"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (234) от 5 февраля 2004 года

Храмы

Третий элемент, или Чего не хватает России?

Дата размещения на сайте: 11.01.2014

Пётр ЦЮКАЛО

Участник одной из недавних телепередач Владимира Познера "Времена", высказался примерно так: "В России до тех пор не будет настоящих перемен к лучшему, пока мы не начнем работать, как протестанты". А чем отличается их работа от работы всех остальных, будь-то простой провинциальный рабочий с фабрики или же какой-нибудь менеджер компании, производящей натяжные потолки в Самаре?

С экономической точки зрения, самым важным в реформах основателя протестантизма Мартина Лютера было заново сформулированное открытие из учения апостола Павла об отношении к труду. В своих посланиях, содержащихся в Новом Завете, Павел писал, что человек может угодить Богу любым трудом, каким бы почетным или незначительным он не считался. Простой верующий труженик может угодить Богу лучше, чем священник или даже самый высокий церковный иерарх, если будет относиться к своей работе честно, добросовестно, — то есть работать "как для Господа".

В советской школе было распространено убеждение, что развитие капитализма связано с появлением свободного капитала и наемного труда. Однако более ста лет назад Макс Вебер в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма", ставшей уже классикой, убедительно доказал, что, помимо двух вышеупомянутых элементов, требуется еще и третий, который он назвал "протестантской этикой труда". К примеру, в Италии и Испании XVI столетия была масса безземельных крестьян и колоссальные денежные ресурсы богатейших купеческих домов Европы. Но ни Фуггеры, ни Медичи не стали основывать фабрики, а обедневшие испанцы отправлялись конкистадорами в Латинскую Америку в надежде на скорое обогащение. Первые промышленные предприятия появились в протестантской Голландии и Англии. Пока на Руси под настоящим трудом, угодным Богу, подразумевались подвиги монахов, в Западной Европе, а затем и в Северной Америке миллионы протестантов, изучая Священное Писание, поняли, что не механическим соблюдением религиозных обрядов, а искренней верой и честным самоотверженным трудом они смогут угодить Богу. История показала, что, следуя таким принципам в своей жизни, протестанты построили самое развитое и процветающее общество, когда-либо существовавшее на Земле.

Ту же библейскую истину: "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" усвоили от апостола Павла и российские протестанты. Поэтому даже во времена советского атеизма, власти, обвиняя евангельских христиан во всех смертных грехах, не могли отрицать их добросовестного и честного подхода к выполнению работы.

Сегодня, когда Президент Путин и Правительство РФ обеспокоены низким уровнем производительности труда в стране, протестантам есть, что предложить. Возрождение и укрепление в обществе христианских нравственных ценностей и библейских принципов позволит многим россиянам по-новому взглянуть на безрадостную обязанность работать. Изменение отношения к труду, происходящее у человека в процессе искреннего обращения к Богу и Его Слову, смогло бы значительно продвинуть Отечество в экономическом и духовном плане.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11012014184753&oldnumber=234