"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (262) от 2 сентября 2004 года

Образование или профессия?

Маргарита СПИРИЧЕВА

Чтобы достичь многого в жизни, надо учиться — это уже стало аксиомой для многих. Каждый родитель правдами и неправдами старается запихнуть свое окончившее школу чадо в институт или университет. Но надо ли это делать? Чему должны учить вузы и должны ли они откликаться на моду на образование? В каких специалистах нуждаются работодатели и готовят ли их наши вузы? Начало учебного года — удобный повод поразмышлять о нашей системе образования. Этим темам и был посвящен "круглый стол", организованный ИА "Росбалт".

Куда нам столько дипломов?

За последние десять лет количество выпускников различных вузов выросло многократно. В Приволжском федеральном округе наша область на пятом месте по числу выпускников вузов. И это, в общем, нормально. Требования работодателей тоже растут, устроиться на приличную работу без корочек довольно трудно. Правда, уже здесь может возникнуть первые трудности. Число вузов и число выпускников сильно выросло за счет недавно возникших коммерческих учебных заведений. Которые оперативно стали предлагать запрашиваемые населением специальности. А работодатель обычно желает иметь специалиста, подготовленного классическим вузом с репутацией. И тут вылезает вторая проблема — трудоустройство. Люди идут учиться на модные специальности вроде юриста или экономиста, чтобы потом получить хорошую работу. В области работает 8 вузов, которые готовят юристов и 11 вузов, готовящих экономистов и бухгалтеров. Но нужно ли их нам столько?

Но в жизнь вмешивается демографический фактор. По подсчетам специалистов, в ближайшие 10 лет количество выпускников школ будет примерно равно числу бюджетных мест в вузах. То есть буквально все желающие смогут получить высшее образование. С одной стороны, неплохо. А с другой — кто тогда пойдет учиться в колледжи и училища, в учреждения среднего специального образования?

Чего хочет работодатель

На "круглом столе" присутствовал крупный работодатель — Евгений Шлычков, президент АО "Трансмаш", успешного и современного предприятия. И его прежде всего волновали вопросы не высшей школы (хотя претензии к качеству подготовки менеджеров он тоже высказал), а именно среднего специального образования. Предприятиям не хватает рабочих рук. Токари, фрезеровщики, слесари — востребованные и неплохо оплачиваемые специальности. 9000–10000 рублей — вполне приличные деньги. Но чтобы их получать, надо приобрести хотя бы полугодовой опыт. Увы, по словам Шлычкова, выпускников училищ приходится еще по полгода обучать, платя им стипендию по 2000–3000 рублей. И работодатели уже готовы инвестировать средства в профессиональные училища, лишь бы самим не заниматься подготовкой кадров.

Средний возраст работающих сейчас — 55–60 лет. Молодежь же с неохотой идет на производство: из выпускаемых 100 человек на предприятии остается от силы 30. Дело в том, что многие ученики ПТУ — селяне. И после окончания учебы они уезжают обратно. Если не уходят в армию. Армия — тоже большой бич для работодателей, поскольку забирает уже подготовленную молодежь. Вообще, Шлычков заявил, что имеет большие претензии к государству — в частности, из-за отсутствия внятной промышленной политики. А без нее как можно увеличить в два раза ВВП?

При чем тут государство

Мы привыкли, что образование — категория государственная. Однако, несмотря на длительную реформу образования, стратегии развития образования в России нет. Об этом, в частности, заявил депутат Госдумы Алексей Чернышов. С одной стороны, нужно стремиться к международной системе, чтобы наши дипломы котировались и признавались на Западе. С другой — мы уже убедились, что американская система образования тоже ущербна. Например, эксперимент с единым экзаменом показал, что он не может быть единственной формой аттестации. Проблемы коррупции он не решает, только заставляет ученика натаскиваться на тесты, а не получать знания.

