| К свежему номеру |
Единые статус и пометка, новые реестры и запреты: как будут контролировать деятельность «иноагентов»
Госдума РФ 29 июня в окончательном чтении приняла Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собраны все нормы, которые касаются признания людей, организаций и общественных объединений иностранными агентами, а также все положения о регулировании их деятельности и контроле со стороны государства. Новый закон начнет действовать 1 декабря 2022 года. В рекомендациях рассказываем, по каким правилам должны будут жить и работать иностранные агенты после вступления принятого закона в силу. 1. Кто может стать иноагентом?
Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» впервые закрепляет в российском законодательстве понятие «иностранный агент» и дает ему определение. До этого в законах использовались более нейтральные формулировки, например, НКО, выполняющая функции иностранного агента, или физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.
Иностранный агент – лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и занимается политической деятельностью, ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, финансирует его или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, участвует в их создании или финансирует распространение или создание таких материалов.
Иностранным агентом смогут признать:
- российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы
- общественное объединение, действующее без образования юридического лица, или другое объединение лиц
- иностранную структуру без образования юридического лица
- физическое лицо независимо от его гражданства или его наличия.
При этом закон также содержит исключения. Так, иноагентами не могут быть признаны:
- органы публичной власти РФ
- лица, подконтрольные РФ, субъектам РФ или муниципальным образования, то есть юрлица, которые находятся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом
- публично-правовые компании, государственные компании и корпорации, лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами
- религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке
- политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке
- объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке
- различные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, владельцы дипломатических паспортов, должностные лица международных организаций, которые въехали в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей и т.д.
2. За что смогут признать иноагентом?
Для признания человека, организации или общественного объединения иностранным агентом необходимо сочетание двух факторов:
1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.
2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:
- осуществляет политическую деятельность
- ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (или финансирует его)
- распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы или участвуют в создании таких сообщений и материалов (или финансирует их создание или распространение).
А теперь подробно обо всем этом.
2.1. Что такое политическая деятельность?
Политическая деятельность – это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.
Согласно новому закону политическая деятельность может осуществляться в нескольких формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетов), публичных дебатов, дискуссий или выступлений
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за их проведением, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также участие в деятельности политических партий
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам и другие действия, которые оказывают влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или других нормативных правовых актов
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения других социологических исследований
- вовлечение граждан (в том числе несовершеннолетних) в вышеперечисленную деятельность
- финансирование вышеперечисленного.
К политической не относится деятельность в области:
- науки
- культуры
- искусства
- здравоохранения
- профилактики и охраны здоровья граждан
- социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан
- защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей
- социальной поддержки инвалидов
- пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта
- защиты растительного и животного мира
- благотворительная деятельность.
При этом новый закон содержит одну важную оговорку: вышеперечисленная деятельность не будет политической только в том случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации». Размытость этой оговорки – максимальная, а это значит, что при желании политической смогут признать даже благотворительность или защиту вымирающих животных.
2.2. Что такое «сведения в области военной, военно-технической деятельности России»?
Сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, стал основанием для присвоения статуса физического лица – иностранного агента еще в 2020 году.
Перечень таких сведений уже утвержден Федеральной службой безопасности. В нем 60 пунктов. Среди них:
- сведения о дислокации войск, их материально-техническом и финансовом обеспечении
- сведения о закупках товаров для их нужд войск
- сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках
- персональные данные военнослужащих
- сведения о рассмотрении сообщений о преступления в армии, которые расследуют ФСЮ или военное следствие СК (за исключением случаев, когда есть разрешение уполномоченных сотрудников СК или ФСБ)
- сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, сведения о целевых программах «Роскосмоса», а также о проблемах, в том числе в том числе финансово-экономических, которые сдерживают развитие госкорпорации.
2.3. Что такое «сообщения и материалы»?
К ним относятся:
- любой текст, видео, аудио, подкаст, книга, брошюра, программа семинара, публикация в научном зарубежном журнале и т.д.
- собственный пост в соцсетях
- репост чужого сообщения
- публикация материала в СМИ
- комментарий в соцсетях под чужим постом
- публикация и распространение любого информационного материала (за таковые признавали даже визитки и бланки НКО, изготовленные в типографии).
При этом тема или объем вашего «сообщения или материала» не важны для того, чтобы лицо признали иноагентом. Фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках, конечно, если человек, организация или общественное объединение находится «под иностранным влиянием».
2.4. Что такое «иностранное влияние»?
Нахождение лица под иностранным влиянием – главное условие для получения статуса иностранного агента. При этом в законе это понятие прописано максимально нечетко, что позволит правоприменителям трактовать его очень и очень широко.
