| К свежему номеру |
Теперь и шведы в гости к нам
Юрий ЧЕРНЫШОВ 16 февраля в Доме приема официальных делегаций состоялась конференция с непроизносимым названием «Шведская модель честной и независимой журналистики и ее трансформация в саратовских СМИ», организованная Саратовским региональным отделением Союза журналистов России и приуроченная к визиту в Саратов делегации шведского Союза журналистов в рамках обмена визитами. До этого в Швеции побывала делегация саратовских журналистов. Конференцию приветствовал министр – председатель Комитета общественных связей и национальной политики Иван Брянцев. В конференции приняла участие Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова.
Впечатление, которое получили в Швеции саратовские журналисты, описаны в прессе не один раз, в том числе и в газете «Богатей». На конференции суть «шведской модели честной и независимой журналистики» осветили «вживую», и главным образом для не побывавших в Швеции участников конференции, Фредерик Нейман, выступивший с докладом «Роль Союза журналистов Швеции в процессе формирования «Этического поля» в работе шведских журналистов», и Вероника Менжун, представительница Шведского института повышения квалификации Fojo, изложившая «Принципы работы шведских журналистов». А Сецилия Бундстрем, ведущая общественного радиовещания Швеции, рассказала о том, «Как работает саморегулирование и кто контролирует электронные СМИ Швеции?». И еще об одной стороне шведского саморегулирования в СМИ поведал Ингвар Нэслунд, издатель региональной газеты, поделившийся соображениями на тему: «Роль издателя в газетных процессах и системе саморегулирования в Швеции сегодня и завтра. Вызовы, которые бросает нам будущее».
После такого информационного заряда и в добавление к тому факту, что в Швеции нет государственных СМИ, саратовским журналистам только и оставалось сетовать на то, «Что мешает «заработать» механизму саморегулирования в саратовских СМИ?» (Владимир Рязанов, заместитель председателя Большого жюри Саратовского РО СЖР), да, оценивая шведскую модель, перечислить «Что возьмем с собой?» (Александр Свешников, главный редактор газеты «Богатей»).
Да и как не сетовать, если, скажем, средний возраст читателей двух шведских газет (приведенных как пример) составляет 60 и 82 года? У нас ведь столько и не живут, и потому все остальные рассуждения – это рассуждения как о двух разных мирах. Так, включенность в Интернет в Швеции составляет 77 % населения (у нас, дай Бог, – 10 %). Средний швед затрачивает на нахождение в электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет) в сутки 6 (!) часов (даже странно, когда же они работают?). И каково было членам нашей делегации, в ответ на вопрос одного из участников Владимира Рязанова: «А как обстоит у вас с борьбой с коррупцией?», – услышать бесхитростный ответ: «Да, знаете ли, коррупция у нас не развита».
В «шведской модели» самую большую трудность для понимания и усвоения саратовскими журналистами, как показала небольшая дискуссия, представляет механизм добровольного принятия всеми (!) шведским журналистами «Этического кодекса» – норм, которыми журналисты обязуются руководствоваться при подготовке материалов к публикации и в своей деятельности. Среди этих норм есть и такая, как не браться за материал, если он носит заказной (тем более порочащий кого-то) или рекламный (что, впрочем, сходно) характер. Как ни парадоксально, но как пояснил Фредерик Нейман, Кодекс необходим из-за большой свободы СМИ в Швеции и постоянно появляющегося желания «избранников народа» (у них, как и у нас, тоже в ходу этот термин) – депутатов – ограничить ее. Так уж лучше иметь свой Кодекс, взять на себя функцию саморегулирования, чем иметь законодательные ограничения – так считают шведские журналисты и, главное, согласованно реализуют этот принцип. Наш пресловутый «коллективизм», которым мы порой к месту и не к месту кичимся, не идет ни в какое сравнение с этим шведским примером. «Все игроки медийного поля в Швеции разделяют базовые принципы деятельности. У нас же – полная разноголосица, попросту – базар», – воскликнул в сердцах по этому поводу Рязанов.
Собственно, то же самое можно произнести и по поводу деятельности профсоюза шведских журналистов, коим является ни что иное, как Союз журналистов. Членство в профсоюзе стоит недешево – 1,5 % ежемесячного заработка, но и результат… его просто не с чем у нас сравнивать.
Что же такое шведская модель журналистики? Александр Свешников нашел подходящий ее образ в бронзовой статуе кота, украшающей вход в шведский Союз журналистов. Независимого и чуткого к изменениям. Если же попытаться представить ассоциативную модель нашей журналистики, то, по его мнению, это скорее собака. Во всем разнообразии этой породы: есть бродячие, есть сторожевые, домашние («гламурные»), а есть и придворные. По-сути, это даже не модель, а «модели». Не всем участникам конференции понравились сравнения Рязанова и Свешникова. Не показались они иным журналистам «патриотичными». Под занавес конференции вспыхнула короткая дискуссия на эту тему. А может, сработал механизм одной из «моделей» нашей журналистики. То ли сторожевой, то ли придворной. От чего еще привлекательнее сделался образ кота. Особенно, если представить, что власть – это кошка.
Весь номер на одной странице
|