Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 7 (651) от 21.02.2013

 

«Дар» Дубривному даром не пройдет (Виктория САТЧЕНКО)

Банк «Петрокоммерц» планирует участвовать в реконструкции гостиницы «Московская» в Саратове

Цитата недели (Станислав МЕРКУЛОВ публицистист и основатель арт-проекта «Деградация» www.echo.msk.ru)

Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Расплатиться любой ценой (Виктория САТЧЕНКО)

Абитуриенту, выбирающему вуз… (Лана СОКОЛОВА)

Из добрых чувств (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

Во что кургиняны превратят Россию? (Дмитрий БЫКОВ www.echo.msk.ru 18 февраля 2013 года)

Поздравляем с юбилеем! (Коллектив Саратовского областного Дома работников искусств)

Коррупцию в Саратове покрывают прокуроры?

Сказ о том, как приставов оклеветать хотели (Виктория САТЧЕНКО)

Улита едет, когда-то будет (Александр СВЕШНИКОВ)

Офшорам нужно объявить войну (Пресс-служба ИГСО)

Погреба «Надежды» (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Метеорит и суровые челябинские люди (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Мир задумался о метеоритах (www.inopressa.ru 18 февраля 2013 г)

Сергей Тащев. Исход (Александр ДАВИДЕНКО)

Среди шакалов и волков (Олег МОЛОТКОВ 2005 г)

Положение о проведении II поэтического конкурса «Памяти Олега Молоткова»

Игрушечная и добрая «Страна Кустодия» (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Мнение

Смотреть рекомендовано, или Список ста

Елена АНДРЕЕВА

Очень давно, во времена моей учебы в школе, на лето учитель литературы обычно давала список книг для внеклассного чтения. Поскольку в начале учебного года обыкновенно один из уроков был посвящен тому, что мы прочли летом, то, волей-неволей, даже «махровым» двоечникам, а их-то, как правило, спрашивали первыми, приходилось выбирать из предложенного перечня одну-две книжки, чтобы отчитаться за «проведенное с пользой лето». Впрочем, фильмы все смотрели почти одни и те же, так что выбор был не так велик как сейчас, и любая новинка собирала огромные очереди у кинотеатров и бурные обсуждения среди подростков.

Сейчас очереди в кинотеатры уже почти не выстраиваются даже в день премьеры. Зарубежных новинок, не в пример отечественным, в разы больше, да и Интернет играет свою роль – всегда можно найти тот или иной фильм в сети, зачастую еще до его официальной премьеры.

Список «100 фильмов», рекомендованных к просмотру в школе, вызвал не меньшую активность в обсуждениях, чем список «100 книг». Правда, если с книгами все было как-то попроще – есть рекомендательный список, и он уже разослан Минобразом по регионам, то с фильмами пока дело обстоит не совсем понятно. Вроде список-то тоже уже составлен, правда, только Минкультом, но ему еще предстоит пройти «проверку» Минобрнауки. К тому же в список «100» вошли пока только отечественные киноленты, снятые до 2000 года.

Напомним, что ввести в школах уроки, на которых ученики 6–7 классов изучали бы сотню лучших фильмов, предложил летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Министру культуры Владимиру Мединскому идея понравилась и он поручил департаменту кинематографии проработать порядок выбора списка киношедевров, причем так, чтобы там обязательно была квота на российские картины.

Скажем сразу, что с зарубежной частью списка возникли проблемы соблюдения авторских прав, и потому пока в списке только отечественное кино. Понятно, что Минкульт занимается «духовной» частью проекта, то есть собственно составлением списка, а проблемы и вопросы практической реализации идеи будут находиться в компетенции Минобрнауки России. Эти два министерства планируют провести совместную пресс-конференцию по поводу самой идеи факультативного урока кино в школах и возможных методах ее реализации, и уже после этого проект списка «100 фильмов» будет официально направлен в Минобрнауки России.

Список «100 фильмов» был составлен на основе предложений граждан. Осенью 2012 года все желающие могли на сайте mkrf.ru и сайтах ряда СМИ предложить по три отечественных и иностранных фильма, которые хотели бы рекомендовать для факультативного урока кино в школах.

Из получившегося перечня были отобраны фильмы, набравшие не менее 50 % голосов, – всего около 300. Этот список отредактирован специалистами НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов.

Среди фильмов, оказавшихся в списке 100 лучших – «Александр Невский» и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Иваново детство» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Маленькая Вера» Василия Пичула и «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Курьер» Карена Шахназарова и другие.

Можно по-разному относиться к списку «100 фильмов», у многих он вызвал нарекание в излишней академичности, больше подходящей студентам ВГИКа, об излишней военизированности (в списке 20 фильмов, посвященных второй мировой), аниматоры (три фильма) и документалисты (два фильма) недовольны ущемлением своих прав. В общем, список посеял раздор и в без того нестройных рядах киношников.

