Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 5 (649) от 07.02.2013

 

ЖКХ-мафия распускает руки (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Журналисты - за Конституцию РФ (www.lenta.ru 5 февраля 2013 г)

Сакральный день календаря (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Детей спасают от государства (Виктория САТЧЕНКО)

Капремонт: за что боролись, к тому и пришли (Виктория САТЧЕНКО)

В Саратове жить неудобно (www.RGS.ru)

Чего не хватает для счастья? (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

Диктатура и приватизация (Даниил КОНСТАНТИНОВ, член КС российской оппозиции, политзаключенный www.ФОРУМ.мск.ru 28.01.2013)

Кормить льготников и иждивенцев больше не будут (Виктория САТЧЕНКО)

Слова Путина летят на ветер (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

«Письма счастья» – по заявке (Елена АНДРЕЕВА)

Электронная брошюра для бизнеса (Министерство экономического развития и торговли области)

Саратов, в котором я живу, или Инкубатор городского сумасшествия (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Выставка «Рокотовские родники» (Саратовский областной музей краеведения)

Юбилейная книга Игоря Смилевца (По материалам сайта www.sounb.ru)

От Дюссельдорфа до Саратова (Лана СОКОЛОВА)

Двадцать лет Андрея Ванина (Государственный музей К.А. Федина)

Даешь пушки вместо масла! (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Общественная Жизнь

Ежегодный доклад Гражданской общественной палаты

«О состоянии гражданского общества Саратовской области в 2012 году» (Выводы и предложения. По итогам работы экспертного совета ГОП)

В.И.Трофимов, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области г. Саратов.

Состояние общества Саратовской области за истекший 2012 год практически не изменилось по сравнению с 2011 годом, если не считать тех изменений, которые связаны со сменой власти в регионе и назначением нового губернатора. Поэтому за основу доклада взяты основные положения доклада за 2011 год с дополнениями относительно ситуации в 2012 году.

Настоящий доклад направлен на создание условий для проявления и реализации инициатив граждан, изменение политики региональной власти в сфере общественных отношений.

Часть 1

Оценка состояния гражданского общества в Саратовской области

В Саратовской области гражданское общество не развито и находится в состоянии скрытого затянувшегося формирования. Предпосылки к его формированию имеются, но полное отсутствие внимания к этому вопросу со стороны правительства области и властей города Саратова, как центра региона, привело к тому, что имеющиеся малые структуры гражданского общества не развиваются и, не получая поддержки или встречая противодействие, быстро исчезают. Участники гражданских организаций, видя безразличие власти и отсутствие всяких перспектив развития своих организаций, теряют интерес к общественной работе и покидают вновь образованные и ранее существовавшие организации.

Весь спектр общественных организаций представлен набором известных активистов, как правило, имеющих определенные финансовые средства за счет российских или иностранных грантов или субсидий правительства области или города и представляющих общественность на различных мероприятиях и встречах. Количество этих лиц ограничено и список их всем известен, поскольку он не меняется уже несколько лет. За указанными лицами-общественниками не стоят какие-либо существенные общественные силы, и они не выражают значимых общественных интересов. За текущий год не проявилось ни одной серьезной общественной инициативы от указанных общественников, несмотря на их близость к власти. Вся деятельность этих лиц сводится к простому обслуживанию мелких заказов власти и выпрашиванию небольших субсидий на свое существование.

У всех общественных организаций, не входящих в круг приближенных к власти, имеются одни и те же проблемы: отсутствие средств для проведения мероприятий и осуществления общественной деятельности, хотя бы в объеме текущих организационных и хозяйственных затрат, отсутствие помещений для встреч и проведения мероприятий, отсутствие доступа к органам власти для согласования и координации деятельности, решения возникающих проблем, отсутствие доступа к СМИ.

Все отношения власти и общественных организаций строго формализованы и строятся на основе только планов самой власти, по принципу «когда надо – позовем», «сделаете то, что скажем».

На таких основаниях трудно построить надежные отношения между властью и обществом. Власть может опираться только на то, что сопротивляется. На пассивное и податливое меньшинство опереться невозможно.

