Официальный сайт
|
|
Ирина КАБАНОВА
"Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн. Если танцор стремится показать, что готов умереть в борьбе с гравитацией, то это джаз". Эти три танцевальных стиля, столь метко охарактеризованные Томом Парком, переплелись в показанных недавно на сцене студклуба СГУ двух одноактных балетах "Прыгающие ангелы" и "Найти ее…" в исполнении танцовщиц саратовского театра "Русский провинциальный балет". Неординарность события, благодаря которому зрители, мало знакомые с современными направлениями в балете, смогли составить себе о них четкое представление, в том, что работа над постановкой велась совместно с хореографами Королевского балета Нидерландов Саскией Ван Гоол, кавалера Королевского ордена за развитие балета Нидерландов, в прошлом — солисткой Королевского балета, и ее ученицами Юдит де Вос и Флор де Бест, приехавшими по приглашению художественного руководителя театра, директора хореографической школы "Антре" Игоря Перепелкина.
История школы "Антре" ведется с 1989 года, когда секция художественной гимнастики в доме пионеров Волжского района была реорганизована в Детский Спорт-Шоу Балет "Антре", чей статус впоследствии был не раз переименован. Творческой активности школы можно позавидовать: постоянно обновляющиеся спектакли, участие во всероссийских и международных фестивалях современного танца, гастроли. В 2002 году в пединституте СГУ было открыто отделение хореографии — таким образом, в Саратове, до сих пор довольствовавшемся лишь хореографическим училищем, стало возможно получить высшее специальное образование.
Сам театр "Русский провинциальный балет" был открыт в прошлом году, здесь работают лучшие выпускники школы. И хотя название театра навевает образ балетной пачки и классического фуэте, стиль его работы — от модерна до неоклассики. "Слово "провинциальный" несет в себе некий символ русской чистоты, — говорит Игорь Перепелкин. — Для нас это гордое название". К тому же, как заметил один из преподавателей ГИТИСА, провинция, в отличие от столицы, немного размытой в своих традициях, пустоватой, рождает очень интересные идеи в искусстве. Пример тому — проект с хореографами Королевского балета.
А состоялся он благодаря случаю, который свел Игоря Александровича с бывшей жительницей Саратова, ныне перебравшейся в Голландию Виолеттой Цыкиной — так сложилось, что ее родные проживают в том же доме на Лермонтова, где располагается школа. В завязавшемся разговоре и родилась идея совместных балетных постановок, которые продемонстрировали бы российской публике, как танцуют модерн в Европе. Впрочем, термин "модерн" в отношении балета чаще употребляется в Америке, где он зародился в начале ХХ века как ответ на кризис западного классического балета; в Европе пользуются словом "contemporary" — "современный". Современный голландский балет считается одним из наиболее чистых источников балета модерн, сценической формой без наносной хореографии, ее уличных форм — рейва, хип-хопа и т. д. Чтобы дать почувствовать это зрителю, и был создан балет "Прыгающие ангелы" — компиляция хореографии Иржи Киллиана, одного из ведущих балетмейстеров Нидерландов.
Аскетизм убранства сцены, белый цвет в костюмах танцовщиц, режущий глаз в свете строба, музыкальное буйство от классики до африканских джазовых барабанов, звуки которых будто визуально вычерчивались на сцене угловатым рисунком танца, которому, впрочем, не хватало синхронности — таков модерн в постановке выпускницы школы "Антре" Елены Прошиной. Второй балет "Найти ее…" был задуман как своеобразный синтез неоклассики и модерн-джаза, и это проявлялось в большей округлости рисуемых танцем линий, большей воздушности и в то же время крепкой привязанности к земле, ритмичности. Здесь, в отличие от первого балета, где форма преобладала над содержанием, легче угадывалась система образов — пробуждение природы, рождение новой жизни — через игру света и простейшего средства — огромного куска голубой материи, трепетавшего в руках танцовщиц. Впрочем, современный танец не располагает к пассивности зрительского восприятия, здесь не прописаны с очевидностью ни сюжеты, ни образы — приходится будить фантазию, проводить параллели, искать смысл. Можно принимать или не принимать изломанность пластики и непривычность танцевальных приемов, но жаждущие выхода чувства ищут и формы своего выражения, а это — процесс бесконечный.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27052005135101&oldnumber=299