| К свежему номеру |
Пора и кнут применить
Олег КОМАРОВ Весной, как известно, в Саратове традиционно вместе с горами наледи и снега сходит и асфальт. Сколько бы в него на словах и на бумаге не вкладывали денег и сил в прошлый ремонтно-строительный сезон – этот упрямый асфальт никак не желает лежать хотя бы в течение гарантийного срока, и его едва хватает на 3-4 зимних месяца. Странная закономерность обнаруживается в нашем Саратове, вы не находите? И ведь не спишешь на погодные условия: в иных городах России они такие же, а асфальт, положенный накануне летом, лежит. А вот у нас он превращается в полосу препятствий для автомобилистов.
Может быть, в процессе укладки асфальта горе-строители слишком много от него прихватывают в личных целях? Как и песка, и щебенки? Может быть, не соблюдаются технологии, а в подрядчики по укладке и ремонту улиц саратовские чиновники нанимают не тех, кто хочет честно и профессионально работать, а тех, кто готов занести и откатить?
Да, коррупционеров и воришек в городских дорожных ведомствах периодически отлавливают и даже иногда сажают – но достаточно ли, чтобы добиться желаемого эффекта? Достаточно ли имеющегося прокурорского «кнута», чтобы ремонт улиц каждый теплый сезон не превращался для города в головную боль, пробки и неудобства, а в итоге полезного «выхлопа» хватало бы едва на зиму?
Может быть, пора от уговоров и увещеваний переходить к серьезным наказаниям для расхитителей в коммунальной сфере города? Может, пора уже и настоящий кнут применить?!
Как человек, проработавший в муниципальной власти много лет, знающий ее изнутри, я уверен, что помимо строителей ответственность за огромные ямы и ухабы должен, конечно, нести и глава города. Но как он может отвечать всерьез за благополучие Саратова, за свои ошибки и провалы, когда даже полуофициально его признали в тройке худших в Поволжье по итогам первого квартала 2022 года. Как пишут СМИ, «в аутсайдерах оказались глава Ижевска Олег Бекметьев и мэр Кирова Дмитрий Осипов. Вместе с Михаилом Исаевым они составляют тройку самых низкорейтинговых глав городов Поволжья».
А еще наш Михаил Исаев так и остался в двадцатке худших мэров крупных городов России. И это констатирует не какая-то «левая» филькина грамота, а Национальный рейтинг мэров от Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», подготовленный совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ.
Что вменили Исаеву в первую очередь? Еще даже не отвратительный городской асфальт (это в будущем, если оно у градоначальника вообще есть!), а все тот же снег. И его уборку, и его утилизацию.
Я и сам давно говорю, что наш градоначальник годами и системно не исполняет надлежащим образом свои обязанности по обеспечению качественной работы коммунальных служб. Водоснабжение, коммуникации, уборка снега и мусора – все делается из рук вон плохо, разруха в Саратове стала уже притчей во языцех.
Вообще, наш господин мэр, кажется, попал в политические ножницы – его работой недовольны и снизу, и сверху. Народ ропщет и пишет массовые жалобы, а спикер ГД РФ Вячеслав Володин в феврале публично намекнул губернатору Валерию Радаеву, что тот может воспользоваться своим новым правом отстранения мэра от работы. Случайно ли?
Самое печальное, что администрация областной столицы не делает выводов из своих провалов прошлых лет. Ведь саратовская мэрия уже испытывала на себе меры прокурорского реагирования за отвратительную уборку снега и льда, за провалы при организации снежных полигонов. Неужели не надоело? А воз и ныне там!
Прошедшую зиму и вспомнить страшно. Саратовцы, балансируя на льду, сковавшем город, проходя под градом сосулек, получали в массовом порядке серьёзные травмы. Но единственное, что предприняла мэрия – это сомнительное решение о децентрализации работ по благоустройству города и создала новые МУПы по районам Саратова. Насколько «эффективны» эти МУПы – не мне вам рассказывать, поинтересуйтесь у той же прокуратуры. И вам расскажут про нецелевое использование средств, да и откровенное воровство.