Чернышов утверждает, что прорыв в образовании возможен, только если государство вложит серьезные деньги в учителей и преподавателей. Тогда сразу встает вопрос: а сколько их нужно, сколько нам нужно выпускников вузов? В современном мире невозможно планировать количество специалистов на пять–десять лет вперед, слишком быстро все меняется. С другой стороны, если государство не будет просчитывать свои потребности и образовывать всех, кто изъявит желание, никаких бюджетных денег не хватит. Но госзаказ на образование формировать трудно. Для начала неплохо бы, например, определиться с границами: мы готовим специалистов для нашей, отдельно взятой области, для страны или для всего мира?

Если человек хочет повысить своей образовательный уровень, он должен быть готов инвестировать в себя. Это нормально. Другое дело, что государство обязано обеспечить ему получение образовательного кредита. Пока что банкиры не спешат поголовно инвестировать средства в знания населения. И это еще один момент, над которым государству еще работать и работать.

Кроме этого, должен существовать стандарт подготовки, который бы соответствовал требованиям работодателя. Для этого у государства есть фактически один рычаг — лицензирование. Сейчас условия лицензирования очень мягкие. Не нужно иметь свое помещение, его можно арендовать; не нужно иметь собственную профессуру, ее можно пригласить по совместительству. Таким образом, коммерческие вузы находятся в преимущественном положении перед классическими, бюджетными, которым приходится нести гораздо большие затраты на поддержание своего существования. Если бы государство ужесточило условия сертификации (например, ввело бы требования 70 процентов штатной профессуры, необходимости 10 квадратных метров на студента, наличия библиотеки), это могло бы положительно сказаться на качестве коммерческого образования.

И немного о юристах

Юристы на этом "круглом столе" были притчей во языцех. "Мы потеряли человека труда, все хотят стать юристами и бухгалтерами", "юристов слишком много", "спрос рождает предложение" — вот несколько часто звучавших тем. А вот Федор Григорьев, ректор Саратовской академии права, самого крупного юридического вуза России, с этим не согласен. Да, сейчас в стране насчитывается 667 негосударственных юридических вузов вместо бывших когда-то полутора десятков государственных. Но, во-первых, есть обычная конкуренция, в результате которой часть из них просто исчезнет. Во-вторых, не надо забывать, что мы уже проходили моду на специальности. В советское время было перепроизводство инженеров. Сейчас общественные потребности качнулись в другую сторону. И по большому счету юристы без работы не ходят. "Юристов много не бывает", — веско заявил Григорьев. Они востребованы во всех отраслях. Например, в сельском хозяйстве сейчас наблюдается экономический рост. А ведь каждому хозяйству нужен грамотный юрист. Рыночная экономика без юристов обойтись не может. Да и в органах самоуправления и государственных органах лучше работать юристам и экономистам, чем выпускникам других специальностей. С другой стороны, у ректора есть ощущение, что многие его студенты потом собираются работать в криминальных структурах.

И Игорь Плеве, директор педагогического института СГУ, считает, что много высшего образования не бывает. Просто не надо путать образование и трудоустройство. Человек может получить любое образование, а по какой специальности он потом с этим образованием работает — его дело.

А у практикующего московского адвоката Алексея Бинецкого есть большие претензии к качеству производства юристов. Например, нашими вузами совершенно не готовится средний персонал для юридических контор: секретари, референты. А ведь от них требуются довольно серьезный объем знаний и специфическая подготовка.

Бизнес, ау!

На протяжении всего "круглого стола" бизнес, то есть работодателей, призывали вкладывать деньги в подготовку специалистов. Предлагали приходить на 3-м–4-м курсе в вузы и давать VIP-стипендии понравившимся студентам, намекали, что без поддержки производства система ПТУ и среднего специального образования так и будет чахнуть, и тому подобное. И, например, Евгений Шлычков не отказывался, говорил, что уже сотрудничает с учреждениями образования и дальше готов. Но у слушавших все это журналистов невольно всплывали воспоминания, как не так давно один бизнес под названием "ЮКОС" уже пришел в один вуз. И что из этого вышло… Так что можно приглашать предпринимателей вкладывать деньги, но ничего серьезного не выйдет, пока государство (то есть президент) хотя бы на словах не определит свою позицию по образованию.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092004092538&oldnumber=262