"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (266) от 30 сентября 2004 года

Беда дорожная

Бордюр как линия фронта

Сергей ЛЮБИМОВ

Делить человечество на автомобилистов и пешеходов придумали еще Ильф и Петров. Хотя в годы, когда писался "Золотой теленок", автомобильное движение было не так развито, как сейчас, конфликт уже наметился. Со временем граница, разделяющая дорогу и тротуар, превратилась в линию фронта. Война с тех пор ведется с переменным успехом, хотя со стороны пешеходов все больше перебежчиков во вражеский лагерь.

Палатка страшнее бастиона

Вопреки бытующему мнению, автомобилисты не всегда наступали на права пешеходов. В 70-е и начале 80-х годов тротуар наступал на дорогу. По всей стране вошло в моду строительство в городах пешеходных зон. Тогда в Саратове стал пешеходным проспект Кирова и расширились тротуары на Радищева, проспекте Ленина и некоторых других улицах. Стало меняться покрытие тротуаров. Был налажен выпуск пескобетонной плитки.

Но жизнь вносила свои коррективы. Постоянно растущему транспортному потоку стало тесно на проезжей части. Кроме того, изменилась роль первых этажей в центре города. Сейчас в центре почти не осталась жилых помещений на первом этаже. Многочисленные офисы и магазины являются полюсами притяжения автомобилей, которые надо еще и парковать. Эти обстоятельства обусловили тенденцию к уменьшению тротуаров.

Крупные фирмы и магазины начали обустраивать мини-стоянки для парковки автомобилей. Это повлияло на улучшение обстановки (ведь припаркованные вдоль тротуара автомашины отнюдь не расширяли проезжую часть)— но только отчасти. Необходимость расширения дорожного полотна стала очевидна всем. Было расширено дорожное полотно на Московской между улицами Горького и Вольской. По словам главного архитектора Саратова Владимира Вирича, нигде в городе нет тротуаров уже принятого норматива — три метра.

На самом деле ширина тротуара — не единственный фактор, влияющий на его пропускную способность. Саратовцы помнят, как еще недавно сложно было пройти по "алее роз", традиционной пешеходной зоне. Усилиями правоохранительных органов "аллея роз" очищена от бесчисленных лотков и палаток. В итоге торговля с аллеи переместилась на проспект Кирова. Теперь по широкому пешеходному проспекту иногда бывает сложнее пройти, чем по узкому тротуару.

Вообще, уличная торговля, как ни парадоксально, в силу своей мобильности, значительно больше ограничивает пешеходное движение, чем стационарные объекты. Для того чтобы поставить на тротуаре разборную палатку, нужно лишь разрешение районной администрации. А на земле, находящейся в частной собственности, даже этого не требуется. В то время как для возведения постройки на частной или арендованной земле необходим проект и масса согласований. В итоге около универмага "Детский мир" вырос вполне стационарный "палаточный городок", существенно затрудняющий пешеходное движение. Городской администрации не удалось в суде оспорить законность его существования, так как ответчик вполне обоснованно утверждал, что палатки не относятся к объектам недвижимости. Ограничить число палаток удалось лишь способом, не имеющим отношения к закону.

Но кроме узаконенных палаток и лотков существует еще "дикая торговля". Это люди, пытающиеся продать свой товар без каких-либо разрешений с ящиков, а иногда и просто с земли. Особенно много "диких продавцов" появляется в августе-сентябре. Зачастую "дикари" располагаются рядом с крупными рынками, затрудняя подходы к ним. Иногда они занимают целые кварталы. Например, улица Чапаева от Московской до Советской часто бывает труднопроходимой, в том числе и из-за "дикарей".

Обойди меня слева, дорогой

Кроме торговых объектов, затрудняющих пешеходное движение, на тротуарах возникают порой разнообразные сооружения, возводимые собственниками расположенных вблизи офисов. Так, например, около некоторых казино время от времени появляются эстакады с установленными на них призовыми автомобилями. Несмотря на всю громоздкость, эстакады не являются объектами недвижимости. Поэтому бороться с ними законными методами весьма проблематично. А вот владельцы казино "Проспект" не стали сооружать эстакаду, а просто поставили на проспекте Кирова призовой автомобиль, символически оградив его шнурком, натянутым на стальные столбики. То ли из-за того, что на машине отсутствуют государственные номера, то ли в силу экзотичности призовой иномарки, сотрудники милиции не воспринимают этот автомобиль как транспортное средство. Так часть пешеходной зоны стала узаконенной парковкой казино "Проспект". Впрочем, парковка и движение по проспекту Кирова — тема отдельного разговора.

Отдельные владельцы помещений ограждают прилегающую к ним часть тротуара столбиками вдоль бордюра. Иногда между столбиков натягивается цепь. Делается это для того, чтобы нельзя было парковать автомобили на тротуаре. Но дальше всех в этом смысле пошли руководители клуба "Морской конек". Чтобы исключить всякую возможность парковки на тротуаре рядом с клубом, они установили железные столбы поперек тротуара. Главный архитектор Саратова уклонился от ответа на вопрос о законности сооружения подобного рода объектов, заметив лишь, что вести речь о нарушении закона можно лишь, когда ущемляются чьи-либо права. По-видимому, по мнению главного архитектора, права тысяч пешеходов, вынужденных лавировать между этими столбами, ничем не ущемлены. Вероятно, здравый смысл в этом есть, ведь у пешеходов всегда есть выбор: можно обойти столб справа, можно слева или вообще перейти на другую сторону улицы.

