"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (234) от 5 февраля 2004 года

Платите за время дважды

Дата размещения на сайте: 11.01.2014

Маргарита СПИРИЧЕВА

На прошлой неделе Саратовское территориальное управление министерства по антимонопольной политике рассматривало дело об ущемлении интересов Интернет-провайдеров телефонным монополистом - Саратовским филиалом "Волгателекома". И после трех часов разбирательств было решено дело прекратить "в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства". Однако если бы все было так однозначно, не пришлось бы противостоящим сторонам спорить три часа.

В чем проблема?

Как вы знаете, в прошлом году "Волгателеком" ввел повременку для телефонных разговоров. Правда, коснулась она только организаций: сначала коммерческих, а потом и бюджетных. Еще до ее появления шли разговоры о вреде повременки для интернета. В реальности все оказалось не так страшно, за одним исключением. Когда пользователь интернета — организация, к примеру, автомагазин и СТО или же туристическая фирма, использующая для подсоединения к сети модем, подсоединяется к любому коммерческому провайдеру, она должна платить не только ему за время, проведенное в интернете (или объем скаченной оттуда информации), но и "Волгателекому" за время местного звонка — по 13 копеек за каждую полную и неполную минуту. В то же время, если та же организация решит использовать услуги "Волгателекома" и как провайдера, то местный звонок для нее будет бесплатным. То есть интернет у "Волгателекома" заведомо дешевле. Чем не использование конкурентного преимущества?

Однако возмутились ущемлением прав не сами провайдеры, а Саратовский региональный общественный фонд развития интернет-технологий (ФРИТ). Точнее, два гражданина, Гадратов и Бобкова (Михаил Гадратов является председателем ФРИТ), которые закидали своими заявлениями управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД. В результате ГУВД и обратилось в ТУ МАП с просьбой рассмотреть дело о нарушении закона "О конкуренции".

Надо сказать, что этот фонд возник как черт из коробочки в прошлом году и начал сразу бороться за права провайдеров: все началось с пикетирования офиса "Волгателекома" совместно с молодежным "Единством". Потом про "Единство" все как-то забыли, а ФРИТ продолжал периодически рассылать по местным СМИ свои пресс-релизы. Откуда он взялся и на какие деньги существует — эта тема активно обсуждалась на интернет-форуме фонда. Однако сотрудники фонда уверяют, что он не имеет отношения к провайдерам, и представляет интересы всех интернет-пользователей Саратовской области. К сожалению, в местном ТУ МАП утверждают, что ФРИТ — незарегистрированная организация, поэтому всерьез ее не принимают.

Технические детали

Предоставление интернет-доступа — вещь сама по себе достаточно технически сложная. А в данном конфликте дополнительные осложнения вызваны тем, что "Волгателеком" является монополистом на рынке местной телефонной связи, но не занимает доминирующего положения на рынке интернет-услуг. Однако чтобы дозвониться до провайдера (если у вас модем, а не выделенная линия) вам придется воспользоваться телефонной связью. Известно, что провайдеры могут гарантировать определенную скорость обмена данными только в пределах своей сети. А в нее еще надо попасть. За качество телефонного соединения они ответственности не несут, хотя оно прямым образом влияет на скорость передачи данных. В случае с "Волгателекомом" ситуация выглядит несколько иначе: они несут ответственность и за качество интернета, и за качество дозвона. Но при этом нельзя забывать, что они предоставляют две услуги, и по закону их надо оценивать раздельно.

И тут технические детали перерастают в юридические. Дело в том, что большинство провайдеров пользуются телефонными линиями "Волгателекома" как простые абоненты. То есть телефонный монополист гарантирует им только качество телефонного соединения, чтобы голос было слышно, а никак не качество передачи данных. Чтобы гарантировать последнее, надо заключать так называемый операторский договор, то есть договариваться не только о присоединении к сети, но и о взаимодействии операторов. Сейчас такой договор есть только у "Фаннета" (торговая марка "Фрилайн"), но он тоже не решает проблему тарификации. Остальные провайдеры ведут переговоры разной степени успешности. Хуже всего ситуация у "Интеркома", который единственный рискнул спорить с "Волгателекомом" в арбитраже, требуя доступа к выделенным линиям телефонного монополиста. Директор "Интеркома" Александр Шабанов утверждает, что "Волгателеком" как оператор, занимающий существенное положение на рынке, по новому закону "О связи" должен сделать свой договор гласным, опубликовать тарифы присоединения, пропускаемый трафик и другие экономические и технические подробности. Однако закон не указывает, когда оператор должен это сделать, поэтому наблюдается правовой вакуум.

