"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (293) от 14 апреля 2005 года

Загляни В Себя

Свидетели и жертвы

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Многочисленные случаи физического и морального насилия ежедневно происходят на улицах и во дворах, в учреждениях и магазинах крупных городов. Свидетели никогда или почти никогда не делают попыток вмешаться. Не превращаются ли наши города в укрепленные лагеря, где каждый живет за своей стальной дверью, живет лишь для самого себя и никогда не встанет на помощь другим людям?

Среди бела дня, во дворе дома в центре города трое мужчин нападают на женщину, насилуют ее на глазах у десятков прохожих, которые молча продолжают идти своей дорогой… В три часа утра на одинокого пешехода набрасываются двое с ножами. Раненный, тот пытается укрыться в подъезде дома. Борьба, а точнее сказать — избиение, продолжается в этом подъезде в течение почти часа. Крики о помощи слышат не только жильцы подъезда — они разносятся из открытых окон на весь квартал. Десятки свидетелей — и не одного звонка в милицию… Одиннадцатилетнего мальчика на многолюдной улице тащит в свой автомобиль незнакомый ему человек, заявляя, что тот бросил в машину камень. На крики мальчика о помощи подошел лишь один старик …

Если люди так мало склонны защищать права и саму жизнь других людей, то может быть, они больше уважения проявляют к своим собственным правам? Ежедневно человек подвергается мелким обидам, ущемляется его достоинство. И, как правило, мало кто на это реагирует. Люди чаще всего предпочитают пассивную позицию, говоря сами себе, что, в конце концов, все это пустяки.

Социальные психологи решили выяснить, насколько распространена среди людей такая "снисходительность" к нарушению их основных прав. Были проведены серии экспериментов — как в условиях лаборатории, так и "в поле", на территории одного из университетских городков и в некоторых общественных местах.

Первый из опытов состоял в том, что одному из двоих участников эксперимента, которые находились в одной комнате, было предложено выполнить тест. В реальности за те двадцать минут, что ему на это отводились, сделать это было невозможно. Второй же играл роль "подсадной утки", получив инструкцию "гонять" все это время на своем карманном плеере рок-музыку, сначала "на полную катушку", а уменьшать громкость лишь после третьей настойчивой просьбы "неосведомленного" участника эксперимента.

Из двух десятков испытуемых только один сразу же потребовал от "подсадного" немедленно выключить музыку. Причем, в столь резкой форме, что тот повиновался не с третьего раза, а тут же. Трое других, которые потребовали тишины один раз, не стали второй раз обращаться к "поклоннику рока", после того, как тот обещал им, что выключит, как только кончится песня. Обещания он, конечно же, не выполнил. Ни один из оставшихся восьмидесяти процентов испытуемых не произнес вообще не слова! Хотя некоторые из них и выказывали некоторые внешние признаки раздражения и недовольства, все они предпочитали терпеть явное неудобство, не будучи в состоянии сосредоточиться на выполнении данного им задания.

Когда испытуемых спросили впоследствии, почему, по их мнению, они так плохо выполнили тестирование, то только немногие из них ссылались на мешавшую им музыку. А если и ссылались, то оговаривались, что они не уверены в том, что именно музыка стала помехой. Лишь после продолжительных и настоятельных просьб экспериментаторов рассказать о своих истинных переживаниях участники опыта признавались в том, что просто-напросто не могли сосредоточиться на тесте из-за громкой музыки и даже злились на любителя хард-рока. Что им хотелось высказаться, но они так и не решились на это, успокаивая себя тем, что тест не настолько важен, чтобы из-за него вступать в конфликт. Однако же, продолжение эксперимента показало, что и при выполнении более "важных" тестов число терпеливых жертв рока не уменьшалось.

Второй эксперимент состоял в том, что его подставные участники демонстративно громко разговаривали в библиотеке или в кинозале, тем самым явно мешая соседям. Лишь немногим более четверти этих соседей реагировали. Но как? Пересаживаясь на другое место. Остальные опять терпели…

Оба описанных эксперимента были поставлены и проведены достаточно "мягко". Возможно, в более жестких ситуациях люди проявляют твердость? Были созданы условия, в которых испытуемый напрямую сталкивался в качестве жертвы со "злоумышленником". Подставной участник опыта дожидался момента, когда человек собирался выйти из телефонной будки после разговора. В этот момент "злоумышленник" подходил к нему и спрашивал, не видел ли тот золотого кольца, "забытого" им на коробке телефона-автомата. Человек, естественно, отвечал отрицательно. "Мошенник" продолжал настаивать на своем, предлагая ни в чем не повинному невольному участнику эксперимента вывернуть карманы. Несмотря на явную агрессивность опыта, гнев проявил лишь один испытуемый. Опять-таки, как и в первом эксперименте с тестом под рок-музыку, трое вежливо отказались выворачивать свои карманы по требованию незнакомца. А остальные с внешним спокойствием… вывернули карманы! То есть соотношение "толерантных" к "нетерпимым" оказалось тем же, что и в других экспериментах.

При желании можно увидеть в приведенных экспериментах и торжество толерантности.. А можно — серьезную социальную проблему. Из-за стрессов современной жизни и порождаемого этими стрессами чувства одиночества и безликости люди, возможно, пришли к мысли, что немногое в нашей жизни стоит того, чтобы его защищать. В особенности, от незнакомцев, от которых не знаешь, чего ожидать. И лучше уходить от опасности. Только вот уйдешь ли от нее таким путем? Законы, писаные или неписаные, если они не выполняются, перестают быть законами. А права, которые никто не защищает, могут очень быстро отмереть.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042005124119&oldnumber=293