"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (267) от 7 октября 2004 года

Приёмный Покой

Болезни школы

Учиться в наших школах сегодня так же вредно, как пить и курить

Елена НАЛИМОВА

Учиться в школе вредно для здоровья. К такому выводу пришли медики, изучив статистику. Наши дети приходят в школу за знаниями, пытаются угнаться за прогрессом и оправдать ожидания общества, которое ждет от них нового рывка в прекрасное будущее всей страны. Но цена знаний высока: сколиоз, невроз, гастрит, сниженное зрение — вот стандартный багаж российского школьника.

У семи нянек

По информации, распространенной главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, лишь треть российских школьников можно считать практически здоровыми. 16 процентов учащихся страдают хроническими заболеваниями, у остальных выявлены те или иные функциональные расстройства, которые со временем также могут перерасти в патологию. За последние пять лет заболеваемость подростков возросла на 28 процентов. Чаще всего страдают органы пищеварения, снижается зрение, нарушается функция эндокринной системы, с каждым годом растет число психических расстройств.

По данным саратовского комитета здравоохранения, в городских школах лидируют заболевания органов зрения: эта патология встречается у каждого 10-го школьника в возрастной категории от 7 до 14 лет. Далее с небольшим отрывом следуют болезни органов пищеварения, заболевания нервной и опорно-двигательной системы.

Как ни странно, в наихудшем положении оказываются ученики престижных лицеев и гимназий. Большое количество предметов, не соответствующие возрасту нагрузки, недостаток движения, не всегда рационально организованный учебный процесс и другие факторы превращают лицеистов и гимназистов в маленьких старичков. В погоне за уровнем образования руководство лицеев и гимназий сознательно жертвует здоровьем детей. Существует "Базисный учебный план", утвержденный министерством образования РФ, где четко расписано количество часов, отведенных на изучение различных школьных дисциплин. О том, что эти нормы есть, в школах знают, о том, что они не соблюдаются, тоже известно многим. Но ситуация не изменяется, медики и педагоги небезосновательно полагают: раз есть спрос на подобные перегрузки, то предложение будет. Родители тоже голосуют "за" — недобора в таких "вредных для здоровья" учебных заведениях не бывает. Престижное образование в Саратове напоминает ситуацию с алкоголем и сигаретами — все знают, что это вредно, но соблазн слишком велик. Так, например, в гимназии №1 учебный день требует от ученика максимум концентрации, пяти- и десятиминутные перемены не предусматривают возможности отдохнуть, задания на дом занимают все оставшееся время дня. Зато престиж этого учебного заведения неоспорим. Если ребенок не выдерживает гонки и сдается, его просто отчисляют. Подобный приоритет знаний в ущерб здоровью подрастающего поколения характерен и для других учебных заведений города, претендующих на звание лучших.

В питании — сила

Одна из острых проблем, лежащих на поверхности — питание школьников. Существует множество норм и распоряжений, детально расписывающих, по каким принципам должен строиться ассортимент в школьных столовых, что, когда и в каких количествах должен съедать школьник, на деле же все зависит от руководства конкретной школы. Более-менее ровно питаются ученики начальной школы, их стройными рядами ведут на обед учителя. Но стоит ребенку перейти в пятый класс, как школа забывает о его потребностях. Конечно, школьное начальство догадывается, о том, что не только малышам необходим полноценный обед, но прилагать усилия для организации режима старшей школы не торопится. В большинстве учебных заведений перекус (обедом это назвать трудно) напоминает гонку: за 5–10 минут ученику нужно добежать до столовой, пробиться сквозь толпу таких же голодных детей, купить то, что можно съесть на бегу, с трудом удерживая на плече школьную сумку весом в 5–10 кг, и за оставшееся время вернуться в класс. На больших переменах задание усложняется: времени больше, поэтому дети бегут в ближайший ларек "за вкусным". В школах продажа этого самого "вкусного" запрещена приказом Минздрава РФ. Но в приказе, запрещающем продажу в школах сухариков, чипсов и газированных напитков, ничего не сказано об обязанности учеников покупать булочки из серого теста и холодный чай в граненых стаканах. И при возможности выбор делается в пользу ларьков. Именно там оседают родительские десятки, выданные любимому чаду "на обед". Чем грозят такие съеденные всухомятку обеды, объяснять не нужно: каждый десятый школьник страдает заболеванием органов пищеварения. Гастриты, панкреатиты и холециститы значительно помолодели.

