"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 48 (278) от 23 декабря 2004 года

Чёрные времена для промышленников

Маргарита СПИРИЧЕВА

Росту промышленности противостоит коррупция — вот главный вывод, который можно было сделать после круглого стола ИА "Росбалт", посвященного теме "Качественный рост промышленного производства — главное условие укрепления государства".

То, что развитие промышленности — ее частное дело, можно было понять из состава участников круглого стола. Вместо вице-губернатора и министра экономики от правительства пришел один министр промышленности Константин Лушпинин. Вместо двух депутатов областной думы пришел один — Евгений Шлычков, президент АО "Трансмаш".

И буквально в первом выступлении этот вывод нашел подтверждение: Константин Лушпинин согласился, что до сегодняшнего дня промышленная политика в виде законов в нашем государстве отсутствует. Правда, на областном уровне существует концепция промышленной политики, но, во-первых, много на областном уровне не сделаешь, а во-вторых, готовится ее пересмотр. Хуже всего, что та государственная поддержка, которая есть в виде целевых программ, слишком краткосрочна — всего на год. Тогда как серьезные вложения надо планировать заранее. Впрочем, в Саратовской области не так все плохо. Значительная часть оборонных предприятий не имеет аналогов в России, и благодаря усилиям правительства они неплохо сохранились. В скором времени оборонка будет подвергаться акционированию, и инвесторы уже проявляют большой интерес к таким заводам как "Корпус" или "Контакт". Например, "Корпус", только что выйдя из процедуры банкротства, уже заимел стратегического партнера — московскую космическую корпорацию. Правда, чтобы освоить необходимую им номенклатуру изделий, нужно найти 140 миллионов на реконструкцию. А помимо этого еще есть проблема долгов: сейчас готовится четырехстороннее соглашение с участием правительства области о реструктуризации задолженности предприятия. Но если с этими проблемами предприятие разберется, то в составе корпорации будущее у него есть. Фактически это единственный пример хоть какой-нибудь заботы государства о стратегически важном предприятии.

Другой пример обанкроченного предприятия никак не связан с заботой государства. О том, что удалось сделать инвесторам на ЖБК-2, разваленном в свое время, рассказал Владимир Гафанович, представитель новых собственников предприятия. Новые инвесторы имели смежный бизнес, поэтому смогли поднять предприятие из руин. Труднее всего оказалось бороться не с физической разрухой, а с плохим лицом предприятия на рынке — с ним никто не хотел иметь дела. Новые хозяева пришли два года назад, и вот последние семь месяцев предприятие уже работает стабильно, собирается наращивать объемы производства. Правда, с обновлением основных фондов есть проблемы: те импортные линии, что по средствам, морально устареют до того, как окупятся. А новые технологии вроде монолитного бетона стоят слишком дорого.

Поделилось своими проблемами и единственное частное предприятие, занимающееся безопасностью движения на железной дороге — "Электротехнический завод автоматики и телемеханики". Остальные восемь его конкурентов — государственные предприятия, соответственно, основная проблема — протекционизм в получении заказов в РАО ЖД. Но, как пояснил главный инженер Вячеслав Волосов, на этом они не замыкаются. Главная задача — сохранение конкурентоспособности, внедрение новых научных разработок. Причем пользоваться заводу приходится результатами деятельности саратовских ученых, и у него есть серьезные претензии к их качеству. Сейчас предприятие идет по пути подготовки себе молодых специалистов, начиная со школы. Только так можно перестроить технологию по западному образцу. Причем решить эту задачу и на треть обновить продукцию предприятие намерено за два года. Пожалуй, это было наиболее позитивное выступление.

А вот Евгений Шлычков, президент АО "Трансмаш", наиболее крупного и успешного предприятия из всех представленных на круглом столе, как раз смотрел на ситуацию наиболее пессимистично. Несмотря на то, что его предприятие, благодаря его депутатству, уже не первый год пользуется бюджетом развития области и, благодаря его связям в Москве, получает неплохие заказы, ситуация видится промышленнику в мрачном свете:

— Раньше был рэкет, а сейчас тем же занимаются фискальные органы. Никакой помощи от государства я не вижу.

По его словам, деньги от федеральных программ остаются в пределах Садового кольца Москвы, в крупных концернах, а о градообразующих предприятиях остальной России никто не заботится. Удручает и налоговая, и кредитная, и таможенная политика. Купив импортное оборудование, но не растаможив его, предприятие должно платить штрафы за просроченную растаможку. После этого стоит ли говорить о необходимости внедрения новых технологий? Между тем, другого пути кроме ввоза технологий с Запада, у нас нет — сами мы, условно говоря, "Мерседес" не построим. Внутри России нет конкуренции, идет засилье товаров из Европы. Нет и кадровой политики, поэтому предприятиям целесообразнее думать о роботах вместо сварщиков. Да и, подобно Европе, нам уже нужны универсальные рабочие, которых никто не готовит.

Но основные претензии у Шлычкова к государству по другому поводу. "Личные связи руководителя, то есть лоббизм, остаются основным рычагом развития промышленности". Он не скрывает, что пользуется бюджетом развития области: начинал с 500 тысяч, сейчас дошло до 15 миллионов. В результате, за последние 5 лет "Трансмаш" увеличил объемы производства по сравнению с социалистическими временами в 15 раз: раньше он выпускал 4 вагона в месяц, а теперь может 150 вагонов. Но, как сказал Шлычков, не каждый же может быть депутатом и заниматься политикой ради выживания собственного предприятия. Однако даже такой завод не может легко получить государственный заказ. При этом государство нуждается в больших партиях тех же вагонов, а крупные чиновники просто не знают, что есть предприятия, которые вполне потянут такой заказ. И хотя Шлычков не говорил, что у него вымогали взятки, но заявил, что вся информация стопорится в среднем звене министерств. Почему — догадайтесь сами.

Еще нагляднее ситуация с инвестициями. По словам Шлычкова, добиться у государства даже возвратных инвестиций невозможно. Но другим фирмам почему-то предоставляют даже безвозвратные кредиты. Самому предприятию инвестировать в себя очень сложно: ведь это можно делать только с прибыли, а чтобы сформировать прибыль, надо взять на себя большую налоговую нагрузку. Идеальным вариантом были бы или льготное налогообложение под конкретный бизнес-план, или госзаказ лет на пять. Но, как уже говорилось, так надолго наше государство не планирует, и от него добиться чего-либо можно только на основе личных связей. О частных инвестициях говорить не приходится — любой частник сразу просит контрольный пакет. Поэтому российская промышленность нуждается в льготных кредитах или целевых федеральных программах, которые, как уже было сказано, как правило, в провинцию не доходят. Деньги, по словам депутата, получает "Газпром" и "Норильскникель", у которых и так высокая прибыль и льготные тарифы.

Просвета в этой безрадостной картине пока не видно. Наоборот, ситуация в экономике, в общем, удручает. Рост ВВП замедлился, а инфляция увеличилась. Инвестиции в Россию не то что не идут, а бегут из нее. Ситуация в промышленности стабильно ухудшается. Индекс деловой активности снижается пятый месяц подряд. Так что легкой жизни промышленникам ждать не стоит. Наступили черные времена.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24122004095336&oldnumber=278