"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (234) от 5 февраля 2004 года

Субсидии пошатнулись

Дата размещения на сайте: 03.04.2015

Маргарита СПИРИЧЕВА

Субсидии, опора малообеспеченных в эпоху постоянно растущих коммунальных тарифов, пережили кризис. И, к сожалению, возможно, не последний.

Многие из тех, кто пришел в январе оформлять субсидии, были жестоко разочарованы: им отказали. И отказали потому, что был принят новый порядок расчета субсидии, по которому прожиточный минимум считался в зависимости от социального статуса. Если пенсионер, получающий, к примеру, 1600 рублей пенсии, еле сводящий концы с концами, которого вряд ли интересуют цены на современную бытовую технику, цена на кровати мировых брендов, считался малообеспеченным, поскольку его пенсия была ниже прожиточного минимума, то теперь он уже не попадал в эту категорию, так как прожиточный минимум для пенсионеров по новой методике устанавливался в 1500 рублей. А значит, пенсионер лишался субсидии. Но редкий случай: к возмущенному населению власти прислушались, и в конце января администрация города издала новое распоряжение, по которому центры субсидий вернулись к прежней методике расчета. Для исправления ситуации центрам пришлось работать без выходных до конца месяца, хотя раньше последние пять дней у них приема не было.

Возникает классический вопрос: кто виноват в этой ситуации? Город кивает на область, которая якобы приняла ряд законов, не позволяющих пенсионерам оформить субсидии. Как заявил на специально собранной пресс-конференции Алексей Полещиков, председатель профильного комитета, методика расчета среднедушевого дохода, принятая областной думой в законе "О социальной помощи", не имеет никакого отношения к расчету субсидий. Городская дума, по его словам, апеллировала к новой методике расчета среднедушевого дохода, которая сейчас разрабатывается в Госстрое и которая вводит градацию для разных социальных групп. Но, по сведениям Полещикова, она еще не утверждена и, возможно, будет узаконена нескоро. А значит, должна действовать старая, 1997 года.

Но оказывается, непредоставление субсидии — это еще не все нарушения. Минимальный доход на душу населения устанавливает правительство области на основе рассчитанной статистиками потребительской корзины. Сейчас этот прожиточный минимум в области составляет 2012 рублей. На основании его и должна рассчитываться субсидия. Но Закон "О потребительской корзине в РФ" перестал действовать в декабре 2003 года. Новый еще не принят. Областной закон "О потребительской корзине" существует. И по нему есть несоответствия: дифференциации по социальным нормам площади для одиноких (33 кв. м) и проживающих вдвоем (42 кв. м), по словам Полещикова, при расчете потребительской корзины не существует. Кроме того, он рассказал о несоответствии норм потребления коммунальных услуг в потребительской корзине и норм потребления, заложенных в стоимости тарифов. Например, электричество мы должны сжигать ежедневно по всем нормам 60 киловатт в час, а в потребительскую корзину заложено 45 киловатт. При расчете потребительской корзины учитывалось, что один человек каждый день расходует 295 литров горячей и холодной воды вместе, а при расчете тарифов брался расход в 300 литров холодной и 105 литров горячей. И в расчете потребительской корзины просто не учитывались транспортные расходы пенсионеров, как будто они обязаны безвылазно сидеть дома. Ну и, наконец, именно на рубеже года расчет размера субсидии производится по данным 4 квартала, когда действовали старые тарифы, а оплата населением происходит уже по новым ставкам. Зампред облдумы сказал, что будет настаивать на изменении заложенных в расчет стоимости потребительской корзины социальных норм и нормативов.

По утверждению Полещикова, в положении, разработанном городом, не учтены поправочные коэффициенты для людей с низкими заработками. Как известно, семья не должна тратить на коммунальные услуги больше 22 процентов от своего совокупного дохода. Если человек живет один и зарабатывает не 2021 рубль, а скажем, всего тысячу, то должен применяться поправочный коэффициент: его доходы делятся на прожиточный минимум (в нашем примере коэффициент равен 0,5) и умножаются на те самые 22 процента. В нашем случае получается 11 процентов: мало зарабатывающий человек не должен платить за коммунальные услуги больше именно этого процента. Но сейчас этот коэффициент не работает.

Кроме этого, есть еще один путь избавиться от непомерных расходов на коммунальные услуги. Как известно, человек, проживающий в квартире большей площади, чем социальные нормы, если ему не под силу оплачивать ее содержание, вправе обратиться в органы местного самоуправления с просьбой предоставить ему равноценную квартиру меньшей площади, но в том же районе. Естественно, с выплатой разницы в цене. И пока ему не выделят квартиру, после его обращения оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется по социальным нормам. А еще Алексей Полещиков обратился в прокуратуру с просьбой разобраться, нет ли нарушения федерального закона в связи с принятием гордумой новых тарифов. Дело в том, что принятый в мае закон "Об основах федеральной жилищной политики" декларировал, что в течение 12 месяцев с его принятия для малоимущих граждан рост тарифов на услуги ЖКХ не должен превышать 50 процентов. Как известно, у нас тарифы в силу объективных причин ("Богатей" об этом уже неоднократно писал) выросли больше.

Все это замечательно, но устранение этих нарушений как минимум потребует времени. Между тем есть информация, что послужившая причиной скандала новая методика Госстроя может вступить в действие со дня на день. И тогда бедным пенсионерам придется переживать катаклизм с субсидиями еще раз.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042015120518&oldnumber=234