Следует отметить, что ограждать тротуар от машин стремятся далеко не все владельцы первых этажей. Владельцы магазинов и небольших оптовок, наоборот, заинтересованы в свободном подъезде к их заведениям. Тогда на время разгрузки грузовики перегораживают тротуар, и пешеходы вынуждены обходить их по проезжей части. Аналогичная картина наблюдается и с небольшими авторемонтными мастерскими, расположенными в центре города, занимающимися в основном шиномонтажом. Почему-то владельцы мастерских склонны рассматривать прилегающий тротуар как часть своей мастерской и прямо там вести монтаж. Похоже, что сотрудники ГАИ с ними солидарны, хотя, возможно, они не воспринимают ремонтируемый автомобиль как транспортное средство. Так или иначе, но мне ни разу не удалось увидеть, чтобы к административной ответственности привлекали хозяина машины, стоящей поперек тротуара, или владельца мастерской. А вот обходить эти машины приходится регулярно.

Неразрешимая развязка

Оппоненты пешеходов, находящиеся по ту линию фронта (бордюра), испытывают еще большие неудобства. Кроме пробок, ставших в последнее время привычными для нашего города, прибавилась проблема дефицита парковки. Мини-парковки около офисов и магазинов проблемы не решают. В центре города появились целые "парковочные" кварталы. Например, хозяева значительной части автомобилей, припаркованных днем на Яблочкова и Дзержинской, приезжают в учреждения, расположенные вовсе не на этих улицах. Попытка властей ввести плату за парковку, предпринятая три-четыре года назад, была признана незаконной. Места парковок никак не благоустраивались, а просто на обочины выставлялись контролеры, продававшие квитанции за то, что раньше ничего не стоило.

Но если власти не считают проблему парковки первоочередной, то среди владельцев торговых и развлекательных заведений бытует иная точка зрения. Отсутствие парковки может существенно снизить привлекательность того или иного заведения. Решения этой проблемы находятся разные, в зависимости от масштабов заинтересованных предпринимательских структур. При крупных рынках оборудуются специальные платные стоянки. О менее масштабных заведениях было сказано выше. А вот совсем мелкие хозяйчики прибегают к "диким" способам, преследующим цель лишь "застолбить" за собой место около собственного магазина для своей машины или грузовика привозящего товар. Для этого иногда на проезжей части выставляются ящики, чтобы обозначить места "персональных" парковок. Эти ящики, служащие вешками парковок, зачастую можно наблюдать на Радищева, между Большой Казачьей и проспектом Кирова. Почему-то гаишники не считают это правонарушением. Штрафовать за нарушение ПДД не автомобилистов у нас вообще не принято.

Вообще, при том, что суровые инспекторы ДПС входят в народный фольклор и шоферские байки, в Саратове существуют аномальные участки дорог, где правила дорожного движения не соблюдаются никогда. Например, при пересечении улицы Шехурдина и проспекта Строителей знаками обозначены несколько дорожных переходов. Для водителей они как будто не существуют. Пешеходы на свой страх и риск перебегают дорогу, уворачиваясь от автомобилей, которые даже не собираются притормаживать.

Пробки — общая проблема автомобилистов и пешеходов (ведь любой пешеход рано или поздно становится пассажиром общественного транспорта). Основная причина пробок в том, что при увеличившемся автотранспортном потоке у нас почти не появляются новые дороги и транспортные развязки. Саратов — город со сложившимся транспортными магистралями, вариантов движения в нем не очень много, и решения проблемы пробок были найдены лет тридцать назад. Несколько поколений архитекторов проектировали одни и те же транспортные развязки и дороги. Некоторые из них были построены еще в 70-е годы — так называемая "новая" дорога (ул. Шехурдина) и путепровод на Третьей Дачной. Другие объекты строятся в настоящее время, например, заканчивается строительство путепровода на улице Орджоникидзе. Тем не менее десятилетиями остаются без разрешения проблемы развязок в районе Сенного и Стрелки. При этом не всегда строительство транспортной развязки требует значительных материальных затрат. Так, например, по словам Владимира Вирича, для ликвидации пробок на Соколовой горе необходимо построить лишь плоскостную развязку в районе КП ГАИ. Но проектировщики столкнулись с проблемой того, что развязка затронет земельные участки, находящиеся в аренде или собственности.

Одним из способов борьбы с пробками могло бы стать использование пешеходных переходов. Сооружение новых пешеходных переходов требует затрат, невозможных в условиях тотального бюджетного дефицита, однако поддержание в рабочем состоянии имеющихся могло бы положительно сказаться на безопасности движения. Тем не менее на пешеходные переходы выделяются столь скудные средства, что некоторые пришли в нерабочее состояние. В прекрасном состоянии находится пешеходный переход на 3-й Дачной, превращенный в торговую галерею. Состояние же переходов, не заинтересовавших коммерсантов, невольно заставляет пешеходов прикидывать, какой же путь безопасней: в кромешной тьме под землей или бегом поперек оживленной трассы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29092004181142&oldnumber=266