Быть ребенком запрещено

Ситуация со школьным питанием — лишь одна грань проблемы. Так или иначе связан с ней и другой популярный школьный диагноз — ожирение. Казалось бы, темп учебы, плохо поставленное школьное питание должны повлечь снижение веса у среднестатистического ученика. Но это не так, все чаще подросткам ставится диагноз "ожирение". Саратовские медики давно перестали удивляться тому, что это заболевание перестало носить социальный оттенок. Ожирением страдают школьники как центральных, так и окраинных школ. Свою лепту в развитие заболевания вносят неправильное питание и экология, но не стоит сбрасывать со счетов и гиподинамию. С первого класса детям внушают, что школа — храм знаний, бегать, прыгать здесь нельзя. Практически во всех школах города спортивные залы заперты на замок — ожидают часа, когда школьники придут на урок и под присмотром учителя проделают предписанные программой упражнения. О том, чтобы использовать простаивающие большую часть дня спортивные залы для отдыха детей во время перемены, не может быть и речи: ведь распоясавшиеся ученики могут испортить школьное имущество! Пустуют не только спортивные залы. Например, в гимназии №2 (бывшая школа №80) имеются весьма значительные площади, где дети могли бы отдыхать на переменах, но они не используются: так спокойнее школьному начальству. Не побоялся детской активности физико-технический лицей — в пустующих рекреациях выставлены теннисные столы. Но такие примеры редки. Не лучше обстоит дело и со школьными дворами. В редких учебных заведениях они обустроены, а в некоторых школах их вообще нет, как, например, в лицее №3.

Логично предположить, что при такой строгости дети как манны небесной должны ждать уроков физкультуры, где наконец-то можно подвигаться и активно отдохнуть, но это не соответствует действительности. Учителя физкультуры умудряются превратить урок в нудную обязаловку со сдачей нормативов. Как следует из "Стандартов общего образования", ученик младших классов на уроке физкультуры обязан усвоить "организующие строевые команды и приемы их выполнения", а также научиться "соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном — рисунком, образцом, правилом". И это вместо того, чтобы просто побегать и размяться, что так необходимо младшим школьникам. В старших классах действует принцип уравниловки: независимо от физического развития, ко всем предъявляются одинаковые требования — пробежать дистанцию, метнуть мяч. Индивидуальные способности и возможности в методические рекомендации не заложены, потому расцениваются как слабость или нежелание подчиниться. Возможно, поэтому только ленивый родитель не освобождает свое чадо от физкультуры. Медики пытаются с этим бороться, убеждая, что физические упражнения полезны даже астматикам, однако практика говорит о другом — школьная физкультура, как и школа в целом, вредна для детского здоровья.

Престиж здоровья

Причины набирающего обороты процесса понятны и учителям, и родителям, и врачам — большая нагрузка, высокие требования к уровню образования. Но вред, причиняемый школой детскому здоровью, — не что иное, как мина замедленного действия. Уже сейчас в медицине появилось понятие "синдром отличницы": у преуспевающих в учебе девочек происходит сбой репродуктивной функции, грозящий полным бесплодием. Почему получается, что качество знаний обратно пропорционально физическому и психическому здоровью учеников? И специалисты, и обеспокоенные родители ищут ответ на этот вопрос, и отвечают на него в конечном счете по-разному. Учителя уверены, что здоровье детей в первую очередь — забота родителей, а родители, в свою очередь, полагают, что школа должна быть для ребенка вторым домом, а значит, заботиться о нем должна не меньше, чем папа с мамой. Медики верят в силу распоряжений, приказов и санитарных норм, предписывающих, где и как должны получать знания наши дети. Результат такой "всесторонней" заботы и перебрасывания проблемы из рук в руки очевиден.

Родители могут и должны активно участвовать во всем, что происходит в школе — осуществлять общественный контроль, входить в школьную комиссию по питанию — все это наше право. Многие положительные примеры достигаются за счет личных качеств увлеченных своим делом преподавателей. Внимательный учитель и осанку поправит, и гимнастику для глаз проведет, и в столовую сводит. Таких учителей единицы, но их обязательно станет больше, если мы будем отдавать предпочтение школам, завоевывающим престиж не только уровнем успеваемости и олимпиадами, но и заботой о здоровье учеников.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6102004190140&oldnumber=267