| К свежему номеру |
Гагарин в Саратове
Николай СЛОНОВ, Тамара ФОКИНА Девятого марта в Саратове отмечалось 75-летие
со дня рождения первого космонавта. В областном музее краеведения прошло собрание общественности, на стене общежития профессионально-педагогического колледжа имени Ю.А. Гагарина установлена мемориальная доска. На последнем из этих мероприятий губернатор Павел Ипатов произнес такие слова: «Сколько будет существовать Земля,
его первенство никто не сможет оспорить.
Сейчас кажется, что все это было делом техники,
но Гагарин совершил настоящий подвиг». Это высказывание о подвиге через «но» не случайно. Действительно, немало людей считают, что заслуга первого космонавта не так уж и велика. Посадили его, как живой манекен, в космический корабль, а все остальное сделала техника. Да и его приземление возле Саратова – «не ахти» какая заслуга для нашего города. Случайно, мол, занесло сюда «Восток», а должен он был приземлиться совсем в другом месте. Давайте разберемся, основательны ли эти соображения.
Человек может жить
и работать в космосе
Может ли человек жить и работать в космосе – таков был главный вопрос, на который нужно было ответить на первом этапе развития космонавтики. То, что было сделано в исследовании космоса с помощью технических аппаратов, макетов и подопытных животных, являлось необходимым, но лишь предварительным этапом в ответе на вопрос. Никто не мог, например, уверенно сказать, сохранится ли у человека аппетит в состоянии невесомости. Поэтому с такой радостью ученые увидели, что Гагарин в назначенное время с удовольствием использовал приготовленное для него щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус.
Великое и непреходящее открытие Гагарина состоит, прежде всего, в том, что человек может жить и работать в космосе, в условиях невесомости, проникающей космической и солнечной радиации... Последующие космонавты и астронавты всех времен и народов в этом смысле идут по пути, впервые проложенном Гагариным, что останется его немеркнущей заслугой перед человечеством.
Человек может вернуться
на Землю
Второе великое открытие Гагарина: человек может вернуться из космического полета на Землю и продолжать земную жизнь. Второе отнюдь не следовало автоматически за первым. Начиная со времени запуска первого спутника в 1957 году, когда еще не умели возвращать на Землю космические аппараты, в адрес советского правительства поступали от энтузиастов заявления: «Прошу отправить меня в космос без возможности возвращения».
Об этом, конечно, не могло быть и речи, но полет «без возврата» мог получится помимо его воли. Сейчас известно, что из семи пробных пусков корабля «Восток» с манекенами и животными на борту четыре закончились авариями. Вероятность остаться в живых у Юрия была равна, следовательно, примерно пятидесяти процентам.
Кроме того, все катастрофы в космосе имели место именно при спуске космического корабля: от гибели В. Комарова 24 апреля 1967 года до трагедии американского челнока «Колумбия» 1 февраля 2003 года, унесшей семь жизней. Гагарин приземлялся на парашюте, подобно летчику, потерпевшему аварию в воздухе. Контейнер, наполовину расплавившийся в атмосфере и расколовшийся при ударе о землю, опускался отдельно. Полет сопровождался обрывами связи, сбоями техники; при приземлении были моменты, когда ситуация оказывалась на грани катастрофы…
Космонавт – это соавтор технических систем
Исследователя Арктики Роберта Пири как-то спросили, легко ли было увидеть Северный полюс. Он ответил: «Увидеть полюс легко, трудно добраться до того места, откуда он виден». Как же добраться до того места, откуда видна Земля? Как должно быть организовано, оборудовано и обустроено отправление человека в космос, пребывание в нем и возвращение на Землю, какая техника может все это обеспечить? Каким должен быть сам человек, отправляющийся в космос, его природные данные, как они могут и должны быть развиты, тренированы, доведены до навыков и умений, до совершенного владения сложной космической техникой, до сознательного управления своим поведением в космосе?
Сейчас мы понимаем, что вопрос о том, «каким должен быть сам человек», не мог не стоять первым. Только участие живого человека в колоссальной программе исследований, осуществляемой задолго до первого полета, могло приблизить этот полет. Подготовка первой когорты космонавтов представляла собой всестороннее изучение возможностей организма и психики человека, а также их развития применительно к космическим полетам. Во многих случаях испытуемый имел право прекратить эксперимент в любой момент. Не все испытания и тренировки были безопасными для жизни и здоровья космонавтов. Напомним, Валентин Бондаренко поги б в испытательной барокамере 23 марта 1961 года, три астронавта США 27 января 1967 года сгорели при пожаре в кабине корабля «Аполлон» при предполетной тренировке.
