| К свежему номеру |
Фестиваль «Саратовские страдания» в Калининске
Елена АНДРЕЕВА
30 ноября Дом кино презентовал фестиваль «Саратовские страдания» в Калининске. Идея вывезти «Страдания» в область наконец-то вызрела, и калининский показ стал первой презентацией «Страданий» вне Саратова, несмотря на то, что фестиваль в будущем году отметит свой десятилетний юбилей. Саратовцы могут посмотреть фестивальные фильмы, как в дни фестиваля, так и после (пусть не все и недолго, но все же). А вот жителям районных центров, не говоря уже о небольших городках, это не просто затруднительно, а почти невозможно.
Наша ГАЗелька с саратовской группой «Страданий» и несколькими журналистами подкатила к кинотеатру «Победа» как раз к показу. В зале уже собрались первые зрители, самые юные. Открыла презентацию «Страданий» директор фестиваля Татьяна Зорина рассказом о фестивале и о том, какие фильмы привозятся на «Страдания». Мы уже привыкли к тому, что каждый год фестиваль открывается детским сеансом, фильмами, которые, как правило, или не показывают в кинотеатрах, или показывают редко. Группа «Страданий» привезла калиницам фильм «Мой папа Барышников» (реж. Д. Поволоцкий, М. Другой), который прошел в рамках детского фестивального сеанса в этом году. Поскольку не все детишки были в курсе того, кто такой г-н Барышников, то вкратце была рассказана история знаменитого танцовщика. Фильм «Мой папа Барышников» был выбран не случайно, одну из ролей в нем сыграл саратовский артист, один из ведущих артистов Саратовской академдрамы в прошлом, ныне – ведущий артист МХТ, народный артист Сергей Сосновский.
Чтобы как-то «включить» ребятню в процесс просмотра, перед началом с ними провели мини-викторину о героях мульт-фильмов представители саратовской группы: сценарист и режиссер Григорий Гришин, координаторы фестиваля Екатерина Русакович и Ольга Русакова. Как оказалось, первыми на ум детям приходили мультсериалы про Губку Боба, Скуби Ду, Винкс – то, что чаще всего идет на экранах. Было немного обидно за наших мультгероев, которых теснит зарубежное мультмыло, хотя чуть позже вспомнили и «Ну, погоди», и «Карлсона» и много других мультиков, на которых мы выросли. Викторина перед фильмом была только разминкой, ответы на более сложные вопросы юным зрителям предстояло дать после просмотра фильма. Впрочем, и с этой задачей они справились весьма успешно. В зале было столько рук и желающих ответить, что саратовцы немного опешили от такой активности.
Программу презентации разделили на две части – детский сеанс и основной показ, в который вошли любительские и экспериментальные фильмы, снятые жителями Калининска, а также фильмы, показанные на «Страданиях» в разные годы. Два из них – «Человек-машина» (Испания, реж. Р. Корелла, А. Морал) и «Штремт 89» (Румыния, реж. А. Пушкас, Д. Дулеа) – были показаны на фестивале этого года.
Надо сказать, что детский сеанс был совершенно бесплатным, а цена билета на конкурсный показ была чисто символической, по саратовским меркам, – десять рублей. Но, если судить по «Прейскуранту цен на платные услуги», который вывешен в фойе кинотеатра, то для Клининска это вполне нормальная цена за билет... на детский сеанс. И все же несмотря на будний день, зрителей было довольно много, а ведь анонсировали не боевик или триллер, а документальное кино.
В перерыве между сеансами и состоялся разговор за чашкой чая-кофе о кино и не только.
Калининск стал первым городом области, в котором решили провести презентацию, и не случайно. Во-первых, потому что Калининск – родной город Татьяны Зориной, здесь живут ее мама, родственники, люди, которые с радостью согласились поддержать идею проведения презентации «Саратовских страданий». Потому и решили начать именно отсюда. Если другие города пойдут навстречу, то «Страдания» с радостью покажут программу и в Балаково, и в Вольске, и в Балашове. Но все это, как полагает Татьяна Викторовна, в немалой степени зависит от взаимного интереса местных отделов культуры этих и других городов.
