"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (315) от 15.09.2005

ХудСовет

Блеск и нищета балетных тапочек

Ирина КАБАНОВА

В нашем обществе заслуживает внимания только то, что приносит доход. Особенно этот печальный вывод актуален для учреждений культуры. Что, мол, толку вкладывать в них средства? Духовный рост нации почему-то отдачей не считается. Многие театральные труппы существуют в каком-то параллельном мире, где энтузиазм, как солнечный свет, заливает все пространство, но не имеет материального воплощения.

Театр нарасхват

В нашем городе мало кто видел выступления театра современного танца "Русский провинциальный балет", состоящего из выпускников саратовской балетной школы "Антре". У театра нет своей сцены, и максимум, что он может показать — это 2 спектакля в год по обещанию. Поэтому саратовцы не знают о том, что здесь есть труппа, по утверждению директора самой школы, не уступающая по уровню шоу-балету "Москва" или челябинскому театру современной хореографии — частым гостям Собиновского фестиваля. Зато об этом очень хорошо знают в столице, в Московском центре современной хореографии "Вортекс", откуда театр только что вернулся, будучи приглашенным на IV фестиваль молодых исполнителей джаз-модерн и степ-танца. Из всей массы участников в гала-концерт выбрали всего четырех российских исполнителей, среди которых оказался и "Русский провинциальный балет". В апреле этого года балет "Вортекс" приезжал на гастроли в Саратов, а в августе саратовские танцовщицы отправились в Москву — участвовать в концертной программе, куда вошли спектакли и концертные номера ведущих хореографов Франции, Испании, Англии и США. В числе почетных гостей был Мэтт Маттокс — звезда Голливуда и Бродвея, один из создателей джаз-танца, кстати, друг известного степиста 30-х годов Фреда Астора. На этом джаз-конгрессе художественный руководитель и балетмейстер театра Елена Прошина получила от него как преподавателя Парижской академии джаз-танца предложение принять участие в их следующем культурно-образовательном проекте.

В мире танца модерн Елена — человек известный. Еще два года назад в Саранске, на одном из крупных фестивалей современного танца "Леса", куда съезжаются только профессиональные коллективы, труппа была замечена директором центра "Вортекс", который пригласил ее на фестиваль в Москву, а Лене предложил бесплатно поучиться в мастер-классах. Сейчас она студентка 4 курса хореографического отделения факультета искусств и художественного образования пединститута СГУ и преподает в балетной школе "Антре" современную хореографию.

Простая балетная школа

Сама школа "Антре" является муниципальным учреждением дополнительного образования администрации Волжского района. По словам директора школы Игоря Перепелкина, в России не так уж много мест, где можно научиться профессиональному джаз-модерну. К примеру, в Санкт-Петербурге, в школе современной хореографии "Канон-Дэнс", куда приезжают профессионалы из США, Франции, Голландии, или в московском "Вортексе", где постоянно дает мастер-классы Парижская академия танца. В Саратове это школа "Антре". И пока сюда не протоптана дорожка преподавателями из Франции и Голландии, школа отправляет учеников и в Питер, и в Москву за практикой.

В школе учатся сейчас 80 человек, располагается она на первом этаже жилой пятиэтажки на улице Лермонтова и занимает порядка 200 кв. м — площади для занятий балетом, прямо скажем, несерьезные. Как сказала специалист отдела образования администрации Волжского района Надежда Рукан, в пределах района решить проблему площадей для школы трудно, эта проблема вообще всего района. "Нас поддерживает только наша районная администрация, мы полностью у нее на балансе. Больше ни от кого ничего мы не видим, городу мы не нужны, — говорит директор школы "Антре" Игорь Перепелкин. — Более того, вся история нашей жизни — это попытки у нас что-то отобрать: из зала в помещении татарской школы, где раньше проходили репетиции, нас попросили, нынешнее наше помещение хочет то один бизнесмен, то другой. Поэтому мы задумались, насколько мы нужны и сколько мы еще протянем".

Здесь же, на Лермонтова, проходят и репетиции труппы, которая, не имея возможности регулярно выступать, не получает творческого удовлетворения. Правда, у театра иногда появляется возможность выступить на сцене студенческого клуба СГУ. Но если сегодня не удастся что-то показать в Х корпусе, то саратовцы вряд ли будут иметь удовольствие увидеть настоящий танец модерн, а танцовщицы — выплеснуть накопившуюся творческую энергию.

Складывается парадоксальная ситуация: труппа регулярно получает приглашения на фестивали в Астрахань, Волгоград, Москву, ей дают высокую оценку профессионалы, она собирает залы в других городах — и остается неизвестной в своем собственном.

Куда податься?

Тем временем Игорь Перепелкин строит планы выхода "Антре" на международный уровень. После удачного проекта с голландскими хореографами, осуществленного школой весной нынешнего года (об этом "Богатей" писал в № 20 от 26 мая 2005 г.), это не выглядит заоблачной мечтой. В следующем году в Гааге будет проходить международная конференция образовательных учреждений хореографии, на которую школа получила официальное приглашение. Что характерно, из России приглашенных больше нет, а из стран бывшего СССР участие примет только Латвия. Понятно, что своими силами районной школе такую поездку не потянуть. "Если бы только министерство образования согласилось ее профинансировать! — выражает надежду Игорь Александрович. — Тем более что половину голландцы готовы оплатить сами". Сегодня выпускники "Антре" разъезжаются по другим городам и коллективам — туда, где есть возможность танцевать. Для примера, одна из выпускниц школы — солистка того самого "Вортекса". На мой вопрос Лене, привлекает ли ее Москва, она ответила: “Москва тянет не жить, а учиться профессионально танцевать дальше и профессионально ставить балет, потому что здесь условий для этого нет. А работать хочется здесь, в школе. И еще собрать хорошую труппу.”

Как странно: люди не клянут Саратов за его провинциальность, а хотят в нем остаться и работать. Будет ли это когда-нибудь цениться?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19092005121127&oldnumber=315