Зато как бы ответственность с мэрии, получается, снята и теперь во всем виноваты районные главы, кадры того же самого Исаева?
Саратов даже прославился на федеральном ТВ, когда Первый канал рассказывал в одном из сюжетов: «С опаской передвигаются по улицам и жители Саратова. Главная опасность сверху, но люди жалуются и на сугробы на тротуарах». Люди с трудом отводили детей в детсады и школы. В снежном плену стояли «скорые» и мусоровозы. Люди не получали вовремя необходимой медпомощи, кучи мусора снова засыпали Саратов поверх куч снега.
В итоге и у меня лично, да и у большинства горожан появились закономерные вопросы. Кто конкретно ответственен за содержание городского пространства в зимний период? Наказан ли кто-либо за очередной снежный коллапс в текущем сезоне? Известно, например, что работы по содержанию дорог Саратова выполняет некое странное пензенское ООО «Гелиос». Контора работает по контракту на 50 миллионов рублей на содержание дорог в 2022 году. Когда деньги закончились, объявили торги еще на 200 « с хвостиком» миллионов рублей. Но создалось впечатление, что деньги просто рассовали по карманам ушлые пензенцы – им самим нужнее? И действительно, ведь в Саратове убираться самим, получается, некому, давайте нанимать сомнительных «варягов», с них легче будет получать мзду.
Да и вообще, надо заметить, что у нас традиционно местные бюрократы уповают на ласковое солнышко. Вот оно своими лучиками само проводит работу по таянию-уборке снега, а сметные деньги на уборку многомиллионными суммами списываются «кому надо».
Напомню, что многие коммунальные беды Саратова проистекают из-за произвола монополистов и концессионеров, вольготно ловящих своих золотых рыбок в мутной воде муниципальной коррупции. Сколько я в свои депутатские годы боролся с этими безобразиями, но один, как говорится, в поле – не воин. Зато мою правоту на днях в очередной раз подтвердила КСП – Контрольно-счетная палата Саратова. После проверок за истекшие три года (2018-2021) КСП выявила нарушения только в одном в МУПП «Саратовводоканал» на сумму 700 млн рублей. А сколько можно найти разбазаренных денег народа и бюджета, если глубоко копнуть по сусекам всех местных концессионеров-монополистов? Только «Саратовводоканал», как пишут СМИ, «утратил шесть «объектов оборудования», две тонны горюче-смазочных материалов, были безосновательно списаны 57 объектов основных средств и материальные запасы. Местонахождение списанного имущества не установлено, причины списания в КСП посчитали противоречивыми. Также была обнаружена пропажа машин МУПП, которые предприятие сдавало в аренду – из 143 машин ему вернули 92».
Можно ли это назвать хозяйственным управлением областным центром? Господин Исаев и его мэрия, видимо, согласно кивнут. Но и горожане, и официальные органы контроля считают иначе.
Саратов при его практически дефицитном бюджете 2022 года (там обещана дыра, как минимум, в 0,5 млрд рублей) продолжает влачить неприглядное коммунально-бытовое существование. Рост тарифов и цен в Саратове при этом не останавливается, вот недавно горожан «обрадовали», что с 1 мая 2022 года подорожает стоимость проезда еще и в городском электротранспорте. Пассажиры трамваев и троллейбусов будут платить за проезд 29 рублей наличными и 25 рублей банковской картой.
Пусть так. Но если бы собранные с города налоги хотя бы в половине своей оставались у нас в муниципалитете! Тогда даже при существующей повальной коррупции на развитие города, дорог и коммуналки оставались бы вполне приличные деньги. Однако, мы продолжаем «гнать» львиную долю своих налогов в столицу, будучи не в силах обустроить жизненное пространство города в стандартах 21-го века.
Наша муниципальная власть и снег-то убрать не в состоянии, куда ей решать сложные вопросы поддержки бизнеса, качественного выполнения социальных обязательств? Уверен, что если в предстоящие весенне-летний период по управлению городом не будут приняты серьезные кадровые решения – в следующую зиму наш областной центр опять будет тонуть во льду и снегах. Или это всех как бы устраивает?
ИА «Взгляд-инфо»
Весь номер на одной странице
|