"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (234) от 5 февраля 2004 года

Природоведение для фантазёров

Дата размещения на сайте: 11.01.2014

Писать рецензию, скажем, на ответы на игры или же на "Рабочую тетрадь по природоведению", предназначенную для четвероклассников, занятие, как минимум, странное. Как максимум — безумное. Но у меня есть оправдание: думаю, всякий родитель, имеющий дитя означенного возраста и посему связанный с необходимостью ознакомиться не понаслышке с вышеупомянутым сочинением Г. Аквилевой и З. Клепининой (рекомендованным, разумеется, Министерством образования РФ), был озадачен. И даже, не побоюсь этого слова, удручен.

Не знаю, как оценивают "Рабочую тетрадь" высокие умы, но на практике ее приходится оценивать не с научной точки зрения, а с точки зрения элементарного здравого смысла. Итак, раздел первый, одно из заданий — "Сделай выводы об изменении продолжительности дня и допиши предложение". Предложения такие: "Осенью дни становятся ______. Зимой дни становятся ______, а с января _______. Весной дни становятся_____".

Ответы, как видим, сами собой разумеются, от ребенка требуется даже не знание, а простая рассудительность. А как быть взрослому, если он помогает малолетнему школьнику, и при этом твердо знает, что удлиняется день с 22 декабря, и если быть точным, то одним словом на второй вопрос не ответишь (требуется именно одно слово), а третий вопрос вообще не имеет смысла. Внушить ребенку критическое отношение к вопросу? Рановато, нигилизм до добра не доводит — ежели критиковать каждый учебник, то дитя и вообще учиться бросит. Следовательно, надо солгать, и написать "правильно", то есть то, чего ждут. Мелочь, скажете? Нет, большая педагогическая проблема.

…Но пойдем далее. Вот задания по экскурсиям. "Экскурсия проходила на лугу", -— безапелляционно сообщают авторы "Рабочей тетради" и требуют выполнить кое-какие задания. Ну, ладно, проходила, так проходила, им, конечно, виднее. Про луг мы и по памяти кое-что напишем. Дальше — хуже. "Экскурсия проходила на болоте", -— утверждают Г. Аквилева и З. Клепинина. Может быть, это псевдонимы, а на самом деле "Тетрадь" составляли сестры Сусанины? Еще смешнее: "Напиши, каких животных ты наблюдал на экскурсии: в прибрежной части_____, на поверхности воды________, в толще воды (!)______?" Стало быть, ныряем и наблюдаем, товарищи учащиеся? Ладно, будем считать, что авторы "Тетради" заставляют детей вовсе не врать, а фантазировать, иначе, почему бы им просто, без всяких подозрительных "экскурсий в толщу воды", не попросить написать ребенка то, что он знает, видел по телевизору, запомнил с лета хотя бы? Где, к примеру, саратовские учителя найдут детям болото? Кстати, еще одна любопытная деталь: иногда на составителей сборника вдруг нападает поэтический жар: "Ровная, как стол, поверхность раскинулась на огромных просторах; едешь ли, летишь ли над ней, ничто не нарушает однообразия". Подозреваю, что Г. Аквилева и З. Клепинина пишут стихи. И подозреваю, что очень плохие.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11012014190531&oldnumber=234