| К свежему номеру |
Здоровье Как уберечь от суицида
В.Г. ЗЕМСКОВ, заведующий диспансерным психоневрологическим отделением ГУЗ «Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии» Проблемы организации суицидологической помощи населению Саратовской области регулярно интересуют общественность, периодически обсуждаются в СМИ и находятся на контроле аппарата административного управления областью различного уровня и, в частности, министерства здравоохранения, психиатрической и наркологической службы. В начале 2012 г. это внимание усилилось. Именно тогда вступил в силу межведомственный «План мероприятий по организации профилактики суицидальных действий на 2012–2014 гг.», согласно которому администрации городов и районов области обязали ежеквартально отчитываться о проделанной работе через МЗ в правительство области. Известно, что без четкого организующего механизма добиться значимых результатов в том или ином виде деятельности невозможно. Организующий механизм, в свою очередь, эффективен при достаточном штатно-кадровом укомплектовании. Однако в данном разделе работы, по мнению автора, существуют пробелы.
Во-первых, как органы управления, так и общество в целом до конца еще не осознали, что профилактика суицидов не является только медицинской, а уж тем более психиатрической проблемой. По мнению специалистов, в России лишь 5 % лиц со склонностью к суицидам предпочитают обращаться с этой проблемой к врачу-психиатру или психотерапевту; предпочтение отдается обычным врачам общей практики, и примерно в 30 % случаев суицидальные переживания ими своевременно не распознаются. Значительная часть суицидентов вообще к врачам не обращается, но нередко они делятся своими переживаниями с окружающими их лицами.
Не только вышеизложенное, но и практический опыт кураторской работы психиатров диспансерного психоневрологического отделения на уровне городов и районов свидетельствует о необходимости совершенствования организационных подходов к превенции суицидального поведения.
Прежде всего, это внедрение мероприятий по межведомственной профилактике. В этом плане нам близка позиция сотрудников ФГУ ГМЦ Социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (Б.С. Положий, Е.А. Панченко), выделяющих на основе положений ВОЗ 4 уровня превенции самоубийств: универсальный, селективный, антикризисный и индикативный. В частности, это активное дифференцированное просвещение различных возрастных и социально-профессиональных групп населения в отношении факторов риска возникновения суицидального поведения; стимуляция антисуицидальных факторов и служб; формирование у взрослого населения представлений о правилах гармоничного воспитания детей в нужном направлении; внедрение целевых программ для различных групп населения; формирование мотиваций и установок укрепления психического здоровья; снятие психологического барьера у граждан перед обращением к психиатрам, суицидологам, психологам, психотерапевтам по поводу суицидов, депрессий и других суицидо-опасных состояний; активное раннее выявление лиц, входящих в группы суицидального риска; обучение населения навыкам распознавания депрессий и других личностных расстройств, суицидоопасных ситуаций; факторов, потенцирующих депрессии; разработка мероприятий постсуицидального периода (при незавершенных суицидах); предупреждение рецидивов суицидов; психокоррекционная работа с ближайшим окружением суицидента; налаживание внутрисемейных и других внутриличностных конфликтов; формирование и укрепление антисоциального барьера личности.
Создание антисуицидальных структур вне психиатрической службы, но под ее патронатом.
Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что среди общего количества суицидентов лица с зарегистрированной ранее психической патологией составляют 4–10 % от общего числа суицидентов. При этом многие специалисты в области суицидологии расценивают трагическую попытку психически больного человека покончить с жизнью не как суицид, а как несчастный случай, т. к. он не осознает, что делает.
Анализ суицидальных попыток, регулярно проводимый психиатрами, обязывает сопоставлять их с социально-экономическими и бытовыми факторами, предшествовавшими суициду. В одних индивидуальных случаях такая зависимость прослеживается, в других – нет; то есть для одних лиц неблагоприятные жизненные обстоятельства являлись основанием для попытки самоубийства, для других аналогичные жизненные невзгоды к этому не приводили, а порой, наоборот, стимулировали к действиям и поступкам по выходу из критической ситуации.
