"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (281) от 20 января 2005 года

Проблема

Скоро ли мы станем уважать милицию?

Александр НИКИТИН

Один знакомый недавно мне сказал: "Я не знаю, кого я боюсь и презираю больше, работников милиции или преступников". Сказано жестко, возможно, не бесспорно. Но тот факт, что в отношениях милиция — общество дела обстоят далеко не идеально, не вызывает сомнения. Согласно материалам социологического исследования, каждый второй житель Саратовской области попадал в ситуацию, когда работники милиции нарушали его права, а 70 процентов опрошенных выразили свое недовольство работой милиции.

Исследование было проведено в 2002 году под эгидой уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Не думаю, что за прошедшее время что-то радикально изменилось в организации деятельности нашей милиции. И, если признаться, мне вообще не известно, было ли в нашей милиции что-нибудь сделано для изменения ситуации. Если же и происходят изменения, то носят они не более чем косметический характер и принципиально на качество взаимоотношений между гражданами и работниками милиции не влияют.

Однако потребность в изменениях назрела. И эти изменения должны быть такими, чтобы они были заметны каждому жителю Саратовской области.

Вопрос о том, что, собственно, надо менять и какой результат после изменений должен быть достигнут, практически не стоит. Проведенные в последние годы социологические исследования, рекомендации всевозможных круглых столов с участием ученых, представителей общественности, представителей органов государственной власти и работников милиции давно и достаточно подробно ответили на этот вопрос. Еще раз давайте вспомним, чего же хочет общество в лице правозащитных организаций от сотрудников милиции:

1. Качественного изменения критерия оценки работы всех служб органов милиции.

Основным критерием оценки работы сотрудников милиции за любой отчетный период должно стать:

а) количество заявлений о совершении уголовных преступлений и административных правонарушений, по которым была оказана помощь потерпевшим сотрудниками милиции;

б) количество и характер жалоб на действия сотрудников милиции, поступивших в органы прокуратуры и в органы собственной безопасности милиции;

в) количество выявленных проверками случаев необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел;

г) количество привлеченных к уголовной ответственности скупщиков краденого.

Оценивать работу органов милиции должно в первую очередь само население. Для этого одновременно с выборами депутатов органов местного самоуправления минимум раз в пять лет должен проводиться опрос.

Я неоднократно высказывал предложение о полезности общенародной оценки работы органов милиции: и на встречах у губернатора, и на встречах с руководителями органов милиции, и перед депутатами областной и городской думы. Возражений против этого нет. Но и опросов также нет.

Создается впечатление, что наши депутаты городской и областной думы выступают последовательными противниками постановки органов милиции под всеобщий народный контроль. Видимо, наши чиновники и народные депутаты искренне считают, что население еще не доросло до такого уровня, чтобы ему можно было доверить такую серьезную оценку. Но возможно, что чиновники и депутаты просто понимают, что в случае передачи такой оценки населению, их привилегированное положение, дающее им право оставаться безнаказанными после нарушения норм законодательства и "хлопотать" за любезных сердцу человечков будет основательно подорвано.

Мне же думается, что жители Саратовской области имеют право, точно так же, как жители Дании, один раз в несколько лет лично оценить деятельность по охране общественного порядка начальника районного отдела милиции, начальника городского отдела милиции и начальника областного управления милиции.

Однако продолжим перечень изменений, которых общество ждет от милиции.

2. Изменение образа работника милиции в общественном сознании.

Данная цель достигается путем:

а) обязательных встреч не реже одного раза в год руководителей районных отделов милиции с учащимися образовательных учреждений, расположенных в районе;

б) введения обязательных ежегодных отчетов участковых инспекторов о проделанной работе перед населением;

в) переоборудования всех дежурных частей и опорных пунктов таким образом, чтобы граждане имели возможность в них написать заявление или жалобу;

г) проведения по каждой критической публикации в СМИ всесторонней и качественной проверки, направленной не на защиту чести мундира, а на установление истины и восстановление нарушенных прав и законных интересов жителей Саратовской области. Информация о результатах ведомственных проверок и предпринятых мерах должна быть открытой для СМИ и населения и публиковаться в ведомственных изданиях милиции;

д) проведения не реже одного раза в пять лет социологического исследования, направленного на изучение тех сторон деятельности милиции, которые вызывают наиболее критическую оценку со стороны общества, изменения в соответствии с указанной оценкой направления и стиля работы милиции;

е) при остановке гражданина на улице сотрудник милиции по требованию гражданина должен выдать ему талон с указанием времени проведения беседы (проверки, досмотра), вид проводимого мероприятия и данными сотрудника. Следует исключить проверку документов у граждан, спешащих на междугородний транспорт, в тех случаях, когда нет серьезных оснований полагать, что этими гражданами было совершено правонарушение;

ж) ужесточения кадровой политики в части существенного повышения требований при приеме на службу в милицию, делая особый акцент на выявлении на этой стадии лиц, склонных к насилию, жестокости, коррупции, равнодушных к страданиям других людей;

з) сформирования в муниципальных образованиях и областной думе премиальных фондов, из которых поощрять рядовых сотрудников и руководителей среднего звена органов милиции:

— за успешное расследование уголовных дел (по результатам рассмотрения уголовных дел в суде);

— за защиту прав потерпевших, пострадавших от преступных посягательств;

— за соблюдение прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых;

и) преобразования подразделений по делам несовершеннолетних в ювенальную милицию;

к) повышения личной культуры работников милиции, наличия опрятной формы и привлечения сотрудников к ответственности за каждый случай грубости и сквернословия.

3. Снижение уровня коррупции среди работников милиции.

Это достигается:

а) запрещением сотрудникам милиции проверок деятельности лиц, осуществляющих мелкорозничную торговлю, так как данная функция не касается охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и правонарушениями;

б) запрещением проверок документов по своей инициативе у граждан в случаях, не предусмотренных п. 2 ст. 11 федерального закона "О милиции";

в) обеспечением оплаты труда сотрудников милиции на уровне не ниже средней заработной платы по Саратовской области, в том числе за счет местных доплат;

г) запрещением доставления в помещение милиции граждан без регистрации факта доставления в специальном журнале;

д) созданием общественного Совета по работе правоохранительных органов при главах муниципальных образований, которые бы осуществляли общественный контроль над ходом проверки и расследования каждой жалобы на пытки, вымогательство взяток и злоупотребление властью в органах милиции.

Конечно, все вышесказанное представляет собой только позицию правозащитных организаций. Эта позиция не универсальна. Однако для меня очевидно, что начало движения работников милиции и, соответственно, общества в этом направлении будет полезно нам всем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20012005105122&oldnumber=281