«Тот факт, что в этом списке из ста фильмов только три анимационных, свидетельствует о непонимании самой проблемы людьми из Минкульта. Без конца говорить о том, как нашим детям нужна наша замечательная отечественная анимация вместо американской, и одновременно лишать ее школьников, – как минимум непрофессионально», – сказал Гарри Бардин, автор «Летучего корабля», пластилиновых Красной шапочки и Кота в сапогах в интервью Интерфакс.

Если кинематографисты обижаются друг на друга, то общественность опять находится в волнении и даже некотором смятении о том, каким все же образом будут проходить занятия, кто и по каким методичкам будет прививать любовь к кино. Вроде бы задумка неплохая, но получилось, лошадь поставили позади телеги. Список уже готов, а вот куда и как его приложить, пока не слишком понятно. Но оба министерства, в отличие от обеспокоенных граждан, хранят олимпийское спокойствие. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов обещает, что при экспертизе Минобразом списка «100 фильмов» будут учтены возрастные ограничения и по каждому фильму педагогами и психологами должны быть выработаны рекомендации, ну а тем, кому самостоятельно будет не под силу справиться с этой задачей, министерство потянет руку помощи. По словам Ливанова, предварительное заключение по списку будет готово к началу следующего учебного года. К тому же, Минкультуры рассчитывает на то, что этот факультатив будет преподаваться школьникам с младшей школы и до 11-го класса.

А пока Минобразнауки проводит экспертизу списка «100 фильмов» и обсуждает, каким образом прививать школьникам любовь к отечественному кинематографу, мы, со своей стороны, решили узнать мнение о списке «100 фильмов» и проекте о введении факультативов по изучению кино, у тех, кто пишет о кино и снимает его.

Лев Гурский, писатель: Ничего плохого в том, что такой список составлен нет, равно как и ничего хорошего. Кажется, что все эти благие намерения бессмысленны.

Мне кажется, что если они (министерства – Авт.) хотят, чтобы у школьников возникла идиосинкразия, аллергия на какие-то фильмы, их надо включить в список. Все, что идет насильно, – это все будет плохо. Мы таким образом погубили Пушкина, Толстого, Достоевского. Теперь погубим еще и советскую киноклассику. Это очень грустно.

Татьяна Зорина, директор фестиваля «Саратовские страдания»: Мы готовы любой школе показать практически все фильмы, которые есть в списке. Все немые фильмы списка «100 фильмов», за редким исключением, есть в Интернете.

На первом фестивале «Саратовских страданий» мы организовали конференцию, которая называлась «Что такое медиа-образование». На тот момент все, кто имел в той или иной степени отношение к этому, высказывались, как это важно и нужно. Все говорили, что сейчас язык литературы уступает место для молодежи медиаязыку – появился Интернет, телевидение, компьютеры и все, что визуально школьники воспринимают быстрее и с большим интересом, и т. д.

На Западе медиа-образование существует уже много лет; например, немцы начинают учить детей держать камеру практически с детского сада. И изучение медиапродукции там считается совершенно естественным уже давно. Мы в этом смысле все время отставали. Так что с чего-то надо начинать.

Что касается списка «100 фильмов», возможно, это наименее затратный способ изучения отечественного кинематографа. Государство сейчас создать во всех муниципальных образования и по месту жительства клубы, подобные немецким, не может – не хватит ни средств, ни влияния, да и законов таких нет. В данном же случае можно почти на законодательном уровне принять программу и начать это делать. Пусть будет сто фильмов, может быть, это самый простой и не самый финансовоемкий проект.

Из списка «100 фильмов», на мой взгляд, процентов 20–30 могли бы быть другими. Но хорошо будет, если с этого начнут, а то, что здесь представлено немое кино, это замечательно. Начинать освоение кинематографа нужно именно с него – в мемом кино были сформированы жанры, все основные подходы, все принципы работы режиссера это своего рода азбука и если ты узнаешь азбуку, то потом легко начнешь «читать» все остальное. Это очень важный момент.

Если говорить о кино советского периода, то, с одной стороны, его не может здесь не быть, и оно представлено не просто с идеологической точки зрения, а как высочайшее достижение мирового кинематографа.

Для меня удивительно, что нет «Парада планет» Абдрашитова, мне кажется, это принципиальное кино и с идеологический, и с художественной, и с мировоззренческой точки зрения. Хотя в списке есть один из первых его фильмов «Охота на лис».

Не представлен более поздний период документального кино. Документальные фильмы есть, но в очень ограниченном количестве. Как можно не включить в программу «На десять минут старше» и «Высший суд» Герца Франка. «Высший суд» надо смотреть не только с точки зрения кинематографа, а просто с точки зрения психологии человека, а если учесть все происходящее в настоящее время, то это кино архиважное.

Несмотря на то, что Муратова сейчас живет за границей, без ее фильмов тоже нельзя – это российской кино, кино на русском языке, сделанное русским режиссером.

Из последних достижений, могла бы назвать довольно большой список режиссеров, которых люблю, но даже если его ограничить – без Звягинцева нельзя.

