Официальный сайт
|
|
Александр СВЕШНИКОВ
На прошедшем 16 ноября Втором Саратовском областном социальном форуме темой одной из 12 переговорных площадок была заявлена "Информационная открытость как основа социального партнерства в Саратовской области".
Однако до обсуждения собственно проблемы информационной открытости (то есть взаимоотношений СМИ с ветвями власти, общественными организациями, бизнесом и т.д.) дело, можно сказать, не дошло, поскольку идеологи площадки постарались заострить внимание присутствующих на том, что сегодня для государственных и муниципальных СМИ оказалось вопросом жизни и смерти.
Дело в том, что с 1 января 2005 года прекращается действие двух федеральных законов — "Об экономической поддержке районных (городских) газет" и "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в РФ". Таким образом, исчезает федеральная кормушка для средств массовой информации, являющихся пропагандистским рупором исполнительной власти, и остро встала проблема их дальнейшего более или менее безбедного существования.
Серьезная озабоченность этой проблемой прозвучала в выступлениях ведущей площадки — главного редактора газеты "Саратовские вести" и руководителя регионального отделения "Медиасоюза" Татьяны Артемовой, председателя областной организации Союза журналистов России Лидии Златогорской и министра информации и печати области Игоря Никифорова. По мнению г-жи Артемовой, изменения в законодательстве "готовились кулуарно, без учета реакции специалистов в области газетного дела". А навязывание СМИ правил существования в рыночных условиях вообще не выдерживает никакой критики, поскольку газета — это в первую очередь продукт идеологии, а не товар, предназначенный для получения прибыли.
Поддержав точку зрения ведущей о большой разнице между работой редакции и производством конфет, Л. Златогорская сказала, что самая приемлемая форма для СМИ — участие в конкурсах на получение грантов и работа с государственными органами по договорам. Только так, по ее мнению, можно выстроить диалог с ветвями власти, а журналистика может остаться общественной профессией.
Более определенно идею спасения государственных и муниципальных СМИ изложил И. Никифоров. Назвав финансирование СМИ "самым главным вопросом", министр сообщил, что в 2004 году реализуется программа поддержки на 15 млн. рублей. Причем впервые помощь оказывается не только газетчикам, но и телекомпаниям. На 2005 год не заложено прямого финансирования ни одной газеты, только на публикацию конкретных материалов (видимо, устраивающих правительство области) в размере 20 млн. рублей. Правда, из-за трудностей бюджета пока что можно рассчитывать лишь на 10 млн. рублей. Выход же из создавшейся ситуации министр видит в принятии областного закона о поддержке городских и районных газет.
Единственным оппонентом защитников бюджетного (то есть на деньги налогоплательщиков) прикармливания государственных и муниципальных СМИ оказался главный редактор газеты "Совфакс" Николай Яковлев, однозначно поддержавший рыночные отношения в журналистике. Редактор "Совфакса" заявил, что госфинансирование может быть только неравноправным, а слова о возможности его получения для всех СМИ — не более чем лукавство.
Обмен мнениями закончился принятием обращения к депутатам областной думы с выражением надежды, что они проникнутся идеей принятия областного закона о поддержке средств массовой информации. Как сказала Артемова, "региональная власть, в отличие от государственной, не витает в рыночных облаках и больше понимает в нашей жизни".
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17112004184059&oldnumber=273