Тем не менее, относительные величины свидетельствуют о том, что уровень суицидов наиболее высок в территориях, отдаленных от промышленных и сельхозпредприятий, со слаборазвитой социально-экономической и культурной инфраструктурой, там, где проблематична любая занятость населения. Именно в этих же районах, видимо, в силу вышеперечисленных причин, высок уровень отравлений алкоголем и его суррогатами. Так, при среднеобластном показателе суицидальной активности на 100 тыс. населения в 2012 г. 25,7, в г. Саратове он составил 14,6; но в Воскресенском 66,1; Питерском 49,7 Дергачевском 47,4. Высокие показатели в Алгайском 47,3; Озинском 47,1 и других сельских районах.
Территории с городской инфраструктурой, более высокой занятостью населения любым видом деятельности, попадают в разряд населенных пунктов с более низким уровнем суицидальной активности (Балаковский 27,3; Энгельсский 21,0).
Среди сельских районов, как и в целом по области, в связи с самым низким уровнем суицидальной активности в последние годы выделяется Ровенский район (2011 год – 18,0; 2012 год – 6,0). Низкий показатель можно связать с тем, что значительная часть населения района в летнее время занята скотоводством и выращиванием арбузов, что дает постоянный среднегодовой доход. Население района многонациональное, значительна прослойка мусульман, много верующих, религиозные конфессии осуждают суициды. Несмотря на то, что 30–35 % суицидентов по области в момент совершения суицида были в алкогольном опьянении, лишь у 1–3 % имелась достаточно выраженная алкогольная зависимость, и они обращались за наркологической помощью. Большинство суицидентов – мужчины трудоспособного возраста.
Как уже указывалось выше, административные органы и общество в целом тяготеют все же к тому, что проблема больше является медицинской, психиатрической, т. е. основное бремя организации соответствующей профилактики пытаются переложить на медиков и, в частности, на психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов. Не отказываясь от работы, оценим все же известные нам штатные приказы, организующие работу в указанном направлении.
Основным документом, регламентирующим оказание медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, является приказ МЗ и СР РФ №566н от 17.05.12 г. В рамках этого приказа действительно предусмотрены структурные подразделения, оказывающие помощь добровольно обращающимся лицам в связи с кризисными и суицидальными состоянием: это кабинет медико-социально-психологической помощи и отделение «Телефон доверия».
При этом штатные должности психиатра, медицинской сестры, медицинского психолога, социального работника кабинета рассчитаны в приказе как 1 должность на 100 тыс. населения. На «Телефоне доверия» должности психиатра (психотерапевта по замене должностей), медицинской сестры, медицинского психолога рассчитаны как 1 должность на 200 тыс. населения.
Таким образом, исходя из численности населения территориальных образований, открытие кабинетов медико-социально-психологической помощи возможно только в гг. Саратов, Балаково, Балашов, Энгельс, а «Телефона доверия» в гг.Саратов, Балаково, Энгельс. Остальные 35 районов области лишены такой возможности.
Существующую проблему в какой-то мере можно было бы решить на местах, опираясь на приказ Минсоцздравразвития РФ № 543н от 15.05.12г. «Об утверждении Положения организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» предназначенного общесоматической службе. В рамках этого приказа предусмотрены такие подразделения, как кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки, однако штатного расписания такого кабинета к приказу не приложено. В приказе по разделу: штатные нормативы поликлиники – на 25 тысяч населения предусмотрено по одной должности психотерапевта, медицинского психолога, социального работника. В приложении приказа о штатных нормативах Центра здоровья указана должность медицинского психолога (психотерапевта) из расчета 0,5 единицы на 20 тыс. населения.
В штатных нормативах отделения медицинской профилактики также указана должность психотерапевта (медицинского психолога). Однако главные врачи ЦРБ пока не ввели указанные должности в свое штатное расписание. Практика показывает, что Центром по оказанию суицидологической помощи должно быть подразделение, которое не отпугивало бы население вывеской психиатрического учреждения. Даже там, где кабинеты медико-социально-психологической помощи при психиатрическом учреждении организованы и их штаты полностью укомплектованы необходимыми специалистами (г. Саратов, Балаково, Энгельс), посещаемость лучше в подразделениях, находящихся вне стен психиатрического учреждения, и там, где наряду с медико-психологическими консультациями посетитель может получать ответ по ряду других социально-бытовых вопросов.
С этой целью нами разработано временное положение о кабинете социально-психологической помощи и его заведующем, которое обсуждено на заседаниях межведомственных комиссий по социально-значимым вопросам и охране здоровья граждан при администрациях 11 районов зоны обслуживания Сароблпсихбольницы.
(Окончание следует)
Весь номер на одной странице
|