"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 49 (279) от 30 декабря 2004 года

Криминальное чтиво

Пилоты были не виноваты

Сергей ЛЮБИМОВ

Мы привыкли к тому, что правоохранительные органы занимаются расследованием преступлений, совершенных в нашей стране. Когда возникает необходимость экстрадиции преступника из другого государства, в дело обычно вступает Генеральная прокуратура. Тем не менее, в практике саратовских прокуроров был случай расследования трагедии, случившейся в Македонии. При этом прокуратура пришла к выводам, отличным от результатов расследования македонских властей.

В течение длительного времени Приволжская транспортная прокуратура занималась выяснением обстоятельств катастрофы пассажирского самолета ЯК-42, потерпевшего крушение в ноябре 1993 года в районе аэродрома Охрид в республике Македония. В прокуратуре сочли возможным заняться этим делом в связи с тем, что ЯК был арендован у ООО "Саратовские авиалинии". Экипаж самолета был укомплектован саратовскими летчиками.

20 ноября 1993 года самолет совершал чартерный рейс из Женевы в Скопье. На его борту находились 112 пассажиров и четыре российских летчика. Все пассажиры были жителями Македониии, работающими в других европейских странах; они намеревались провести праздничные дни на родине. Крушение произошло накануне национального праздника.

Аэропорт Скопье не принял ЯК в связи с погодными условиями. Командир корабля Фурсенко по указанию авиадиспетчера принял решение садиться на бывший военный аэродром в Охриде. Этот аэродром был построен для базирования старых МИГов, поставляемых из бывшего СССР. Взлетно-посадочная полоса, предназначенная для небольших истребителей, была тесновата для пассажирского самолета. Посадка осложнялась тем, что производилась ночью. При подлете к аэродрому обнаружилось, что там не работает система, обеспечивающая определение магнитного азимута самолета. С первого раза правильно зайти на посадку не удалось, и македонский диспетчер предложил повторить попытку.

Следует отметить, что самолетом управляли опытные летчики. Переговоры с землей велись, в соответствии с международными правилами, только по-английски. Хотя македонский язык похож на русский и собеседники зачастую могут понять друг друга без переводчика, наши летчики неукоснительно соблюдали инструкции. Привычка следовать инструкциям сыграла над ними злую шутку. По старым советским правилам полетов, накрепко усвоенным командиром корабля, команды диспетчера выполняются неукоснительно. По международным же правилам, его инструкции носят рекомендательный характер, и окончательное решение принимает командир экипажа. Фурсенко, получив совет диспетчера, автоматически ему последовал, хотя была еще возможность взять курс на Софию и приземлиться в международном аэропорту.

При повторной попытке приземлиться ЯК врезался в гору. Наши летчики единственный раз отклонились от инструкции: когда поняли, что катастрофа неизбежна, с борта самолета прозвучала фраза по-русски. Перевести ее на английский или македонский затруднились бы даже лингвисты. После катастрофы в живых остался только один пассажир, сидевший около крыла. Он пролетел сквозь пламя и опалил легкие. Впоследствии этот человек умер, но до этого успел поведать о некоторых обстоятельствах катастрофы.

В Македонии была создана комиссия по расследованию крушения. В небольшой балканской республике даже не нашлось достаточно компетентных специалистов для полного расследования. Комиссию возглавил подданный другого государства, хотя и македонец по происхождению. По официальному заключению комиссии, причиной авиакатастрофы явилось решение экипажа не следовать установленному порядку захода на посадку, и в качестве косвенной причины называлось отсутствие сигнала, определяющего магнитный азимут, в кабине экипажа.

По словам старшего прокурора отдела криминалистики прокуратуры Саратовской области Анатолия Иванова, в ходе расследования уголовного дела прокурорскими сотрудниками были отмечены интересные факты. Например, стаж работы македонского диспетчера составлял менее двух лет. Кроме того, когда возникла сложная для экипажа ситуация, диспетчер в течение четырех с половиной минут хранил молчание.

В результате расследования уголовного дела, подозрения в вине российских пилотов в катастрофе были сняты. В результате их семьи получили страховки. В заслугу прокуратуры можно поставить то, что были развеяны сомнения в некомпетентности российских летчиков.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30122004094202&oldnumber=279