"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (262) от 2 сентября 2004 года

Жители митингуют, власти спорят

Елена НАЛИМОВА

Во вторник на заседании рабочей группы комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления областной Думы обсуждался проект закона Саратовской области "О порядке подачи уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", который призван обеспечить реализацию федерального закона, принятого в июне этого года, и восполнить пробелы, образовавшиеся в региональном законодательстве после отмены временных положений.

В соответствии с федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", роль органа исполнительной власти субъекта Федерации, равно как и органа местного самоуправления, сводится к минимуму — принять уведомление от граждан, желающих провести публичное мероприятие, назначить уполномоченных, обеспечить общественный порядок. Практически полностью исключено из нового закона такое понятие, как запрет. В самых крайних случаях гражданам, желающим мирно собраться, может быть направлено "письменное мотивированное предупреждение".

Казалось бы, дополнить тут нечего, все, что не запрещено, разрешено, но, как показало обсуждение, многие вопросы, касающиеся правового регулирования проведения публичных мероприятий, требуют детального уточнения. Комитетом по социальной политике, возглавляемым Алексеем Полещиковым, было внесено предложение о снижении количественного ценза участников митинга. Комитет считает, что для подачи уведомления о проведении митинга достаточно, чтобы выразить свою волю захотело 700 саратовцев или 300 жителей других муниципальных образований области (в проекте закона эти цифры несколько выше — 1000 и 500 соответственно). Поправка вызвала споры, но не получила одобрения, как необоснованная. Более подробно был рассмотрен вопрос о том, как добиться координации в действиях областных и муниципальных властей, при рассмотрении уведомлений о проведении публичных мероприятий. Трудно поверить, но факт: сообщение между двумя зданиями, находящимися на соседних улицах — правительством области и муниципалитетом — не всегда происходит достаточно оперативно, что, в случае с митингами, может спровоцировать беспорядки. Ежегодно в Саратове проводится около ста публичных акций. Если предположить, что часть из них будет согласовываться на областном уровне, а другая — на муниципальном, не исключены неприятные или комичные совпадения. Для предотвращения подобных ситуаций было предложено установить более жесткие временные рамки отправления уведомления, предположительно, они будут сокращены с 3-х дней до 4-х часов.

Рекордное количество дополнений к проекту областного закона было выдвинуто правовым управлением администрации города. После череды судебных процессов муниципалитет накопил некоторый опыт, а точнее, "набил шишки", что дало ему право требовать уточнения некоторых существенных для города моментов. Список пробелов в законе, кропотливо собранных мэрией, выглядел так. Федеральный закон предписывает "довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории", но нет единых технических норм, устанавливающих оговоренные в законе пределы. Закон запрещает проводить митинги у опасных объектов, но не уточняет, какие именно объекты следует расценивать как опасные. Неясен вопрос с памятниками истории и архитектуры: существуют федеральный, областной и местный реестры, но единого свода нет. Вызывают обеспокоенность у юристов администрации и случаи, когда места проведения митингов совпадают с участками, находящимися в аренде у частных предпринимателей. Как соблюсти права одних, не нарушив конституционные права и свободы других? Как быть в тех случаях, если уведомления о митингах совпадают по времени и месту проведения? Муниципалитет настаивает на том, что проект областного закона не отражает реальных проблем. Рабочей группе было предложено доработать проект закона, дополнив его ссылками на соответствующие подзаконные акты, регламентирующие все необходимые моменты: от технических норм до ответственности за их несоблюдение. Однако участники заседания настаивали на обратном: подобные вопросы находятся в ведении городских властей и не должны решаться на уровне закона. После продолжительного обсуждения было решено: городская дума сформулирует и сведет воедино все уточнения и дополнения к закону и внесет их на рассмотрение областной думы в виде отдельной законодательной инициативы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1092004174920&oldnumber=262