"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 49 (279) от 30 декабря 2004 года

Эта власть танки не уберёт

Александр НИКИТИН

Что нас ждёт в 2005 году

В 2005 году Россия начнет жить в режиме возрастающего тревожного ожидания. Этот вывод вытекает не только из данных социологических опросов ( например, опрос Левада-центра). Тревога населения не будет связана с угрозой правам и свободам человека (эта проблема будет волновать только от 2 до 6 процентов жителей России). Озабоченность будет вызвана резким возрастанием числа россиян, утрачивающих уверенность в завтрашнем дне и недовольных уровнем оплаты труда. Число таких недовольных возрастет до 40-50 процентов трудоспособного населения.

Продолжится процесс замедления темпов экономического развития. Экономика России начнет медленно входить в состояние депрессии.

Ожидается, что в 2005 году правительство России объявит о предстоящих экономических трудностях (серьезный кризис прогнозируется в 2007-2009 годах, когда число безработных может возрасти до 20-30 процентов трудоспособного населения) и попытается их отдалить методами добровольно-принудительного привлечения в отдельные отрасли экономики средств населения и частного сектора.

При этом правительство продолжит копить золотовалютные резервы. Видимо, не веря в положительные результаты своей экономической политики, несмотря на огромную потребность в инвестициях, оно ни одного доллара из накопленных запасов не направит в российскую экономику, а по примеру олигархов продолжит вывоз запасов за границу под символические проценты. Хотя, по оценке специалистов, накопленные огромные золотовалютные запасы давно уже достигли такого уровня, что начинают подрывать и без того слабую российскую экономику.

Администрация президента и правительство весь 2005 год продолжат активно готовиться к встрече тяжелых времен. Будут использованы все ресурсы для создания условий собственного выживания в обстановке экономического кризиса и народного недовольства. Это проявится в радикальном снижении, а то и полном освобождении федерального центра от финансовых обязательств перед населением России. Монетизация федеральных льгот и перекладывание обязанности по их финансированию непосредственно на бюджеты регионов — яркое тому подтверждение.

Вполне предсказуемо, что наступление тяжелого экономического кризиса неизбежно вызовет социальное напряжение и, возможно, хотя и маловероятно, мощный социальный взрыв (бунт, революцию).

Перед лицом реальной угрозы такого социального взрыва федеральная власть в 2005 году постарается закончить строительство вертикали власти, чтобы иметь гарантированную возможность защитить себя. Жесткая вертикаль власти, включающая в себя губернаторов регионов, гарантирует невозможность легального перехода на сторону оппозиции ни одного лидера региональной элиты, обладающего кадрами государственных чиновников, региональными силовыми структурами, финансовыми ресурсами и интеллектуальным потенциалом. Назначенные губернаторы будут отдавать себе отчет, что отказ подчиниться центру будет уже с правовой точки зрения выглядеть не естественной должностной защитой социально-экономических прав избирателей в руководимом регионе, а актом государственной измены со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не вызывает сомнения, что в 2005 году губернаторы и президенты всех российских регионов будут назначены или переназначены.

Если власть сама себя в новом году укрепит и консолидирует, то гражданское общество, наоборот, утратит последнюю возможность проведения единой эффективной протестной акции (массовые манифестации и митинги по всей России, единая общероссийская политическая забастовка и т.п.) на необъятных просторах российского государства и даже в отдельных регионах.

Отказав в доверии на последних выборах партии " Яблоко", резко снизив поддержку КПРФ, население по собственной воле подвергло остракизму вождей реальной политической оппозиции, которые могли бы эффективно организовать массовые протестные акции. Рассчитывать, что эту опасную роль возьмут на себя профсоюзные лидеры из ФНПР, активно добивающие остатки социалки, явно не приходится. ФНПР давно не отделяет себя от власти. И власть с этой стороны никакой опасности для себя не видит.