Кого это касается?

Проблема тарификации звонка к провайдеру касается далеко не всех пользователей интернета. Ведь повременка действует только для юридических лиц. Но многие юридические лица или имеют ведомственные станции (бывшие советские заводы), или подключены к альтернативным операторам телефонной связи. Например, в Ленинском районе очень многие пользуются телефонами "Конверсии-связи". А альтернативные операторы повременку не вводили. Таким образом, по подсчетам "Волгателекома" только 7,5 процентов их абонентов перешли на повременку. Сам "Волгателеком" занимает только четверть рынка интернета. А раз мы не занимаем доминирующего положения, делают там вывод, что и не надо нас регулировать.

Оказалось, что проблема касается и комитета промышленности и технологий правительства области. Его представитель заявил о заинтересованности в большей доступности интернета, поэтому, по их мнению, тарифицировать звонки на модемный пул "Волгателекома" нельзя. Мол, интернет не является областью, регулируемой государством, и поэтому каждый оператор может устанавливать любые тарифы. Другие возможности решения проблемы и свои соображения по ним комитет не озвучил. Впрочем, правительство области знаменито своей "защитой интересов населения" — ведь именно оно вначале ходатайствовало в Москву о согласии на введение повременки для всех абонентов. Так что их заявление можно рассматривать не как обеспечение прав пользователей интернета, а как защиту интересов "Волгателекома".

Самое любопытное, что и большинство провайдеров, присутствовавших на заседании комиссии ТУ МАП, не горели желанием защищать свои права. Фактически за всех отдувался один директор "Интеркома". Руководитель ТУ МАП Николай Ремезов еще удивлялся, что, несмотря на введенную повременку, наблюдается рост объема интернет-услуг. Пассивность провайдеров объяснялась тем, что пока они не ощущают существенных проблем. Мол, если возникнут проблемы, будем их решать в рабочем порядке. Представитель "Ренет Êом" так и заявил: "Рост объема услуг в незначительной степени зависит от обсуждаемой проблемы". После этого заявления комиссия ТУ МАП и вынесла свой вердикт.

Существенно или справедливо?

Проблема тарификации звонка к провайдеру касается далеко не всех пользователей интернета. Ведь повременка действует только для юридических лиц. Но многие юридические лица или имеют ведомственные станции (бывшие советские заводы), или подключены к альтернативным операторам телефонной связи. Например, в Ленинском районе очень многие пользуются телефонами "Конверсии-связи". А альтернативные операторы повременку не вводили. Таким образом, по подсчетам "Волгателекома" только 7,5 процентов их абонентов перешли на повременку. Сам "Волгателеком" занимает только четверть рынка интернета. А раз мы не занимаем доминирующего положения, делают там вывод, что и не надо нас регулировать.

Оказалось, что проблема касается и комитета промышленности и технологий правительства области. Его представитель заявил о заинтересованности в большей доступности интернета, поэтому, по их мнению, тарифицировать звонки на модемный пул "Волгателекома" нельзя. Мол, интернет не является областью, регулируемой государством, и поэтому каждый оператор может устанавливать любые тарифы. Другие возможности решения проблемы и свои соображения по ним комитет не озвучил. Впрочем, правительство области знаменито своей "защитой интересов населения" — ведь именно оно вначале ходатайствовало в Москву о согласии на введение повременки для всех абонентов. Так что их заявление можно рассматривать не как обеспечение прав пользователей интернета, а как защиту интересов "Волгателекома".

Самое любопытное, что и большинство провайдеров, присутствовавших на заседании комиссии ТУ МАП, не горели желанием защищать свои права. Фактически за всех отдувался один директор "Интеркома". Руководитель ТУ МАП Николай Ремезов еще удивлялся, что, несмотря на введенную повременку, наблюдается рост объема интернет-услуг. Пассивность провайдеров объяснялась тем, что пока они не ощущают существенных проблем. Мол, если возникнут проблемы, будем их решать в рабочем порядке. Представитель "Ренет Êом" так и заявил: "Рост объема услуг в незначительной степени зависит от обсуждаемой проблемы". После этого заявления комиссия ТУ МАП и вынесла свой вердикт.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11012014193000&oldnumber=234