудин, В. Шарапов.
Первый год учебы рисовали гипсы, натюрморты, писали постановки акварелью. Тесная комната второго этажа с окнами во двор едва вмещала учеников, а в короткие осенне-зимние дни рано погружалась в темноту.
Прошедшие годы учебы были окрашены теплом товарищеского братства талантливых соучеников и плеядой звучных имен художников-педагогов, связывающих поколения воспитанников прошлого и настоящего. В этой благодатной среде росла смена воспитателей и художников.
Возглавляли училище тех лет Михаил Иванович Просянкин – директор и Владимир Ильич Никитин – завуч.
Это было время ярких мастеров-учителей, известных художников: Г.И. Мельникова, А.И. Бородина, А.В. Скворцова, И.Н. Щеглова, Э.Ф. Эккерт, В.К. Данилова, В.Ф. Гурова, Б.В. Миловидова. Все они прошли испытания жестокого времени, которое отразилось на характерах и внешнем виде. Как говорится, «Времена не выбирают, в них живут… и умирают».
Иван Никитович Щеглов – живописец от Бога. Тучный, малоподвижный, со следами страданий на изможденном, болезненном лице, выглядел старше своего возраста.
Известный график-офортист Александр Васильевич Скворцов, интеллигентный, мягкий человек, создал серию высокохудожественных офортов, вошедших в коллекцию московского музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, воспитал плеяду талантливых художников.
На втором курсе учебы композицию вел Алексей Иванович Бородин, 1915 года рождения, небольшого росточка, с кудрявой головой и живым взглядом подвижных глаз. Высокотворческий человек, труженик, прошедший суровые жизненные испытания с детских лет, в 1932 году поступил, а в 1936 году закончил Саратовский художественно-педагогический техникум (СХУ). В 1937 году был призван в Красную Армию, отслужив вместе с А.П. Кибальниковым, руководил изостудией в городском Доме пионеров.
С началом Великой Отечественной вой-
ны начались для Бородина годы художника-воина. С карандашом не расставался все годы войны, следствием чего стали многочисленные рисунки фронтовиков и событий. Война оставила глубокий след в биографии художника.
На общеучилищном фоне блистали талантливые ученики разных курсов. Известно, в школе и стены помогают. Кроме рекомендаций учителей, учились друг у друга. Одаренные курсанты Виктор Чудин, Рифад Батаршин, Юрий Касьяненко, Лев Сазонов, Виктор Шарапов оправдали надежды воспитателей и стали профессионалами.
Владимир Серебровский – яркая личность курса, выделялся интеллектом и способностями. Сын театральной семьи, известного оперного певца и мамы-балет-мейстера, после СХУ закончил ВГИК, стал театральным художником. Заслуженный деятель искусств России, служил главным художником МХТ им. А.М. Горького.
Не все учащиеся дошли до конца. Юрий Доломанов и Владимир Твердохлебов покинули училище после третьего курса. Юра, окончив студию МХТ им. А.П. Чехова, стал театральным художником, а Владимир, закончив СГУ, − ученым-математиком, доктором наук, академиком. Рифад Батаршин на третьем курсе был призван в армию на 3 года, соответственно закончил СХУ позже.
На смену маститым педагогам в 1952 г. в училище приехал Валентин Сергеевич Успенский, закончивший Ленинградский институт им. И.Е. Репина. А вскоре за ним в Саратов прибыл Илья Трофимович Богдеско. Окончив тот же институт, он стоял на распутье: куда податься? Вопрос решился случайно, как в азартной игре. Сейчас, предложил он жене, подходя к вокзалу, какой город попадется на глаза, туда и поедем! Судьба пала на Саратов. О! Там же Валька Успенский! Едем к нему!
Появление талантливого художника, дипломная работа которого «Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» стала событием в искусстве страны, было непредсказуемым. Полный сил и энергии, мастер рисунка внедрял на занятиях «живое рисование», устраивал мастер-класс. Со стороны это выглядело как эффектный аттракцион: на листе бумаги упругими линиями опытной рукой и точным глазом он нанес контуры Аполлона, с каждым движением уточняя и моделируя форму. Ученики вряд ли извлекли из этого пользу за легкостью рисования была большая школа.
Выпускник Боголюбовского рисовального училища, интеллигентный обаятельный педагог Александр Михайлович Синицын вел очень важный предмет – черчение, был главным методистом-куратором по ведению уроков рисования и черчения в средней школе области.
Георгий Леонтьевич Князев преподавал математику: алгебру, геометрию, тригонометрию. Он отлично понимал, с кем имеет дело и что с художника можно требовать. «Вам бы только кисточки, да живописульки…», – говорил он, держа аудиторию в напряжении. «Ну, головы садовые», – обращался к присутствующим, глядя на беспомощных математиков, как укротитель на рептилии, и начинал игру на нервах. Стоя перед открытым журналом, водил пальцем по списку фамилий, ища жертву опроса… «К дощечке с домашним заданием пойдет товарищ, ... пойдет товарищ…». Когда общество математиков от ожиданий доходило до эмоционального срыва, называл фамилию. Напряжение спадало.
Другой вариант психической зарядки с Изой Кремер. Ее имя и фамилию он использовал для щекотания нервов. После слов «И-за-кре…» у Изы падал пульс. «И-за-кре-пим! домашнее задание», заканчивал тираду Георгий Леонтьевич. Иза облегченно вздыхала. Он понимал, что никто из присутствующих математиком не станет, разве что Владимир Твердохлебов, потому, не строя иллюзий, шутил.
Талантливый артист, майор запаса, Георгий Леонтьевич играл не только на нервах, но и на фортепиано. Имея кроме университетского музыкальное образование, любил помузицировать, погонять гаммы, поразмять короткие пальцы на клавишах в свободные от занятий минуты, сыграть трогательные произведения Шуберта или Шопена. Без его участия, музыканта-исполнителя, не обходился ни один праздничный концерт. Его любили и уважали за яркий талант и человеческие качества.
На пятом курсе рисунок вел Борис Васильевич Миловидов, самый опытный и уважаемый педагог и к тому же разноплановый художник, создавший талантливые произведения живописи, графики. Его человеческие качества вкупе с педагогическим и жизненным опытом создавали благоприятную обстановку для учебного процесса.
Воспитанник свободных художественных мастерских, созданных в Саратове на базе Боголюбовского рисовального училища, ученик известных художников: П. Уткина, М. Кузнецова, А. Савинова, Миловидов, унаследовал серьезное отношение к рисунку русской реалистической школы.
Борис Васильевич воспитал поколение выдающихся мастеров изобразительного искусства, народных художников СССР: Николая Жукова, Бориса Неменского, Александра Кибальникова и многих других.
Борис Васильевич был выдающимся художником-книгоиздателем. И это не случайно: одно время его отец работал у самого Сытина, а сын впитал тонкости издательской технологии, что обеспечило ему понимание задач оформления изданий различной тематики – от мировой до русской классики, до детских и научно-популярных книг. Творческий труд художника был его человеческим счастьем…
Закончив пятилетний курс в 1957 году, выпускники влились в различные сферы деятельности общества. Жизнь определила интересы и цели каждого на последующие годы. Творчески активные художники пополнили Союз художников, стали заслуженными художниками, заслуженными деятелями искусств, заслуженными работниками культуры, достойными людьми нашего общества.
Весь номер на одной странице
|