"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (270) от 28 октября 2004 года

Родителям О Детях

Почему он такой упрямый?

Константин КРАШЕНИННИКОВ

“Не такие" дети

В последние годы, приходя на собрание в школу или общаясь с воспитателями детского сада, все больше и больше родителей слышат о своем чаде приблизительно такое: "Необщительный, упрямый", "Замкнутый, капризный", "Не обращает внимания на замечания, вообще не слушает, что ему говорят, избаловали вы его"…

Родителям и впрямь начинает казаться, что все те нелестные слова, что они услышали о своем ребенке от воспитателей или учителей, справедливы. Что их ребенок и вправду не такой как все. Так ли это, на самом деле? И, если так, то в чем причина того, что ребенок "не такой"?

Конечно же, всегда были, есть и будут действительно избалованные дети, и упрямые, и капризные. Но, прежде чем ставить на своем ребенке клеймо, возможно, стоит посмотреть на вещи с другой точки зрения.

Современная неспокойная жизнь, все ускоряющиеся ритмы существования и все усиливающееся "давление" среды на личность — все это воздействует не только на взрослых. Невротизация детей и подростков — один из знаков нашего времени.

“Приказываю спать!"

Именно дети с нервными нарушениями тяжело адаптируются к условиям коллектива, будь то группа детского сада или школьный класс. Одна из проблем детсадовских воспитателей, домашних нянь, "бэбиситтеров" и родителей — дневной сон таких детей. Ослабленные в нервном отношении дети просто не могут спать днем, "сколько положено". Часто это начинается даже не в трех-четырехлетнем возрасте, а уже в два года. Старшие настаивают, ребенок вынужден притворяться спящим, он испытывает все нарастающее нервное напряжение… Спать заставляют насильно. Результат — ребенок получает характеристику капризного, непослушного и избалованного. На самом деле он робок, боязлив, неуверен в себе… Он опасается всего нового для него. В ответ на резкое требование спать уходит в себя, замыкается, плачет втихомолку. Только бы его не трогали, не ругали лишний раз при других детях… Замкнутый круг.

Не лучше ли постараться с помощью врача понять характер отклонений в отношении сна? Не "сражаться" с этими отклонениями, а изучить их и, если ребенок постоянно не спит днем, предоставить ему возможность играть в это время?

“Ну никого не слушает!"

Другой случай — ребенок "не слышит" воспитателя, учителя. Держится обособленно. Тихий, незаметный, он не включается в жизнь группы… Когда обращаются к нему непосредственно, он откликается, отвечает, однако после этого незамедлительно "отключается", прерывает контакт и вновь "уходит в себя". Родители, воспитатели, учителя весьма по-разному оценивают поведение таких детей. Называют это и упрямством, и негативизмом, и избалованностью… А на самом деле, это проявления того же невроза. Появляется он еще в начале посещения детского сада, у детей с повышенной эмоциональной чувствительностью. Зачастую эти дети — единственные у родителей. Они болезненно переносят часы "разлуки" с матерью, которые вынуждены проводить в детском саду с чужими. Разумеется, не следует насильно "коллективизировать" такого ребенка. Родители должны учитывать то, что их сын или дочь — "индивидуалы", и соответственно этому строить свои отношения с ними. Да и помочь ребенку найти свою линию поведения со сверстниками тоже стоит. Разобраться вместе, кто ему друг, кто нет, кто, возможно, его обижает. Кто больше нравится, с кем лучше играть. Пусть познакомятся ближе. Опять же без навязывания.

Как “перевоспитать" отличника

Бывают, и нередко, случаи, когда невроз развивается самими воспитателями и учителями "из лучших побуждений", а в реальности — в силу элементарного непрофессионализма. Вот один из таких случаев… Мальчик рос робким, стеснительным и тихим, меланхоличным и невротичным. Особенно любил разгадывать головоломки, кроссворды, решать сложные задачи "на мышление", играть в шахматы... Он совсем не пользовался авторитетом среди одноклассников. Однако его успехи в учебе впечатляли и учителей, и родителей. И учительница, не сочтя нужным принять во внимание и мнение группы, и возможности и интересы самого ребенка, авторитарно назначила его "на должность" старосты в классе. Родителям это только польстило. Ну как же — сын еще мал, а уже лидер! Как не порадоваться! Не выходит что-то? Ничего, пусть крепчает, учится "рулить".

Абсолютно не обладая качествами "вождя", мальчик явно не справлялся с навязанной ему серьезной социальной ролью. Одноклассники его не слушались, поручений не выполняли, все неприятности, которых всегда хватает в любом коллективе, сваливали на него. А тем временем в классе выделился лидер неформальный. Реальный "вождь" был обойден вниманием и уважением учительницы, но не детей. И он стал специально делать так, чтобы у старосты ничего не выходило.

Результат? Отличник стал учиться все хуже, его начали беспокоить периодические головные боли, расстроился сон, появились слабость, вялость… В общем, невроз стал крепчать прямо "по учебнику".

Чего же добились взрослые люди, не понимавшие ребенка, проявившие явное нежелание признать свои неправоту и недалекость? Вопрос, как говорится, риторический. Игнорирование взрослыми сочетания мыслительного типа центральной нервной системы и темперамента меланхолика (сочетания, к слову сказать, нередкого) довело ребенка до нервного срыва.

Богатые тоже плачут

Причин невротичности детей много. Дети заболевают и в семье — от постоянных конфликтов и "издержек воспитательного процесса" у беспокойных и недобрых родителей. Заболевают и в детском саду, и в школе — от непрофессионализма и черствости, казенщины и недалекости, а то и просто от халатности воспитателей и учителей. Да, конечно, зарплаты низки. Да, образование и подготовленность часто оставляет желать лучшего. Да, социальное положение современного учителя унизительно и диктует подсознанию именно апатию и "наплевательство", а то и злобу…

Парадокс в том, что во многих "элитных" образовательных учреждениях, где нет этих проблем, детей-невротиков среди учеников и воспитанников не меньше. А то и больше. Там — свои проблемы: упор делается на интеллектуальном развитии, в ущерб эмоциям и развитию общения, у детей формируют установку на достижение успеха, на "ты — лучший!" любой ценой. В конце концов, — и ценой здоровья. И телесного, и психического. Закрытая и небольшая по численности группа "элитных" учеников и воспитанников не предоставляет возможности для необходимого полноценного общения со сверстниками. Культивирование чувств исключительности, превосходства, самовлюбленности и самоуверенности также может сыграть не лучшую роль в будущей жизни "элитных" детей. На их долю достанется вволю конфликтов, неприятия со стороны сверстников и связанных с этим страданий. Так что, богатые и в самом деле "тоже плачут", по крайней мере, их дети.

Что делать с “иными" детьми?

Во всех случаях, что мы рассмотрели, позиция взрослых может стать фактором, который предопределит всю последующую жизнь ребенка, его судьбу. Все попытки силой переломить "упрямство", "капризность" и "вредность" ребенка-невротика -— это попытки сделать опять то, от чего именно ребенок и заболел. Своими неуемными требованиями, запретами, "принципиальностью", непоследовательностью и противоречивостью родители, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, не учитывающие личностных особенностей невротичных детей, переполняют чашу нервно-психической выносливости их организма. Взрослые продуцируют и усиливают неврозы детей, все увеличивая их количественно и утяжеляя качественно.

Интенсивное, в особенности одностороннее, развитие в состоянии перенести без ущерба для их психического здоровья далеко не все современные дети. Выход — в ранней диагностике и последующей коррекции, лечении детских неврозов. И, конечно же, в учете индивидуальности ребенка, начиная с раннего возраста.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102004182603&oldnumber=270