"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (281) от 20 января 2005 года

Родителям О Детях

Как растить таланты

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Бывает так, что, сталкиваясь с ребенком, проявляющим отличное внимание, умеющим точно и красочно описать увиденное и услышанное, выделить главное, мы говорим, что он талантлив "от природы". Однако все перечисленные качества могут быть и развиты. Если их развитием заниматься — целенаправленно и методично.

Развиваем память и внимание

Александр Македонский, по свидетельствам современников, помнил по именам всех своих воинов. Моцарт, прослушав "Мизерере" Аллегри (в девяти частях!), по памяти записал всю партитуру произведения, которое хранилось в Ватикане под строгим секретом. Уинстон Черчилль наизусть знал всего Шекспира. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка. Впрочем, не только он. Были времена "до Виндоус", то есть до создания "интуитивного интерфейса", когда любой пользователь вынужден был помнить большое количество команд, задававшихся компьютеру с клавиатуры. Издавались толстенные справочники таких команд. Но эти строки пишутся в текстовом редакторе, не требующем этих знаний. Все развитие "персоналок" шло (и идет) по пути упрощения. Да и сколько в реальности можно держать в голове того, что "не нужно", по крайней мере, на данный момент? Оказывается, что довольно много…

Считается, что взрослый человек может запомнить от 20 000 до 100 000 слов. Так что возможности нашей памяти поистине не знают границ. Однако люди обычно не пользуются таким словарным запасом, используя не более 10 процентов врожденных способностей к запоминанию.

Что запомнит зародыш?

У человеческого плода память начинает работать уже через 20 недель после зачатия. Во время исследования через материнский живот посылались звуковые сигналы, которые мог слышать зародыш. После этого с помощью ультразвукового сканирования проверялось, как плод реагирует. Выяснилось, что реакция на шумы — легкие движения телом и ногами. Однако уже после пятого сигнала зародыш "привыкал" ко звуку и не реагировал на него. Но при повторном посыле сигнала (даже через сутки) зародыш без труда может распознать знакомый звук. То есть, по мнению ученых, в принципе, можно говорить о том, что человек может вспомнить то, что происходило с ним еще до появления на свет.

Для того, чтобы улучшить возможности запоминания, прежде всего, нужно знать его естественные законы. Их всего три, и они несложны: впечатление, повторение и ассоциация.

Самым прочным является впечатление зрительное, ведь глазные нервы в двадцать раз толще тех, что ведут от уха к мозгу. По сути, глаз — это "вынесенный вперед мозг", форпост нашего разума. Так что вполне можно пользоваться и записями, но многим больше помогают рисованные "шпаргалки". В работе по развитию памяти у ребенка рисованные методики еще более эффективны. Например, предложите ребенку сложить из специально смешанных рисунков последовательный рассказ. Это поможет и в развитии воображения.

Второй закон запоминания — повторение. Учащиеся-мусульмане знают весь Коран наизусть именно благодаря неустанному повторению его текста. Японские дети, еще не пойдя в школу, в течение двух лет изучают буквы или простые знаки. Не учась еще читать. Надо сказать, такая методика себя оправдывает — у японцев, в целом, замечательная память. Память вполне развиваема. Шлиман, открывший миру Трою, долгое время жаловался на плохую память. Но потом непрерывными тренировками настолько ее улучшил, что смог каждые полгода изучать новый язык!

Третий "закон" памяти — это ассоциации. Наиболее надежно запомнить что-либо можно, лишь связав запоминаемый предмет или факт с чем-то другим. В частности, запахи закрепляют зрительные и слуховые впечатления. Дело тут в том, что центр обоняния — "сосед" зоны мозга, отвечающей за запоминание.

Основа хорошей памяти — внимание. Но вот если сам по себе предмет неинтересен, вниманию требуется тренировка.

Точный глаз

Один из самых простых способов для развития наблюдательности состоит в том, чтобы уметь видеть обыденные вещи точно. Описываемая методика эффективна при работе по развитию внимания и памяти у детей, начиная со второго класса школы. Возьмите какой-либо предмет (любой, но желательно, чтобы он был цветом поярче) и положите его на стол. Предложите ребенку этот предмет внимательно рассмотреть в течение нескольких минут, запоминая как можно больше особенностей предмета. Потом пускай ребенок закроет глаза и спокойно, без спешки постарается описать этот предмет. Причем как можно точнее: цвет, форма, положение на столе и так далее. Закончив рассказ-описание, можно открывать глаза и с помощью взрослого находить ошибки и неточности в описании. Повторите задание несколько раз, и ребенок сам убедится в том, что с каждым разом запоминает все больше и точнее, чем в первый раз. Это упражнение желательно повторять один-два раза в неделю, но с разными предметами. Лучше делать это в форме игры. Улучшение наблюдательности и памяти не замедлит проявиться.

Еще одна методика: в этот раз ребенку нужно будет делать все то же самое, отличие лишь в том, что теперь вы просите его изобразить запомненное. На первый раз можно задать нарисовать нечто полегче, а затем постепенно усложнять задачу. Так же, как и в предыдущем задании, нужно постепенно идти от простого к более сложному. Оба этих упражнения дополняют друг друга, их можно чередовать.

Такие упражнения практикуются и индийскими йогами, и в подготовке профессионалов, важное качество для которых — запоминание как можно большего количества вещей при нехватке времени. Например, в спецслужбах, разведке. Само по себе упражнение простое. Однако эффективность его растет, если в игре на наблюдательность участвуют несколько детей. Положите на стол уже несколько предметов и накройте их чем-нибудь, например, непрозрачным платком, просто куском материи. Позовите детей, снимите покрывало, посчитайте до десяти и снова накройте предметы. После этого предложите детям всем по очереди описать увиденные предметы поподробнее. Детей постарше можно попросить и записать то, что они увидели и запомнили. И, опять-таки, от раза к разу увеличивайте количество предметов в игре.

Для развития фантазии

Воображение — обязательная часть мышления, и не только у ребенка. Это качество можно развивать при помощи совсем несложных игр-упражнений. Одна из таких игр — "сочинялки на двоих". Взрослый начинает рассказывать какую-нибудь историю, а ребенку предлагает продолжить рассказ уже самому. Потом снова продолжает взрослый и так далее. Правда, финал зачастую приходится сочинять все же взрослому: ребенок быстрее устает, и лучше продолжить игру потом. Можно также сыграть в "дополни рисунок". Особенно с пользой эту игру можно провести опять-таки в компании детей. К этой игре нужно подготовить листы бумаги с нарисованными частями каких-либо предметов. Условие в том, чтобы недорисованные картинки не были легко узнаваемы. В этом и проявятся "вообразительно-изобразительные" возможности детей. Принцип тот же — совершенствование воображения, развитие фантазии через игру. Впрочем, надо сказать, что есть дети, у которых фантазии и так "через край". Таким будет просто интересно порисовать вместе с другими. В любом случае, они, да и взрослые вместе с ними, нескучно проведут время. Это ведь давным-давно бытовало (да и сейчас еще встречается) мнение, что нервные клетки "не восстанавливаются", отмирая по ходу взросления и старения человека. Теперь известно, что нейроны в мозгу делятся даже в семидесятилетнем возрасте. Причем наиболее активно — в наиболее "думающих" частях нашего мозга. Тренировка памяти, воображения, наблюдательности полезна в любом возрасте. Но особенно в детском. Тогда и о вашем ребенке тоже когда-то скажут, что он все схватывает "на лету".

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20012005105346&oldnumber=281