Иностранное влияние – это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Поддержка – лишь одна из форм иностранного влияния. В законе дается такое определение.
Поддержка – предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Все эти формулировки, которые используются в законе, например «убеждение», «принуждение», «иными способами» и «в иных формах» дадут контролирующим органам возможность применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами: признавать иноагентами практически кого угодно.
2.5. Что такое «иностранные источники»?
Согласно новому закону иностранными источниками являются:
- иностранные государства
- органы публичной власти иностранных государств
- международные и иностранные организации
- иностранные граждане
- лица без гражданства
- иностранные структуры без образования юридического лица
- лица, уполномоченные вышеуказанными источниками
- граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от вышеуказанных источников, или действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств или другого имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ)
- российские юридические лица, бенефициарными владельцами являются иностранные граждане или лица без гражданства; лица, находящиеся под влиянием источников, указанных выше.
3. Единый реестр иностранных агентов: как попасть и как выйти?
Сейчас в России есть четыре реестра, в которые вносят различных «иностранных агентов»:
- реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
- перечень общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента
- реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента
- реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
После вступления в силу нового закона, то есть с 1 декабря 2022 года, эти реестры будут упразднены, а вместо них появится Единый реестр иностранных агентов. Его также будет вести Министерство юстиции РФ. В новый реестр перенесут сведения обо всех, кто ранее уже получил этот статус и был внесен в один из реестров.
Реестр иностранных агентов будет содержать:
- фамилию, имя и отчество иностранного агента или его наименование
- информацию об основании для включения в реестр с указанием конкретных норм Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
- дату принятия решения о включении в реестр.
Статус иностранного агента организация, общественное объединение или человек будут получать не в день включения в реестр, а на следующий.
3.1. Добровольное включение в реестр
В новом законе закреплена обязанность лиц, которые «намереваются действовать в качестве иностранного агента», до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Порядок и форму этого заявления должен утвердить Минюст. Такие заявления будут рассматриваться в течение десяти дней, после чего Минюст должен будет решить, нужно ли включать лицо в реестр или нет, и сообщит об этом.
От обязанности подавать такие заявления закон освобождает только:
- иностранные журналисты, аккредитованные в РФ
- другие лица (какие именно, решит Минюст по согласованию с ФСБ и органами исполнительной власти).
3.2 Принудительное включение в реестр
Минюст сможет и самостоятельно включать в реестр организации, общественные объединения или людей, которые, по его данным, являются иноагентами, но не подали заявление добровольно. В этом случае ведомство должно будет уведомить включенное в реестр лицо не позднее, чем спустя пять рабочих дней со дня включения в реестр.
В том числе Минюст сможет включать в реестр и иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, если они будут заниматься «иноагентской» деятельностью, не относящейся к профессиональной деятельности журналиста. В этом случае решение принимается по согласованию с МИД.
Решение о включении в реестр можно обжаловать в суде.
3.3 Можно ли выйти из реестра?
В новом законе прописаны следующие основания для исключения иностранного агента из реестра:
- прекращение деятельности юрлица в связи с его ликвидацией
- прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юрлица, иного объединения лиц, иностранного структуры без образования юрлица
- смерть физического лица
- решение Минюста, принятое по результатам внеплановой проверки (об основаниях для внеплановых проверок можно прочитать здесь).
Согласно новому закону внеплановая проверка может быть проведена как по заявлению третьих лиц, так и по заявлению самого иностранного агента. Таким образом, закреплен порядок выхода из реестра по инициативе лица, включенного в него. Это прямо указано в части 2 статьи 8 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Заявление об исключении иностранного агента Минюст должен удовлетворить в нескольких случаях:
1. Если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и (или) не занимался «иноагентской» деятельностью (при повторном исключении – в течение трех лет).
2. Если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников.
Минюст должен провести проверку по заявлению иноагента в течение шестидесяти дней. В случае, если эти факты подтвердятся, иностранного агента исключат из перечня. Если же Минюст придет к выводу, что в заявлении изложены недостоверные факты, он должен будет вынести мотивированный отказ, который можно обжаловать в суд.
Кроме того, отдельная возможность выйти из реестра будет и у людей, которые попали в реестр впервые: человек будет иметь право подать в Минюст заявление в свободной форме об исключении из реестра, приложив подтверждение того, что обстоятельства, послужившие основанием для включения в реестр, прекращены. Решение по этому вопросу ведомство должно будет вынести в течение 30 дней. Порядок принятия такого решения утвердит Минюст.
Окончание следует…
Центр защиты прав СМИ, 29 июня 2022 года
Весь номер на одной странице
|