Все общественные организации Саратовской области можно разбить на несколько групп:

1. Маргинальные политические силы: в основном, одиночки и малочисленные группы – среда слабо управляемых людей, несущих, в основном, разрушительную критику режима и всей системы общественных отношений. Представители этой группы нацелены лишь на уничтожение и разрушение существующей системы без ясной альтернативы и плана действий по реформированию общества и власти.

2. Зависимые общественные силы и группы: представители общественности, получающие блага от власти – также малочисленны и своей деятельностью не усиливают ни власть, ни общество, не могут быть инициаторами существенных инициатив или организаторами социальных изменений.

3. Общественные организации, финансируемые иностранными источниками или российскими организациями с иностранным участием: малочисленны и не связаны с обществом, так как отрабатывают поставленные перед ними задачи, но влияют на отдельные слои общества, притягивая потенциальных отступников, либо, наоборот, вызывая ненависть и отторжение, увеличивая, тем самым, степень напряженности в обществе.

4. Национальные организации диаспор: представляют интересы, в основном, мигрантов и не коренного населения области, их деятельность не направлена на достижение общественно-значимых задач для жителей области и преследует откровенно экономические и узко националистические цели в ущерб коренному населению. Своей деятельностью способствуют нарушению целостности общества, сеют раздор и напряжение на национальной, религиозной и экономической основе. Источник напряженности и дестабилизации.

5. Малочисленные независимые общественные организации, имеющие определенный потенциал: способны развиться при определенных условиях и принести существенный эффект и пользу для общества при поддержке со стороны власти и вовлечения в реальные дела. Могут представлять реальную опору при правильном к ним отношении.

6. Общественные силы, не охваченные организованным движением: члены общества, не участвующие в общественных организациях, не занятые полноценной общественной работой, нацеленной на созидание и развитие, но желающие проявить себя в какой-то работе, представляют как базу для формирования полноценной структуры гражданского общества, так и среду для формирования широкой протестной коалиции, действия которой могут носить одномоментный и неуправляемый характер. Пример: митинги в декабре 2011 г.

Изменения в общественной политике власти после назначения нового губернатора (март 2012 г.)

К сожалению для общества, действия нового правительства области не привели к каким-либо положительным изменениям в формировании связной внутренней политики, направленной на активизацию общественных отношений, создании благоприятной среды для развития гражданского общества. Более того, первые действия новой власти показали недооценку этого направления деятельности, что отразилось на оценке деятельности губернатора со стороны общества. Первоначальные надежды на изменения постепенно растаяли, доверие к правительству упало, инициативы правительства области не вызывают поддержки народа, желания граждан в чем-то участвовать, проявлять свою встречную инициативу.

Новый губернатор Валерий Радаев с ходу совершил ряд существенных ошибок, которые проявили его непонимание или отсутствие такового в деле создания благоприятной среды для развития общественных отношений и построения гражданского общества.

Фактически прекращена работа Гражданского Форума Саратовской области, так как в 2012 году никаких мероприятий не проводилось, президиум Форума, созданный в 2011 году, ни разу не собирался, планов работы не рассматривал и итогов не подводил. Фактически его работа упразднена, как и деятельность самого Форума.

Также прекратил деятельность Экспертный Совет при правительстве Саратовской области по экспертизе законодательных актов правительства. Его заседания не проводились, мероприятия не планировались.

Новые структуры взамен указанных не созданы, таким образом, организованная общественная активность сведена к нулю, легальных институтов для взаимодействия власти и гражданского общества в настоящее время не имеется.

Отчасти, указанные обстоятельства вызваны тем, что решением нового губернатора изъято из общественного пользования в пользу представителей богемной культуры здание центра приема официальных делегаций, в котором проводились многочисленные мероприятия Гражданского форума, заседания Экспертного Совета и иные публичные мероприятия гражданских активистов совместно с представителями органов власти. Теперь просто негде собираться и проводить эти мероприятия.

Другой причиной пассивности общества является назначение на должность председателя Комитета по общественным связям Бориса Шинчука, снискавшего себе сомнительную репутацию при формировании Общественной палаты в 2011 году, когда указанный политик проявил полную несамостоятельность и зависимость от отдельных представителей партии власти, продемонстрировал обществу пренебрежение нормами справедливости и общественной морали в пользу интересов власти из конъюнктурных соображений. Теперь за эту лояльность его назначили министром и председателем Комитета, что однозначно дало понять обществу о системе ценностей нового правительства и его отношении к гражданскому обществу.

По-видимому, желающих иметь дело с новым председателем Комитета по общественным отношениям немного, поэтому их и нет. Попытки отработать испытанный прием покупки общественников привел к какому-то келейному распределению грантов в конце 2012 года между все теми же «верными» общественниками, о которых сказано выше. Популярность правительства от такой «поддержки» общественных организаций только снизилась.

Последним фактором снижения доверия к власти явились выборы 14 октября 2012 г.

Не обсуждая общего результата выборов, удобного для власти, можно сказать, что победа была «пирровой». Еще одна такая победа и до массового неповиновения или бунта один шаг.

Характерным признаком резкого падения авторитета власти стала очень низкая явка избирателей на выборах 14 октября, особенно среди тех, кто традиционно принимал участие в выборах. Это характерный показатель кризиса доверия к власти.

Народ уже не верит ни самому процессу выборов, ни их результатам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правительство области показало полную неспособность проводить работу с гражданским обществом, выстраивать признаваемую обществом осознанную деятельность, сведя ее к отдельным проявлениям прикормленных общественников, да и то не всех.

Имевшиеся в регионе конфликты не погашены, время проявления инициативы по их урегулированию упущено, инициатива потеряна. В итоге, к концу года, после определенной паузы ожидания, старые конфликты разгорелись снова, возникли новые источники напряженности, появились инициаторы новых инициатив по нагнетанию обстановки в регионе.

Ярким примером ситуации в области стал конфликт в Петровском районе, где в результате бездействия власти недовольная оппозиция поставила вопрос о выходе района из Саратовской области и его присоединения к Пензенской. Последствия этих процессов пока не до конца ясны, но их возможное негативное влияние на процессы в обществе прогнозируется уже сейчас.

Невысокое доверие общества к власти не позволяет предполагать, что региональная власть сможет быстро и эффективно урегулировать нарастающие проблемы. При сочетании с кризисом в экономике, ростом цен на основные товары и услуги населению, падением жизненного уровня граждан, ростом внешнего долга области, сужающего возможности власти, подобные отношения с гражданским обществом – это путь к общественным беспорядкам и хаосу.

Выводы

1. Власть сознательно и целенаправленно препятствует созданию структур гражданского общества, не понимая важности его ускоренного формирования и развития.

2. Отсутствуют и не развиваются механизмы взаимодействия между властью и обществом через структуры гражданского общества. Не развиваются упрощенные диалоговые методы работы, не снимаются барьеры.

3. Отсутствует механизм помощи возникающим и существующим общественным организациям и четкая политика помощи и содействия тем организациям, которые работают в приоритетных направлениях по развитию институтов общества, активизации граждан в социально значимых направлениях

4. Органы власти не понимают важности разработки и стимулирования основных направлений развития гражданского общества и общественных организаций, направленных на созидание, чем порождают рост проявлений, направленных на разрушение общества.

5. В общественной жизни не развиваются, не поощряются и не формируются гражданские и общественные структуры, направленные на развитие и совершенствование общества, его укрепление.

6. Между властью и обществом, в лице его организаций, не существует, не развивается партнерство и конструктивный диалог, в связи с чем общественные организации естественным образом становятся оппозиционными власти и занимаются критикой, поскольку ничего иного не остается.

7. Принимаемые властью решения не проходят общественного фильтра, в связи с чем все решения, составленные кабинетным окружением, далеки от реальной жизни и носят популистский, ситуативный и лозунговый характер, что приводит к еще большему разрыву с обществом и, в итоге, приведет к широкому протестному поведению уже всего общества, а не только его отдельных гражданских организаций и политиков-популистов и экстремистов.

8. У власти отсутствует единое для всего общества направление движения, развития общества, одобряемое населением и, особенно, наиболее активной его частью, способной быть лидером и повести все общество к намеченной цели. Поэтому велика вероятность появления силы, способной создать мощное противодействие власти в реализации каких-то отдельных задач, планов или деятельности губернатора и правительства в целом.

Поскольку сама власть не является авторитетом в глазах народа, то отсутствие в числе союзника общественной группы лидеров приведет к заведомому неуспеху всех инициатив региональной власти и гарантирует их провал, если они вдруг последуют.

Власть этого не понимает и не совершает никаких действий по формированию общественной инициативы по выработке значимых для общества целей, направлений развития и формирования гражданской среды, в которой возможна выработка таких целей, инициатив и значимых предложений по развитию региона и общества

Часть 2

Предложения

В связи с приведенной ситуацией, сложившейся в области, целесообразно и необходимо провести ряд мероприятий по оздоровлению обстановки и нейтрализации идущих негативных процессов.

Власти необходимо срочно сделать знаковые шаги, показать направления своего движения и изменение своей позиции в сторону общества, решения его проблем. Обществу нужно показать значимую цель, достижение которой приведет к существенному изменению состояния как самого общества, так и жизни граждан, появлению перспективы для них в будущем.

1. Предлагаем расформировать комитет по общественным связям, как институт управления, не оправдавший затраты на свою деятельность и не давший результатов. Дальнейшее финансирования бездеятельности этого органа наносит вред авторитету областной власти.

2. Во всех министерствах и комитетах правительства области возложить на одного из заместителей руководителя полномочия по осуществлению связей с общественностью с персональной ответственностью за достижение слабого результата или его отсутствие. Соответственно, провести реорганизации аппарата министерств и комитетов в виде создания отделов по работе в общественностью с учетом профиля деятельности министерств и комитетов. Оценку деятельности министров и министерств производить на основании общественной оценки работы органа управления.

3. Предложить Общественной палате (ОП) Саратовской области и иным общественным организациям, проявившим готовность к этому, на равных условиях осуществлять полномочия по координации общественных инициатив граждан или организаций, участию в решении общественно значимых проблем с оплатой произведенной работы по итогам деятельности (полученному результату). Прекратить оплату из бюджета руководства и аппарата ОП. Все общественные организации должны действовать в равных условиях.

Средства, сэкономленные в связи с отказом от оплаты работников ОП и расформированного комитета по общественным связям, использовать для компенсации затрат общественных организаций, взявших на себя осуществление организационных функций и координацию при реализации общественно значимых проектов и инициатив, по соответствующему соглашению с правительством области.

Ежегодно публиковать рейтинги общественных организаций по итогам проведенной работы за год.

4. Создать при правительстве Саратовской области координационный совет (КС) общественных организаций в количестве не более 20 человек (по одному представителю от общественной организации) для совместной выработки с правительством области стратегического плана развития области и контроля его исполнения. Стартовый персональный состав участников КС определяет губернатор. В дальнейшем состав КС меняется раз в год по итогам деятельности общественных организаций за год (положению в рейтинге). В КС должны участвовать представители наиболее эффективных общественных организаций области, имеющих соответствующие наработки, опыт и понимание решаемых задач.

5. Создать или передать в ведение КС один из печатных органов СМИ и создать соответствующий сайт на средства правительства области для постоянного освещения деятельности общественных организаций области, публикации мнений и предложений их участников, проведения дискуссий и обсуждения предложений по основным вопросам общественной жизни, анализа результатов исполнения планов правительства области, освещения иных вопросов.

6. Издать полный список действующих общественных организаций Саратовской области с указанием данных их руководителей, направления деятельности. Список разместить на сайте КС и производить его постоянное обновление.

7. Учредить областную ежегодную премию «Гражданская позиция», которой награждать общественную организацию, внесшую наиболее значимый вклад в развитие гражданского общества в области за истекший год.

8. Создать в г. Саратове и районных центрах области общественные центры для предоставления в них помещений для проведения общественными организациями своих мероприятий при решении общественно значимых вопросов.

Руководителям публичных заведений, финансируемых за счет бюджета, вменить в обязанность предоставлять общественным организациям помещения для проведения мероприятий, при решении общественно значимых вопросов, на договорной и безвозмездной основе, в соответствии с представленным планом мероприятий.

Полагаем, что реализация предложенных мероприятий позволит резко изменить и улучшить обстановку в общественной жизни Саратовской области.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |