"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (270) от 28 октября 2004 года

ХудСовет

Сопрано, запевшее басом

Послесловие к выставке

Александр ДАВИДЕНКО

Большая персональная выставка молодой художницы Елены Слыщенко позволяет оценить изменения ее творческого облика за последние 10 лет.

В творчестве Слыщенко отчетливо выделяются два этапа. Первый — это период обучения в СХУ им. А.П.Боголюбова (1994 — 1999г.). При естественной неравноценности работ этих лет очевидно, что из стен училища вышел одаренный художник, понимающий особую прелесть русского пейзажа с его щемящим чувством грусти, тихой радости, пронзительной печали о земной юдоли. Картоны с этюдами, небольшие холсты и акварели полны поэтического очарования и сдержанной чувственности, когда недосказанное, тем не менее, незримо присутствует, пробуждая ответное переживание. Уверенная композиция, чувство цвета и недюжинный лирический темперамент отличают работы этого периода.

Следующий этап хронологически совпадает с обучением в студии пластических искусств В.Мошникова. И что же мы видим? Куда исчезло все то положительное, что было достигнуто? Резко изменились и живописная фактура, и цветовые гармонии. На смену сложной, но еще робкой мелодичности пришел безыскусный жесткий ритм, стала доминировать графичность, практически исчезло этическое начало, придававшее определенную одухотворенность пейзажам, ее заменила самодостаточная рациональная холодная геометрическая структурность. Плохо не само по себе это новое, а то, что оно противоречит естественному мироощущению Е.Слыщенко. Нельзя неподготовленному певцу (даже окончившему консерваторию) давать сложные партии без риска повредить его голос, тем более нельзя заставлять нежное сопрано петь басом, считая, что это обогатит выразительную палитру. Всевозможные живописные концепции отнюдь не носят всеобщего характера. Е.Слыщенко слишком молода, чтобы успеть культивировать в себе некоторое противоядие от влияний сомнительных авторитетов.

Конечно, все не так уж безнадежно. Случаются моменты просветления, когда удается немного отклониться от предлагаемого маршрута и увидеть окружающий мир своими глазами ("Тишина" 2004г.). А простое изменение техники нанесения широких мазков, смягчение форм цветных пятен, отказ от грубоватого мастихина, значительно улучшает общее впечатление от несколько сумбурной работы ("Разнотравье Хвалынска" 2004г.). Когда уменьшается интенсивность группового общения, появляются такие интересные работы, как "Дворик на улице Чернышевского. 2004г.", "Улица Зарубина. 2004г.", или "Дворик на улице Челюскинцев. 2003г.", в которых вновь зарождается нечто неосязаемое, но волнующее, происходит поэтизация чувств. Темные, землистые цвета, богатые всевозможными оттенками, переливающийся многочисленными рефлексами белый и активность приглушенного красного пятна впечатляют гораздо больше грубого членения форм и агрессивной геометризации холста.

Тщательно сделанные графические работы говорят о мастеровитости и традиционности автора, а также наводят на мысль о неудовлетворенности результатами коллективного живописного творчества.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102004182531&oldnumber=270