| К свежему номеру |
Первоклассник со знаком качества
Маргарита СПИРИЧЕВА С начала апреля идет набор в первые классы. Желание многих родителей дать своим детям достойное начальное образование часто входит в противоречие с другим желанием — обеспечить комфортные условия обучения. И речь не столько о повышенных учебных нагрузках, сколько о давлении кошельков "крутых" родителей на учебный процесс. Есть ли граница между качественным и элитным образованием? И надо ли ее искать в первом классе? Родители и школа
Одна моя знакомая, мама будущей первоклассницы, последние несколько месяцев потеряла покой и сон, настолько была погружена в выбор школы для своего ребенка. Школа по месту жительства ее не устраивала категорически. Хотя, на мой взгляд, школа была вполне достойная, просто "не престижная". Пределом мечтаний знакомой было попасть в один из известных лицеев. Но туда, считала она, простому смертному дорога заказана. А если и попадешь, то там крутые родители наводят свои порядки, учителя под них подстраиваются, в общем, все равно не учеба, а сплошные соревнования в толщине кошелька. То есть получалось, что устраиваться в эти заповедные места стоит только ради тусовки, а не ради знаний. Сначала я списывала эти суждения на мировосприятие знакомой, но через некоторое время жизнь меня свела с бывшей учительницей, проработавшей несколько лет в одном из таких лицеев. И она подтвердила, что работать там очень тяжело именно из-за позиции родителей. Родители "качают права", выставляют претензии за то, что не слишком нежно обращаешься с их отпрыском.
Злые языки говорят, что начальные классы в физико-техническом лицее (бывшей 13-й школе) открылись из-за того, что сначала одному депутату Госдумы, а затем еще одному высокопоставленному чиновнику нужно было отдавать в первый класс своих детей. И отдавать в самое лучшее место. Поэтому, мол, начальных классов там всего два и есть. Впрочем, у директора ФТЛ Евгения Квашнина свое объяснение:
— Первый класс мы открыли от нужды. Потому что у нас учительское поколение постепенно молодеет, и пришло много учителей, у которых были маленькие дети. Учителя ведь плохо живут. Поэтому мы захотели, чтобы хоть дети учились нормально. А потом эти классы стали популярны.
Правда, он признал, что есть состоятельные родители, которые пытаются влиять на учебный процесс. Но по его словам, обычно верх берет интеллект учителей.
Попыток родителей влиять на процесс обучения не отрицают и в 1-й гимназии (бывшей 19-й школе). Рассказывает Елена Еськина, завуч начальной школы:
— Сейчас не государство стало заказчиком образования, а родители. У нас широкий спектр дополнительных образовательных услуг по просьбе родителей, которые за это платят. Второй язык у нас хотя и обязательный, но — за счет родителей. Есть примеры, когда родители пытаются диктовать свои условия учителю, считая себя хозяином этой жизни. Но преподавательский состав очень опытный, долго работающий. И они не позволяют так с собой разговаривать. Часто бывает, что родители приходят сюда с негативом, но, увидев четкую, аргументированную позицию учителя, с ней соглашаются. Открытых конфликтов практически не бывает. Родители состоятельные, образованные и умные никоим образом не выделяют ни себя, ни своих детей. Хотя и по уровню достатка, и по социальному статусу дети очень разные.
В гуманитарно-экономическом лицее дошло и до конфликта.
— Недавно у нас в одном классе, — рассказывает директор ГЭЛа Инна Бондаренко, — было собрание: родителям не понравилась манера общения классного руководителя. Как обычно, класс разделился на тех, кто поддерживал учителя, и кто нет. Но в результате, и классный руководитель понял, в чем был неправ, и родители смирились. Хотя вообще-то нам проблемы с влиятельными родителями не знакомы. У нас, например, один пятый класс набрался из детей одиноких мам. Какой уж тут отбор по родителям!
Что такое качество
Итак, попробуем со слов учителей описать качественное образование.