Правда, осталась опасность превращения органов местного самоуправления, которые все еще избираются населением, в центры защиты интересов населения, а, следовательно, и центры народной оппозиции правящему режиму. Нетрудно представить себе силу оппозиии, если ее возглавят мэр Москвы Ю. Лужков и мэр Санкт-Петербурга В. Матвиенко. Попытка администрации президента добиться назначения мэров, по крайней мере, в крупных городах федерального значения, не удалась. Тем не менее, в 2005 году будут предприняты новые активные попытки протащить через Государственную думу закон о назначении мэров. Впрочем, возможно, мэры по этой причине перестанут быть мэрами. Я вполне допускаю, что власть будет стремиться переместить органы местного самоуправления с уровня городов федерального значения на уровень районов крупных городов, а органы управления федеральными городами в целом превратить в органы государственной власти.

Таким образом, борьба между властью и демократическими силами за подлинное и независимое местное управление в 2005 году станет особенно острой. Хотя, надо признаться, шансов выиграть в этой борьбе у демократических сил немного.

Как возможный буфер между народом и федеральной властью в 2005 году будет сформирована Российская общественная палата. В общественной палате усилиями госчиновников будет собран весь цвет российского гражданского общества типа Никиты Михалкова и Аллы Пугачевой (но не обязательно они ), то есть в ней, в основном, будут заседать ученые, композиторы, артисты, писатели и художники, лично честные, очень популярные в народе, но перманентно аполитичные, лояльные любой власти. Естественно, власть постарается, чтобы в общественной палате были представлены все социальные слои России. Именно этим уважаемым людям президент поручит, правда, без реальных полномочий, контролировать правительство и силовые структуры.

Голос немногочисленных правозащитников, которые, в силу своего авторитета, может быть, будут избраны в члены общественной палаты, едва ли будет услышан. Апеллировать к народу правозащитники не смогут, поскольку нет независимых СМИ, да и права и свободы человека, как мы уже отметили, основной массе населения не интересны. Таким образом, общественная палата, в лучшем случае, может стать центром впитывания в себя народных стонов, неким коллективным "народным заступником", а точнее, челобитчиком перед президентом и правительством, в худшем — эфемерным органом, который на себя примет перед народом моральную ответственность за неэффективную работу правительства.

Лишив на случай стихийного возмущения народные массы влиятельных политических вождей, бюрократия позаботилась и об эффективных мерах восстановления порядка. Закон о противодействии терроризму предоставит в распоряжение правительства и региональных губернаторов право запрещать массовые мероприятия, вводить комендантский час и применять любые другие жесткие меры наведения конституционного порядка.

Многие аналитики убеждены: нынешнее правительство России для удержания собственной власти перед пролитием крови граждан не остановится и танки с улиц не уберет.

Впрочем, как запасной вариант, взволновавшемуся народу могут показать его "реального врага" — олигархов. В течение 2005 года националистический угар в России будет планомерно нагнетаться, но удерживаться в строго ограниченных размерах. Бюрократия искренне рассчитывает, что в результате идеологической обработки населения ей удастся перевести стрелки народного гнева с органов государственной власти на ненавистных народным массам олигархов. Так что не исключено, что в случае наступления кризиса в ходе подготавливаемого национально-освободительного восстания россиянам уже запланирована "хрустальная ночь".

Если же произойдет чудо и экономический кризис по каким-то причинам не наступит, а если наступит, то к счастью, как предсказывает А.И. Солженицын, народное возмущение не будет активным и разрушительным, если не приобретет национально-религиозный характер, то построенная новая государственная машина все равно не останется невостребованной. Она может быть эффективно задействована "наследником" в 2008 году при решении вопроса преемственности президентской власти.

Что же касается правозащитников и демократических сил, то в 2005 году их влияние на население будет продолжать падать. Демократические политики едва ли сумеют объединиться, слишком велика у вождей сила личных амбиций и взаимная неприязнь. А демократический электорат в России сегодня не столь велик, чтобы своей поддержкой сделать влиятельными одновременно несколько демократических партий.

Верующие христиане во всем мире в 2005 году ожидают начала великого чуда или "Гарабандальского чуда", обещанного еще в 1965 году пресвятой Богородицей Девой Марией четырем испанским девочкам при своем явлении миру в глухом горном селении Гарабандаль. Нам, россиянам, это Великое чудо интересно тем, что пресвятая Богородица Дева Мария предсказала, что неверующая Россия уверует и обратится к Богу.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30122004093927&oldnumber=279