«Кино тяжело смотреть, этому учиться нужно, – уверена Зорина. – Мне интересно было смотреть кино калининское. Конкурс калининцы провели сами, сами все собрали, мы только отсмотрели материал. Мне бы хотелось, чтобы люди разного возраста могли посмотреть, что они делают, чтобы у них была возможность сравнить то, что они делают, с тем, что делают профессионалы. Постепенно нужно привыкать смотреть. Ведь если сравнить первые фестивальные показы, когда зал был почти пустой и показы последние, то мы видим, что и Саратов понемногу приходить стал. У нас две задачи: рассказать и показать, о чем делают кино, о чем думают в мире, насколько похожи и не похожи эти фильмы».
В проекте есть не только просветительская составляющая, но и своя медиаобразовательная задача – постараться сделать так, чтобы появлялись люди, которые хотят снимать кино, хотят поехать учиться снимать кино. В том, что кино нужно снимать, наверное, ни у кого не возникает сомнений.
И все же, наверное, первое, на что опирались организаторы «Страданий», – начать с того, что снимают жители (в нашем случае) Калининска – как взрослые, так и дети. В 2013 году пройдет Х фестиваль «Саратовские страдания». Организаторам фестиваля хотелось бы съездить в несколько городов и провести подобные акции, попытаться собрать любительские фильмы, чтобы все-таки представить на конкурсе саратовские фильмы, и не только представить, но и повлиять на то, чтобы снимали больше. «Жизнь ведь надо фиксировать, – считает Татьяна Зорина. – Если раньше постоянно писали, фотографировали, сейчас больше снимают, это остается в истории. Конечно, нам интересно выявить, у кого есть таланты к съемке. Сейчас идет много разговоров о том, что большое количество разнообразного кино, сериалов, но по сравнению с мирвым кино мы это соперничество не очень выигрываем, наши фильм почти не показывают. Очень мало воли и сил на это направлено», – убеждена директор «Страданий».
С Татьяной Викторовной трудно не согласится. Потому было приятно увидеть заинтересованность в этом вопросе со стороны начальника городского управления культуры Василия Демиденко. Василий Владимирович, дабы не откладывать дело в долгий ящик, сразу же предложил открыть киностудию. Мол, презентацию провели, а что дальше? Ведь сегодня детей больше интересует компьютер, значит, есть ниша детского досуга, которую надо заполнять – почему бы и не кино. «Откроем студию – вот пошло дело, и мы можем потом смело проводить на уровне района какие-то мероприятия, потом на уровне области, а потом, когда будем приглашать режиссеров на следующие мероприятия, – у нас уже есть студия, – по-хозяйски планирует работу Демиденко. – Короткометражные фильмы мы можем прокрутить и среди сел, и пригласить соседей, так что не стоит ограничиваться презентацией только здесь. И уж если мы о себе заявили, провели такую акцию впервые в области, значит, надо ее продлять – завтра у нас будут свои операторы и режиссеры. Точку не надо ставить на этом мероприятии. Тем более, что работа определенная проведена».
«Ведь у детей бывает очень интересные идеи, просто надо вникнуть в них. То, что мы привлечем внимание, – это когда-то в будущем, а сегодня – это занятость детей. У нас в райцентрах не так много мероприятий, на которые детишки бы шли с удовольствием, – посетовал Василий Владимирович. – Сейчас почти у каждого есть видеокамеры, телефоны, так что эта идея будет востребована у детей. Например, к юбилею города мы поработали и сделали много роликов, дети с удовольствием их делали, снимали, искали сюжеты неординарные, а мы теперь показываем».
Если учесть тот огромный материал, который накопили «Саратовские страдания» за девять лет работы фестиваля, в котором представлен почти весь мир – лучшие операторы, лучшие режиссеры, то было бы просто глупо им не воспользоваться и не поучиться на нем.
