"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (275) от 2 декабря 2004 года

Загляни В Себя

Кризисы в жизни и дружбе

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Сколько нужно общаться с близкими и каково количество друзей у человека на различных этапах жизни? Не так давно в телепередаче маститым психологом был дан совет: мол, зрелому человеку стоит ограничить и даже свести к минимуму контакты с людьми. Слишком много, мол, это отбирает сил, энергии. Но ведь люди все разные, и то, что подойдет одному, может повредить другому… Так есть ли норма дружбы, общения? И меняется ли она с возрастом?

Между тридцатью и сорока

Обычно больше всего друзей именно у молодых взрослых людей. Причем состоящих в браке. В среднем число друзей у таких людей составляет семь человек. Подбираются друзья и по сходству вкусов, интересов, и по похожести в складе личности. А еще — по взаимности, помощи друг другу. По степени откровенности и совместимости того удовольствия, которое находят они в общении друг с другом. По взаимному уважению.

В расцвете зрелости человека работа не дает уделять слишком много времени друзьям. Остаются лишь самые прочные связи, и число друзей уменьшается — до пяти и даже меньше.

С приходом старости приходят и драматические события, которые зачастую прямо-таки переворачивают жизнь любого человека. Многие теряют спутников жизни, замыкаются в себе, рискуя остаться в стороне и без друзей вообще. Но поскольку друзья, в свою очередь, также оказываются в подобной ситуации, дружеские связи могут вновь укрепиться, и среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет около шести человек.

Кризисы жизни

Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон создал теорию, в которой акцентировал социальные аспекты развития человека.

По мнению Эриксона, человек за жизнь переживает восемь кризисов, проявляющихся и в психике, и в общении с другими. Эти кризисы для каждого возраста свои. И будет ли их исход благоприятен или плох, это очень сильно действует на то, как и насколько в будущем разовьется личность.

Первый кризис человек переживает на первом же году жизни. Связано это с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка тем, кто за ним ухаживает. Если да — то развивается чувство глубокого доверия к миру, к людям. Если не удовлетворяются, картина противоположная — развивается недоверие ко всему и вся.

Второй кризис — результат первого опыта обучения, в частности, с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители ребенка понимают и помогают ему, он получает опыт самостоятельности. Наоборот, излишне строгий контроль ведет к тому, что у него развиваются стыд, страх и сомнения, связанные опять же со страхом потерять контроль над своим организмом.

Третий кризис проходит через самоутверждение ребенка. Он строит планы. Если ему позволяют их реализовать, то у него развивается чувство инициативы. Неудачи и вынужденная безответственность приводят к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис — кризис школьного возраста. В зависимости от того, какая в учебном коллективе царит атмосфера, какие приняты методы воспитания, развивается вкус и желание работать. Либо, наоборот, чувство неполноценности — как в отношении своих возможностей, так и насчет своего статуса.

Пятый кризис переносят обоего пола подростки. Этот кризис проходит в поисках идентификации. Подросток усваивает образцы поведения других людей и через это отождествляет себя с ними. Примеряет на себя те или иные социальные роли. Неспособность к идентификации, трудности с определением своей роли и места могут быть причиной многих нежелательных последствий в будущем.

Шестой кризис — кризис молодых людей. Они ищут близости с любимым человеком, с которым им предстоит создавать семью, рожать детей и отдыхать. А впоследствии — и обеспечивать детям необходимое развитие. Если такой опыт у молодого человека не формируется, происходит изоляция, человек замыкается сам на себе. Это очень распространено в наше время.

"Мне еще только сорок лет"

Седьмой кризис человек переживает в возрасте сорока лет. Характерная черта этого кризиса — развитие чувства сохранения рода. Выражается в основном в интересе к следующему поколению, его воспитанию. Здесь возможны высокая продуктивность и созидательность во всех направлениях. Если же, наоборот, жизнь супругов застывает в состоянии фальшивой близости (стагнации), они начинают жить лишь для себя. Этот кризис также очень характерен для большого количества современных семей. Возможно, поэтому и семья в целом как форма жизни людей сейчас находится в "полуживом состоянии".

Выделяют четыре так называемых подкризиса. Если они будут благополучно пройдены, разрешены, то застойные явления супругам не грозят. Сексуализация отношений должна уступить место их социализации, а сексуальные роли ослабевают. Важно противостоять обеднению в этом возрасте сферы чувств после того, как дети начинают самостоятельную жизнь, близкие умирают… Необходимо сохранить гибкость эмоций, да и вообще душевную гибкость, а не закостеневать в старых привычках и моделях поведения.

Наконец, последний, восьмой кризис люди переживают, старея. Разрешение кризиса зависит как раз от того, как жизнь была прожита. Хорошо, когда человек, подведя итог прожитой жизни, оценивает ее именно как единое целое, в котором уже ничего нельзя, да и не нужно было бы, менять. Если же человек не может собрать "кусочки мозаики" жизни в такое единое целое, ему предстоит закончить жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии оттого, что жизнь заново не проживешь и ничего уже не изменишь.

В этом, собственно говоря, и состоит подготовка к старости — в выработке новой философии жизни, которая поможет освоению времени последнего периода жизни. Либо в коррекции такой философии, в чем могут помочь психотерапевты, психологи и… друзья (если их сохранил). Однако помощь такого рода тоже нужно суметь принять.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2122004100141&oldnumber=275