То же самое можно сказать относительно технической составляющей подготовки первых полетов. Первые космонавты должны были «принять» разработанную и изготовленную для них технику, освоить ее и использовать по назначению. Известно, что многие предложения и пожелания космонавтов немедленно учитывались и внедрялись в практику. В этом смысле космонавты – не только пользователи, но и соавторы космической техники. В живом контакте с конструкторами, инженерами и техниками они помогали ее развитию и совершенствованию.
Вот почему первыми космонавтами (особенно первыми) могут быть только талантливые люди с душой первопроходцев, воспринявшие и реализовавшие стремление человечества подняться в звездное небо. Космонавты, отбираемые из лучших летчиков, ради этой идеи оставляют свои отряды и хорошие перспективы, чтобы с нуля создавать и осваивать небывалую и опасную профессию «летчик-космонавт».
Такое понимание жизни космонавтов как непрерывного подвига (до полетов – в самих полетах – после полетов) не оставляет места для наивных представлений о живом манекене в кабине космического корабля. Гагарин говорил о своих товарищах по отряду: «Славные подобрались у нас ребята… Есть одно, что роднит всех – это стремление стать настоящим летчиком, настоящим космонавтом. Космос зовет всех! И будет звать. Как вечный зов».
Сам Юрий с юношеских лет активно интересовался авиацией и космосом. Еще обучаясь в саратовском индустриальном техникуме, он сделал в физико-техническом кружке доклад на тему «К.Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях». В те же годы он нашел и свой путь в небо – через саратовский аэроклуб, а далее – через Чкаловское летное училище.
На всех физических и психофизических экспериментах Гагарин показывал выдающиеся результаты. Например, при испытаниях на пребывание в невесомости он демонстрировал такой наиболее эффективный для действий в космосе тип реакции, который свойственен только одному проценту испытуемых! «Получается, что даже в плане психофизики Гагарин был уникальным человеком», – делает свое заключение академик Леонид Китаев-Смык, руководивший в свое время группой врачей-исследователей.
Разумеется, Гагарин не всегда и не во всем был первым. Но по всей совокупности (комплексу) профессиональных, социальных и человеческих качеств, необходимых для первого космонавта, их качеству и сбалансированности Юрий оказался лучшим среди всех своих товарищей. Верно, однако, и то, что «любая царапина в организме» (выражение Юрия) могла вызвать его замену Титовым в самый последний момент. Но нелепо отрицать в связи с этим выдающихся достижений самого Гагарина. Это все равно, что отказать в лаврах первовосходителю на высочайшую в мире вершину на том основании, что перед последним рывком он мог повредить себе ногу и на штурм высоты вышел бы не он, а второй по силе член команды.
Место первого приземления – не случайность, а судьба
Случайно ли занесло «Восток» на саратовскую землю? Ведь метились в другой район, и Гагарин должен был приземлиться совсем в другом месте. Мы полагаем, что приземление первого космонавта – это самостоятельное и не менее значимое событие, чем запуск его в космос. Напомним, что в то время просто не умели приземлять космический корабль в заданной точке, такое умение появилось много позже: с появлением космических челноков типа нашего «Бурана» или американских «Шаттлов».
И руководители полета знали об этом. Приземление «Востока» ожидалось на значительном отрезке расчетной орбиты – от Ростова до Перми, а космонавту были даны десятидневный запас продуктов и инструкции на случай приземления за пределами СССР.
Но если бы Гагарин приземлился точно в расчетной точке (южнее Волгограда), это тоже было бы случайностью. Реальная траектория полета «Востока» фактически оказалась как бы «подстроенной» на приземление именно в районе Саратова (об этом говорит и факт приземления именно в Саратовской области и второго космонавта – Германа Титова). Это такого рода случайность, без которой не обходится никакое историческое событие. Так, Колумб «случайно» открыл Америку возле нынешнего местечка Бель-О на Багамских островах, и это место почитается как историческое.
Все же есть какая-то справедливость судьбы в том, что Гагарин приземлился именно возле Саратова. В тех местах, где он учился и в юношеском возрасте приобретал навыки общения с людьми и качества командного игрока; где впервые поднялся в воздух; где летом 1960 года в составе отобранной восьмерки космонавтов учился приземляться на парашюте, как бы «готовясь» к возвращению из космоса.
Необходимо четкое и ответственное понимание того, что саратовская земля есть место «свершения – завершения» события всемирно-исторической значимости: прорыва человечества в космос. Наша саратовская земля, наш город Саратов должны быть достойны и этой судьбы, и этой редкостной удачи
Весь номер на одной странице
|