Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 6 (846) от 05.07.2022

 

Cаратов на «военном положении»? (возвращаясь к напечатанному) (Александр СВЕШНИКОВ)

Делайте как мы, делайте лучше нас! (передавая общественный опыт) (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, сопредседатель НОД «Союз жителей аварийных и ветхих домов города Саратова»)

Будет ли когда-нибудь в Глебучевом овраге Саратова парк? (Роман ФОМИН)

И пленум не поможет вернуть социализм (Григорий ПОЛУЭКТОВ)

Постановление Съезда Партии от 16.04.2022 г. № 436 «О ситуации в России и перспективах партии» (Николай РЫБАКОВ, председатель объединенной демократической партии «Яблоко»)

Паспорт невозвращенца (Екатерина АНДРЕЕВА)

Представления Путина как геополитическая реальность

Между местью и забвением: концепция переходного правосудия для России (Н.А. БОБРИНСКИЙ, С.М. ДМИТРИЕВСКИЙ)

Как не платить коммуналку, прикрываясь указами президента (Александр СЕДУНОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Единые статус и пометка, новые реестры и запреты: как будут контролировать деятельность «иноагентов»

Госдума РФ 29 июня в окончательном чтении приняла Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собраны все нормы, которые касаются признания людей, организаций и общественных объединений иностранными агентами, а также все положения о регулировании их деятельности и контроле со стороны государства. Новый закон начнет действовать 1 декабря 2022 года. В рекомендациях рассказываем, по каким правилам должны будут жить и работать иностранные агенты после вступления принятого закона в силу.

1. Кто может стать иноагентом?

Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» впервые закрепляет в российском законодательстве понятие «иностранный агент» и дает ему определение. До этого в законах использовались более нейтральные формулировки, например, НКО, выполняющая функции иностранного агента, или физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.

Иностранный агент – лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и занимается политической деятельностью, ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, финансирует его или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, участвует в их создании или финансирует распространение или создание таких материалов.

Иностранным агентом смогут признать:

  • российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы
  • общественное объединение, действующее без образования юридического лица, или другое объединение лиц
  • иностранную структуру без образования юридического лица
  • физическое лицо независимо от его гражданства или его наличия.

При этом закон также содержит исключения. Так, иноагентами не могут быть признаны:

  • органы публичной власти РФ
  • лица, подконтрольные РФ, субъектам РФ или муниципальным образования, то есть юрлица, которые находятся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом
  • публично-правовые компании, государственные компании и корпорации, лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами
  • религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке
  • политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке
  • объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке
  • различные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, владельцы дипломатических паспортов, должностные лица международных организаций, которые въехали в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей и т.д.

2. За что смогут признать иноагентом?

Для признания человека, организации или общественного объединения иностранным агентом необходимо сочетание двух факторов:

1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.

2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:

  • осуществляет политическую деятельность
  • ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (или финансирует его)
  • распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы или участвуют в создании таких сообщений и материалов (или финансирует их создание или распространение).

А теперь подробно обо всем этом.

2.1. Что такое политическая деятельность?

Политическая деятельность – это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.

Согласно новому закону политическая деятельность может осуществляться в нескольких формах:

  • участие в организации и проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетов), публичных дебатов, дискуссий или выступлений
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за их проведением, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также участие в деятельности политических партий
  • публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам и другие действия, которые оказывают влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или других нормативных правовых актов
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения других социологических исследований
  • вовлечение граждан (в том числе несовершеннолетних) в вышеперечисленную деятельность
  • финансирование вышеперечисленного.

К политической не относится деятельность в области:

  • науки
  • культуры
  • искусства
  • здравоохранения
  • профилактики и охраны здоровья граждан
  • социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан
  • защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей
  • социальной поддержки инвалидов
  • пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта
  • защиты растительного и животного мира
  • благотворительная деятельность.

При этом новый закон содержит одну важную оговорку: вышеперечисленная деятельность не будет политической только в том случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации». Размытость этой оговорки – максимальная, а это значит, что при желании политической смогут признать даже благотворительность или защиту вымирающих животных.

2.2. Что такое «сведения в области военной, военно-технической деятельности России»?

Сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, стал основанием для присвоения статуса физического лица – иностранного агента еще в 2020 году.

Перечень таких сведений уже утвержден Федеральной службой безопасности. В нем 60 пунктов. Среди них:

  • сведения о дислокации войск, их материально-техническом и финансовом обеспечении
  • сведения о закупках товаров для их нужд войск
  • сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках
  • персональные данные военнослужащих
  • сведения о рассмотрении сообщений о преступления в армии, которые расследуют ФСЮ или военное следствие СК (за исключением случаев, когда есть разрешение уполномоченных сотрудников СК или ФСБ)
  • сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, сведения о целевых программах «Роскосмоса», а также о проблемах, в том числе в том числе финансово-экономических, которые сдерживают развитие госкорпорации.

2.3. Что такое «сообщения и материалы»?

К ним относятся:

  • любой текст, видео, аудио, подкаст, книга, брошюра, программа семинара, публикация в научном зарубежном журнале и т.д.
  • собственный пост в соцсетях
  • репост чужого сообщения
  • публикация материала в СМИ
  • комментарий в соцсетях под чужим постом
  • публикация и распространение любого информационного материала (за таковые признавали даже визитки и бланки НКО, изготовленные в типографии).