Идею о создании студии с удовольствием поддержала и Татьяна Викторовна. В Европе детей начинают учить понимать язык кино, снимать, как только это становится возможным, потому что визуальный язык – самый распространенный язык среди нынешнего поколения. Дети сейчас больше смотрят и меньше читают. С одной стороны это, конечно, прискорбно, но таковы реалии времени. И совсем не плохо, если дети будут знать азы и понимать кино, понимать, о чем с ними говорит режиссер. Процессу понимания современного кино приходится учиться не только детям, но и взрослым.
Часто мы сталкиваемся с тем, что фильмы, которые завоевывают первые призы в мире, появляясь на наших экранах, проходят при полупустых залах, и после первых 10 минут показа большая часть зрителей встает и уходит, потому что им неинтересно. И часто это связано не с фильмами, а с нами, зрителями. Существует длительный провал, лет в двадцать, когда не делалось кино в России. Пока эта ниша ничем не заполнена, и часто в Интернете ищется не хорошее кино и программы, а так называемое «черное» изображени еловека. Поэтому освоение медиаязыка – важнейшая проблема для нашей страны, особенно для молодежи. «Одна из задач нашего фестиваля, – сказала перед конкурсным показом Татьяна Зорина, – помогать осваивать медиаязык, чтобы мы могли считывать те смыслы в фильме, которые в нем заложены. Не просто сюжет, разговор о чувствах, взаимоотношениях, но те сложные мысли, связанные с восприятием мира, сакральные мысли, которые существуют как бы за кадром и которые считываются только тогда, когда ты знаешь этот язык».
В калининском блоке, который оценивало сборное жюри, – Василий Демиденко (г. Калининск), Григорий Гришин и Екатерина Русакович (г. Саратов) – прошел небольшой фрагмент фильма «История города Калининска», снятого местным учителем географии Василием Поздняковым. Фильм, по мнению Зориной, сделанный по телевизионным законам, очень культурное и умное кино. Далее были показаны детские программы – кто-то снимал о своем дедушке, маме, друзьях.
Подводя итоги конкурса любительских фильмов калининцев, Григорий Гришин отметил ценность каждой работы без исключения, поскольку «желание рассказать другому должно во что-то воплотиться. Мы своими фильмами пытаемся донести это, организуя фестиваль, мы хотим, чтобы каждый человек, которому есть что рассказать, – просто рассказал. А дальше, если есть желание рассказывать, делать что-то для других, – опыт придет, – считает Гришин. Особо жюри были отмечены два фильма – «История города Калининска» и дилогия «Мои друзья».
Как рассказал нашему корреспонденту автор дилогии Евгений Лукьянов, фильмы были сняты еще в 1997 году, на кассетную камеру, смонтированы на таком же кассетном видике. О том, чтобы отправить фильмы на конкурс, Евгений даже и не думал, но... «общественность» настояла. «Это было сд елано для себя, – поделился с нами Евгений. – Когда я услышал оценку Зориной, жюри, я был в шоке. Я не ожидал, что кино пролежит 15 лет на полке, а потом будет успех». О том, чтобы всерьез заняться кино, Евгений обещал подумать.
Презентация фестиваля «Саратовские страдания» подошла к концу. Награды нашли своих операторов и режиссеров. Калининцы увидели фестивальные фильмы, и интересно было наблюдать, как сопереживают они происходящему на экране или наоборот, не принимают режиссерскую задумку. Но, как мы уже говорили, в кино, как и в любом виде искусства, нужна насмотренность. А судя по грандиозным планам Василия Демиденко, насмотренность будет обеспечена не только горожанам.
Несмотря на грустную серость пейзажа за окном, от нашей поездки осталось чувство не формального, а очень нужного и важного дела, которое не станет очередной «галочкой» в отчете.
Весь номер на одной странице
|