"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (295) от 28 апреля 2005 года

ХудСовет

“Парад планет" в консерватории

Ирина КАБАНОВА

Размышляя о музыкальной жизни Саратова, обязательно обращаешь внимание на ее многопрофильность и яркость. К примеру, на ниве классики "проходных" событий практически нет. Особое внимание тех, кто следит за репертуаром консерватории, обратила на себя "Кармен-сюита" Ж. Бизе-Р. Щедрина, впервые исполненная 18 апреля симфоническим оркестром саратовской консерватории в связи с приобретением инструментов класса ударных — маримбафона, ксилофона, вибрафона, литавров и гонга фирмы "Yamaha".

Оказывается, уровень оснащенности симфонического оркестра консерватории, который представляется не слишком искушенной в музыкальных инструментах публике верхом совершенства (каким он, собственно, и должен быть), оставляет желать лучшего. По словам руководителя оркестрового класса, дирижера симфонического оркестра консерватории Медета Тургумбаева, в оркестре не хватает деревянных и духовых инструментов с тембрально окрашенным звучанием: гобоя, кларнета, фагота, валторны — они, как правило, дефицитны в любом оркестре, поскольку очень дороги — хороший гобой, например, стоит не меньше 5 тыс. долларов. И вдруг появляется целая плеяда ударных мирового класса! Для самого Медета Борисовича это было неожиданностью, ведь в дороговизне подобных инструментов сомневаться не приходится. Однако, благодаря тому, что, как мне сообщили в ректорате, в бюджет вуза была заложена статья на приобретение музыкальных инструментов, инструментальная палитра оркестра заиграла новыми красками. Как следствие, стало возможным исполнение музыкальных произведений, требующих серьезной технической базы.

Таким произведением стала "Кармен-сюита", написанная для струнных и ударных. Родион Щедрин подчеркивал, что именно они "смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов и ярче всего подчеркнут хореографичность музыки Бизе".

Идея ее исполнения возникла у доцента класса ударных инструментов Анатолия Марьенко, поскольку в ней музыкальные возможности ударных предстают во всем своем великолепии. Как отмечает Анатолий Дмитриевич, в России специальность ударных инструментов развита слабо, мало профессионально подготовленных педагогов, в самой консерватории сейчас всего четыре студента по классу ударных. Однако такой интенсивной работы класса, как сейчас, в консерватории еще не было: недавно прошел концерт "Музыка для двух фортепиано и ударных инструментов", в начале апреля ударные сыграли кантату "Кармина Бурана" с академическим хором под управлением Людмилы Лицовой, а 20 марта состоялся Х областной фестиваль исполнителей на ударных инструментах.

"Кармен-сюиту" принимали с восторгом. При первых звуках вибрафона сидевший рядом со мной господин интеллигентного вида начал негромко напевать исполнявшуюся мелодию, чем продемонстрировал глубокое знание предмета — я, к примеру, могу воспроизвести по памяти лишь "Тореадор, смелее в бой!".

— Я всегда критически оцениваю выступления оркестра со студентами, — говорит Медет Тургумбаев. — Но сыграли они с настроением, даже с воодушевлением. Главное — удалось собрать всех необходимых для исполнения музыкантов, особенно ударников, которых у нас мало и которых мы пригласили из филармонии. Так что все получилось, как парад планет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28042005141010&oldnumber=295