При этом тема или объем вашего «сообщения или материала» не важны для того, чтобы лицо признали иноагентом. Фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках, конечно, если человек, организация или общественное объединение находится «под иностранным влиянием».

2.4. Что такое «иностранное влияние»?

Нахождение лица под иностранным влиянием – главное условие для получения статуса иностранного агента. При этом в законе это понятие прописано максимально нечетко, что позволит правоприменителям трактовать его очень и очень широко.

Иностранное влияние – это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Поддержка – лишь одна из форм иностранного влияния. В законе дается такое определение.

Поддержка – предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

Все эти формулировки, которые используются в законе, например «убеждение», «принуждение», «иными способами» и «в иных формах» дадут контролирующим органам возможность применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами: признавать иноагентами практически кого угодно.

2.5. Что такое «иностранные источники»?

Согласно новому закону иностранными источниками являются:

  • иностранные государства
  • органы публичной власти иностранных государств
  • международные и иностранные организации
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства
  • иностранные структуры без образования юридического лица
  • лица, уполномоченные вышеуказанными источниками
  • граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от вышеуказанных источников, или действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств или другого имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ)
  • российские юридические лица, бенефициарными владельцами являются иностранные граждане или лица без гражданства; лица, находящиеся под влиянием источников, указанных выше.

3. Единый реестр иностранных агентов: как попасть и как выйти?

Сейчас в России есть четыре реестра, в которые вносят различных «иностранных агентов»:

  • реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
  • перечень общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента
  • реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента
  • реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

После вступления в силу нового закона, то есть с 1 декабря 2022 года, эти реестры будут упразднены, а вместо них появится Единый реестр иностранных агентов. Его также будет вести Министерство юстиции РФ. В новый реестр перенесут сведения обо всех, кто ранее уже получил этот статус и был внесен в один из реестров.

Реестр иностранных агентов будет содержать:

  • фамилию, имя и отчество иностранного агента или его наименование
  • информацию об основании для включения в реестр с указанием конкретных норм Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
  • дату принятия решения о включении в реестр.

Статус иностранного агента организация, общественное объединение или человек будут получать не в день включения в реестр, а на следующий.

3.1. Добровольное включение в реестр

В новом законе закреплена обязанность лиц, которые «намереваются действовать в качестве иностранного агента», до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Порядок и форму этого заявления должен утвердить Минюст. Такие заявления будут рассматриваться в течение десяти дней, после чего Минюст должен будет решить, нужно ли включать лицо в реестр или нет, и сообщит об этом.

От обязанности подавать такие заявления закон освобождает только:

  • иностранные журналисты, аккредитованные в РФ
  • другие лица (какие именно, решит Минюст по согласованию с ФСБ и органами исполнительной власти).

3.2 Принудительное включение в реестр

Минюст сможет и самостоятельно включать в реестр организации, общественные объединения или людей, которые, по его данным, являются иноагентами, но не подали заявление добровольно. В этом случае ведомство должно будет уведомить включенное в реестр лицо не позднее, чем спустя пять рабочих дней со дня включения в реестр.

В том числе Минюст сможет включать в реестр и иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, если они будут заниматься «иноагентской» деятельностью, не относящейся к профессиональной деятельности журналиста. В этом случае решение принимается по согласованию с МИД.

Решение о включении в реестр можно обжаловать в суде.

3.3 Можно ли выйти из реестра?

В новом законе прописаны следующие основания для исключения иностранного агента из реестра:

  • прекращение деятельности юрлица в связи с его ликвидацией
  • прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юрлица, иного объединения лиц, иностранного структуры без образования юрлица
  • смерть физического лица
  • решение Минюста, принятое по результатам внеплановой проверки (об основаниях для внеплановых проверок можно прочитать здесь).

Согласно новому закону внеплановая проверка может быть проведена как по заявлению третьих лиц, так и по заявлению самого иностранного агента. Таким образом, закреплен порядок выхода из реестра по инициативе лица, включенного в него. Это прямо указано в части 2 статьи 8 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Заявление об исключении иностранного агента Минюст должен удовлетворить в нескольких случаях:

1. Если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и (или) не занимался «иноагентской» деятельностью (при повторном исключении – в течение трех лет).

2. Если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников.

Минюст должен провести проверку по заявлению иноагента в течение шестидесяти дней. В случае, если эти факты подтвердятся, иностранного агента исключат из перечня. Если же Минюст придет к выводу, что в заявлении изложены недостоверные факты, он должен будет вынести мотивированный отказ, который можно обжаловать в суд.

Кроме того, отдельная возможность выйти из реестра будет и у людей, которые попали в реестр впервые: человек будет иметь право подать в Минюст заявление в свободной форме об исключении из реестра, приложив подтверждение того, что обстоятельства, послужившие основанием для включения в реестр, прекращены. Решение по этому вопросу ведомство должно будет вынести в течение 30 дней. Порядок принятия такого решения утвердит Минюст.

Окончание следует…

Центр защиты прав СМИ, 29 июня 2022 года

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |