"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (301) от 9 июня 2005 года

Самарское поглощение: на очереди — речпорт?

Александр СВЕШНИКОВ

За время правления областью Дмитрия Аяцкова саратовцы не раз обращали взоры к северному, куда более богатому соседу, завидуя и его дорогам, и его менеджменту в бизнесе. Но кто мог предположить, что на излете нахождения у власти первого губернатора самарцы ринутся "завоевывать" наш регион, заполняя пустоты, образовавшиеся после десятилетнего исхода из области местных крупных предпринимателей.

После нескольких публикаций в прессе складывается впечатление, что цель деятельности в Саратове самарских компаний ("СОК", "Самкон", "RBE" и других) отнюдь не в увеличении инвестиций в производство, чтобы сделать его более прибыльным; цель в том, чтобы, заполучив контрольный пакет акций, по-своему распорядиться недвижимостью. Так было с институтом "Саратовпромпроект", который фактически перестал существовать как проектная организация. Так было с ушедшим в небытие Энгельсским речпортом. Так было с бывшей дочкой ОАО "Рефлектор" "Реф-СОИ" и с ОАО "Элмаш". Собственником всех этих предприятий стала компания RBE, представляющая в Саратове, как полагают многие, интересы другой компании — "Самкон".

Судя по самым последним событиям, экспансия самарского капитала продолжается. После скандала с "Волгомостом", перешедшим под контроль компании "СОК", на очередь встали завод “Серп и молот” и Саратовское речное транспортное предприятие. По этому поводу руководство речпорта собрало 2 июня пресс-конференцию и рассказало журналистам о грозящей предприятию опасности. По мнению председателя Совета директоров речпорта Игоря Зубатова, сама по себе скупка акций — явление нормальное. Однако тот факт, что самарские фирмы делают это агрессивно — ходят по квартирам акционеров, звонят, создают нервозную ситуацию — обнаруживает их истинную цель — полностью взять под контроль предприятие. И, что самое главное, происходит это все, как полагают в речпорту, при участии правоохранительных органов, конкретно — транспортной прокуратуры.

В доказательство версии причастности транспортной прокуратуры к намерению самарцев "захватить" речпорт г-н Зубатов привел факты давления с ее стороны на крупных акционеров. Так, со ссылкой на некое давно заведенное уголовное дело № 3084, возбужденное по факту продажи нежилого помещения генеральным директором В. Синицыным фирме ООО "АПМ" и касающееся исключительно хозяйственного спора (то есть не имеющего никакого отношения к деятельности самого акционерного общества), прокуратурой было направлено письмо в "РРД-Центр" с просьбой блокировать счета акционеров.

Давление оказывается и со стороны других правоохранительных структур. Например, оперативная группа УБОП, которая занимается расследованием убийства начальника службы безопасности жирового комбината, пытается связать это убийство с тем, что происходит в порту. Приглашенному в УБОП без повестки Зубатову задается вопрос: знаком ли он с тем-то и тем-то. И без записи в протоколе. Есть также факты необоснованных запросов со стороны транспортной прокуратуры акционерам или реестродержателям с требованием выдать документы.

Совершенно странным образом, по мнению организаторов пресс-конференции, ведет себя директор "РРД-Центра" — реестродержателя акций ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие" — Дмитрий Дубовицкий. По словам акционера Сергея Терехова, приобретшего 25 мая обыкновенные именные акции этого ОАО, Дубовицкий отказался внести соответствующие изменения в реестр, ссылаясь на упомянутое выше письмо Саратовской транспортной прокуратуры в адрес Центра за подписью заместителя прокурора И. Новичкова с просьбой блокировать счета акционеров речпорта. Как полагает г-н Терехов, это противоречит п.7.5 Постановления ФКЦБ от 2 октября 1997 г. № 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" (с изменениями от 31.12.97, 12 и 22 апреля 1998 г.), согласно которому блокирование и прекращение блокирования операций по лицевому счету производится по распоряжению зарегистрированного лица, определению или решению суда, постановлению следователя, а также на основании свидетельства о смерти и иных документов, выданных уполномоченными органами.

По мнению Терехова, в случае с ним ни одно из перечисленных условий не может быть применено, так как на момент его обращения в "РРД-Центр" не было ни распоряжения зарегистрированного лица, ни определения или решения суда, ни постановления следователя и т. д., а была лишь просьба транспортной прокуратуры, к тому же, основанная на совершенно постороннем уголовном деле. Из этого акционер делает вывод о заинтересованности Центра и лично Дубовицкого в воспрепятствовании перерегистрации его акций. То есть налицо ограничение прав собственности и прав акционеров со стороны Центра, что противоречит Конституции и другим законам. Да и сам г-н Дубовицкий, по всему видно, понимая незаконность своих действий, прямо говорит, что побаивается ослушаться прокуратуру.

Руководители и акционеры речпорта уверены, что самарцы всяческим образом стремятся приобрести их предприятие, в том числе незаконным путем, при помощи правоохранительных органов и коммерческих структур, возможно, что и Центра. У них есть информация, что с теми, кто продал приличные пакеты акций, проводится работа с целью заставить их подать заявления в прокуратуру с просьбой провести проверку на предприятии. Делается это с одной целью: сорвать нормальную работу предприятия, чтобы довести его до полной несостоятельности и распродать. Судя по сообщениям самарской прессы, эту технологию компании применяли и у себя в Самаре. А то, что в Саратове налицо вмешательство правоохранительных органов, только усугубляет ситуацию.

Мнение большинства акционеров речпорта, оказавших на последнем собрании в мае доверие нынешнему Совету директоров, выразил председатель профкома предприятия, член Совета директоров Павел Макаров: "Мы не хотим повторить путь других предприятий, которые были распроданы. Пока мы были в долговой яме — нами никто не интересовался. Когда мы стали более или менее стабильно работать, возник интерес к нам. Мы не хотим терять людей, работу. Кто в свое время ушел от нас, сейчас возвращаются. Те, кто хочет захватить наше предприятие, никакого отношения к флоту не имеют. Значит, у них совсем другой интерес, не относящийся к специфике нашего предприятия".

6 июня в адрес "РРД-Центра" поступило вынесенное 3 июня Саратовским арбитражным судом определение о приостановлении действий "РРД-Центра" с акциями ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие". Сделано это якобы в обеспечение иска, о сути которого корреспонденту рассказал директор представительства RBE в Саратове Александр Бандаров. По его словам, в суде находятся два исковых заявления к "РРД-Центру": ОАО "Саратовпромпроект" и некоего физического лица, фамилию которого г-н Бандаров назвать отказался (позже выяснилось, что этим лицом является жительница Самарской области). Оба истца недовольны действиями "РРД-Центра", приостановившего регистрацию купли-продажи акций Саратовского речпорта. Правда, остается непонятным, какое отношение имеет юридическое лицо "Саратовпромпроект" к сегодняшней ситуации с попыткой RBE завладеть контрольным пакетом акций речпорта. Однако есть свидетельства о том, что в последние дни мая и 1 июня г-н Бандаров посетил директора "РРД-Центра" Д. Дубовицкого. Их видели вместе и в транспортной прокуратуре. По интересному совпадению, самарцы скупают именно те предприятия, реестродержателем акций которых является "РРД-Центр". По мнению подавшего заявление в Генеральную прокуратуру и прокуратуру Саратовской области С. Терехова, имеет место сговор транспортной прокуратуры и "РРД-Центра". Заявитель просит провести проверку деятельности "РРД-Центра" и возбудить уголовное дело, а также провести служебную проверку в отношении сотрудников транспортной прокуратуры.

Как нам сообщил председатель Совета директоров ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие" Игорь Зубатов, 6 июня ему позвонил начальник Саратовского отряда Самарского филиала Управления вневедомственной охраны министерства транспорта РФ. Сославшись на якобы имеющуюся у него телеграмму министерства транспорта, он заявил о намерении взять под охрану Саратовский речной порт. Зубатов попросил переслать ему копию письма, заметив, что Саратовский речпорт не государственное предприятие, поэтому указания министерства в отношении охраны порта не имеют никакой силы. На следующий день Зубатов получил по факсу телеграмму, в которой нет ни слова о том, что было сказано ему по телефону, а речь идет об указаниях, направленных в адрес начальников морских (?!) портов, по предоставлению расчета потребности бюджетных ассигнований и охрану сооружений, подведомственных Росморречфлоту. Подобное развитие событий напомнило Зубатову то, что случилось с "Волгомостом" в финале его противостояния с самарскими рейдерами.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062005102956&oldnumber=301