— Качественное образование — это не набор каких-либо знаний, это возможность добыть нужные знания самому, — считает Инна Бондаренко. — Получая его, ребенок не должен испытывать стрессов. Качественное образование позволит ребенку адаптироваться в жизни. Названия "лицей" или "гимназия" для качественного образования не обязательны. Есть очень уважаемые средние школы, например, 4-я школа-система, где есть гимназические классы и грамотные учителя.
— В идеале, начальная школа должна создавать такие условия, чтобы детям было там комфортно находиться, — утверждает Евгений Квашнин. — И если образовательный процесс с 1 класса будет интересным и будет доставлять удовольствие, тогда у детей формируется интерес к учебе и наукам. Но тут нужен комплекс условий: и хороший педагогический коллектив, и хорошие бытовые условия. Сначала надо найти хорошего учителя начальных классов. Их много. Он должен иметь знания, быть интеллектуальным и добрым. А собственно школа для начальных классов — это не так важно. Это приобретает значение потом.
Елена Еськина согласна с ним:
— Как-то я была в жюри городского конкурса "Учитель года". И уже не вспомню, учитель из какой школы победил. Но это Заводской район, старое здание, парты с откидывающимися крышками, за которыми я 25 лет назад училась. И совершенно восхитительный учитель начальных классов! Я бы ему своего ребенка даже в эту школу отдала. Но родители совершенно правы, когда, отдавая ребенка в 1 класс, думают, какое образование он получит вообще. Поэтому и стараются отдать ребенка в хорошую школу с традициями и хорошими результатами на выходе. Но не надо путать качественное и элитное образование. Говорить об элитном образовании в начальной школе я считаю некорректным. Элитность предполагает престиж, а в начальной школе это не главное. Главное — не школа как таковая с ее традициями, а учитель. Все традиции, устоявшиеся подходы школы проявляются в полной мере даже не в средних, а только в старших классах. Конечно, важно, какая школа — от этого зависит набор предметов. Или базовый, предусмотренный учебным планом, или расширенный. Но качество преподавания обеспечивается только учителем.
Плата за качество
Когда вы отдаете ребенка в лицей или гимназию, вы знаете, на что идете. Платить придется не только деньгами. Речь идет и о психическом, и о физическом здоровье. Если ребенок будет хуже других, он первый от этого будет страдать. Если у него плохое зрение или сколиоз, болезнь может усилиться. Тем, кто обеспокоен здоровьем ребенка, его физическим и психическим комфортом, надо искать школу с щадящим режимом: одной сменой, маленькой наполняемостью классов. Для занятых родителей подходит школа полного дня, где дети остаются и после уроков, делают домашнее задание, и вечером надо только забрать их готовеньких домой. Но чаще всего престижная школа требует больших усилий не только от детей, но и от родителей. Но зато дети в них ориентированы на высокое образование, хорошую социальную адаптацию после школы, поэтому и мирятся со второй сменой и большой нагрузкой.
Что касается денег, то начальная школа будет стоить относительно недорого. В опрошенных мною инновационных заведениях средняя ежемесячная сумма составила 350 рублей. Это обычно уборка и охрана школы, взносы в попечительский фонд, с помощью которого не только решаются хозяйственные проблемы, но и выплачиваются премии учителям и отличникам-ученикам. Возможны единовременные затраты на покупку формы, которая рассматривается как метод борьбы с социальным и финансовым неравенством учеников. В старших классах суммы, как правило, увеличиваются, потому что появляются дополнительные спецкурсы.
Инна Бондаренко считает, что в Саратове любой родитель, несмотря на уровень достатка, с любым ребенком может поступить в любой лицей, который ему нравится. Все дело в настойчивости и небольшой доле везучести. Впрочем, не все с ней согласятся. Например, если физико-технический лицей никогда не объявляет о наборе, значит, к ним попасть не так-то просто. Как минимум нужно пройти подготовительные курсы (как перед первым, так и перед восьмым классом), плата за которые составляет порядка 500 рублей в месяц. И это тоже плата за будущее качество образования.
Весь номер на одной странице
|