В этой ситуации (не включение в список фильмов после 2000 года – Авт.), если мы учим кино, если мы учим азбуке, то мы учим той азбуке, которой пользуемся сейчас. Даже если это кино спорное – есть повод поспорить. Считаю, что в списке должны быть фильмы наиболее близкие по году выхода ко времени, в котором мы живем – это обязательно. Иначе получается, мы учим только «античную» историю кино, но и «новейшую» историю кино обязательно нужно изучать.

Сейчас речь идет только об одном списке – отечественного кино. Невозможно изучать отечественное кино не изучая зарубежное. Мы же не можем показывать фильмы того же Эйзенштейна или Протазанова и при этом не упомянуть пионеров кинематографа. В списке «100 фильмов» есть Старевич, что не может не радовать, но ведь до него были и братья Люмьер, и Жорж Мельес.

Если мы говорим о медиа-образовании, то, конечно, это должен быть курс, который изучает российское кино, и курс, который изучает зарубежное кино. И так же, наверное, как курс, который должен изучать телевизионную продукцию. На этот счет у телевидения своя история. И это тоже часть медиа-образования.

Считаю, что нельзя ограничиваться только российскими фильмами. В принципе, если положить руку на сердце и абстрагироваться от личных пристрастий, то даже в этом списке можно освободить место для зарубежных и современных фильмов, т. к. есть фильмы, от которых, в принципе, можно отказаться.

Что касается претворения это программы в жизнь. У нас на студии есть пять-шесть человек, которые готовы, например, и 2–3 раза в неделю проводить такие факультативы по кино, к тому же зал Дома кино может вместить 3–4 класса сразу. Молодежь, которая знает кино, может помочь школьникам это кино воспринимать адекватно.

С другой стороны, можно пойти по пути канала «Культура», – наши выдающиеся критики могли бы начитать курсы и, например, разослать такие диски по школам. На первой стадии это тоже можно сделать.

Андрей Наймушин, директор ООО «ТПО «Нижнее-Волжская студия кинохроники»: Само начинание очень хорошее. Киноклубы страны, так или иначе, факультативами в школах пытались заниматься на протяжении всей истории отечественного киноклубного движения. Первая попытка создания подобных структур была предпринята в 1925-м году, когда была создано общество детского кино, одним из направлений которого были факультативы в школах. В 50-е годы были воссозданы киноклубы по стране, включая Саратов, в 60-е некоторые лидеры киноклубного движения пошли в школы, для проведения факультативов. Например, Наталья Каган, сценарист Нижневолжской студии, в 70-е годы создала факультатив на базе 13-й школы, позднее организовав киноклуб «Диалог».

В целом мы относимся к этому начинанию положительно, как это ни назови: 10, 100, 1000 лучших фильмов – главное, чтобы был факультатив, а дальше начинаются амбиции вокруг этого списка. Все киносообщество в обиде друг на друга – кого включили, а кого не включили.

То, что есть список, это хорошо. Может быть, у нас получится по приказу что-то сделать хорошее, удастся создать сеть факультативов в некоторых школах. Мы, со своей стороны, с удовольствием бы предоставили свою базу для факультатива школ хотя бы Волжского района. Представляю, как сложно найти людей «в теме» в каждой школе. Наверное, сейчас литераторы бросятся этим заниматься, но взгляд литератора на кинематограф своеобразный: они считают, что текст – это главное, что сценарий – это главное, кино – это не главное. Мы бы помогли и людьми, и фильмами – это не проблема. А будут это эти сто фильмов или какие-то другие… Плохих фильмов в списке нет, какие-то хорошие не попали, но никто не мешает их посмотреть.

«История кино» – я бы так назвал этот факультатив. Ведь это не просто пойти в киноклуб и посмотреть новое кино. Это культурологический срез того, что уже попало в классику отечественного кинематографа. Возможно, правильно, что в список «100 фильмов» не вошли фильмы конца девяностых и нулевых. Как можно говорить про фильм, снятый в прошлом году, что он попал в классику отечественного кинематографа. Я бы не стал сюда добавлять какую-то политику или уничижение отечественного кинематографа.

Все то, своеобразное, кино последнего десятилетия, которое в Канны возят, не рискнул бы объявлять классикой тоже и более того, не стал рекомендовать детям это смотреть и с этого начинать изучение кинематографа. Это может навсегда отвратить желание смотреть кино.

Что ж, пока в Минобразнауке думают, как внедрить факультативы в школах, саратовские киношники и киноклубовцы готовы предоставить свою помощь в решении этой проблемы. Правда, терзают смутные сомнения, захотят ли эту помощь принять школы.

И несмотря на то, что одни окрестили список «100 фильмов» как «сто ножей Голливуду», а другие считают, что навязывание фильмов приведет к отвращению от отечественного кино, разработчики программы уверены: без такого факультатива юное поколение россиян просто не увидит эти фильмы.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |