| К свежему номеру |
Глядя из Саратова Процент пессимизма в объеме оптимизмаКуда ведут российско-китайские отношения Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ Общественность, пока в основном забайкальской России, выражает свою озабоченность по поводу одобрения президентом Дмитрием Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао 23 сентября в Нью-Йорке подготовленной правительством России «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 годы)» и бьет тревогу, обращаясь ко всем россиянам с заслуживающей внимания критикой. Программа служит целям координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая», а также в соответствии с пунктом 8 раздела 1 Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 26 марта 2007 года (г. Москва) и в соответствии с Планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (на 2009–2012 гг.).
Разработана настоящая Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 годы). Как утверждается в преамбуле новой Программы, рассчитанной на две пятилетки, правительства Российской Федерации и Китайской Народной Республики будут оказывать содействие осуществлению включенных в нее проектов в рамках действующего в каждом из государств сторон законодательства.
Весьма объемный документ включает 205 ключевых совместных проектов в приграничных регионах двух стран. Более серьезно интересующиеся проблемой читатели «Богатея» могут найти его на сайте www.vedomosti.ru. Скажем только, что он имеет несколько направлений: развитие сотрудничества в области охраны трансграничных вод; обмен технологиями в области охраны окружающей среды в рамках законодательств сторон; осуществление обмена в области технических методов мониторинга окружающей среды; обмен информацией в области развития системы экологического просвещения населения; проведение ежегодных совместных конференций по вопросам охраны окружающей среды; осуществление совместными усилиями охраны биологического многообразия приграничных территорий, обменов по вопросам создания приграничных особо охраняемых природных территорий, а также список ключевых проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики.
Собственно, эти стратегические проекты и стали предметом обеспокоенности и критики, которая сводится к следующему: Россия предоставит сырьевую базу Дальнего Востока и Восточной Сибири китайцам. Соглашение о сотрудничестве до 2018 года предполагает совместную разработку российских месторождений, но перерабатывающие и производящие предприятия будут строиться на китайской территории. Подходы к развитию сотрудничества у стран разные, но практически все проекты на территории России основаны на добыче дальневосточного и восточносибирского сырья. Россия готова отдать в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы же будут создавать на северо-востоке КНР производство олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича.
Проблемы «ползучей оккупации» восточных российских территорий китайцами охотно обсуждаются в нашем обществе, и они весьма реалистичны в самых неутешительных прогнозах, несмотря на отсутствие внятной публичной политики, объясняющей ситуацию. Поэтому «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 годы)», поставившая нас, россиян, перед тем фактом, каков он есть, дает очень многое для размышлений пытливому уму.
Информация же к размышлениям такова. За семь месяцев 2009 г. товарооборот России и Китая, по данным Федеральной таможенной службы, составил $19,5 млрд, больше половины за этот период пришлось на сырьевые товары (56,4 %), вклад машин, оборудования и транспортных средств составил всего 4,4 %. Сейчас Россия и Китай – два разных мира, страны показали абсолютно противоположные результаты во II квартале 2009 г.: ВВП КНР вырос на 7,9 %, России – рухнул на 10,9 %. К бурно развивающемуся Китаю проявляют интерес и США, и Европа, а сам Китай стремительно наращивает влияние в Африке и Латинской Америке. Какое паритетное сотрудничество в такой ситуации может быть?
Но в оценке «Программы сотрудничества…» нельзя не учитывать и те аргументы, которые приводят ее критики, в частности в изложенном «Обращении Байкальского движения к президенту Дмитрию Медведеву в связи с подписанием неравноправного договора между Россией и Китаем». (г. Иркутск, 20 октября 2009 г.)
Вот текст этого обращения: «Мы, граждане Российской Федерации, участники Байкальского движения, глубоко возмущены известием о подписании программы неравноправного сотрудничества между Россией и Китаем («Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 годы)»), согласно которой Россия будет поставлять сырье Сибири и Дальнего Востока для развития экономики Китая.
Эта программа идет вразрез как с интересами Восточной Сибири, Дальнего Востока и в целом России, так и с Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», а именно – в плане обеспечения государственной безопасности и закрепления населения в регионе.
Очевидно, что разработкой программы занималась китайская сторона. И в связи с этим мы хотим спросить, почему президент подписал невыгодные для России условия? Почему разработку программы развития международного сотрудничества не вели специалисты, заинтересованные в безопасности и экономическом развитии нашего, а не китайского или каких-то иных государств? Очевидно, что при той профанации, которой является выборная система РФ, в правительство попадают проходимцы, стремящиеся к власти и готовые продавать интересы России. Очевидно, что они с радостью продадут Россию по частям и всю сразу.
Но позволите ли вы случиться этому?
Мы хотим напомнить вам о вашей клятве президента защищать независимость и безопасность государства и верно служить народу.
Допустить осуществление такого неравноправного сотрудничества, которое ущемляет интересы народов России и даже несет угрозу целостности государства – значит, отступить от своей клятвы. Вероломство, клятвопреступление и предательство интересов народа в таком случае будет достойно несмываемого позора и народной антинаграды «Орден Иуды». Эта антинаграда была возрождена в очень похожей ситуации, при попытках чиновников скорейшим путем провести нефтепровод в Китай за счет интересов российского народа и уничтожая природные богатства России.
Мы выражаем надежду, что Вы не допустите осуществления такого неравноправного сотрудничества. Использование ресурсов России должно давать доход и рост российской экономике, российскому производству и создавать рабочие места для российских граждан. В ином случае ресурсы не должны использоваться, а оставаться как фонд будущих поколений России.
Курс правительства, ведущий страну к тоталитарной зависимости от покупателей ресурсов, к ее обнищанию и потере суверенитета, – это путь временщиков. России не нужно такое правительство».
Может статься, что оптимистический прогноз проправительственных аналитиков, полагающих, что, помимо других благ, в результате реализации новой Программы сотрудничества Китай сможет передать России опыт модернизации, будет носить совсем иной характер. На мой взгляд, в ситуации царящего в нашем обществе раскола места для оптимизма уже не остается вовсе.
Весь номер на одной странице
|