"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (318) от 6.10.2005

Как выжить районке

Евгений САБЛИН

Районные газеты ведут родовой отсчет от 1929 года. Власть поднимала страну на борьбу с классовым врагом в деревне. Разжечь пламя ненависти к кулакам были призваны малоформатные и малограмотные районки. Властью мобилизованная и призванная, районная пресса верно ей служила. Какова же судьба этой прессы в новых условиях? Каковы ее перспективы?

В Саратовском районе происходит частая смена глав сельских администраций. Только в этом году добровольно оставили свои посты трое. Главы местного самоуправления не обижены зарплатой. У всех транспорт, служебные кабинеты. В чем же причина? Одной из неприятных обязанностей все трое назвали проведение подписки на периодику. Она превратилась в тяжкую повинность для населения, что-то вроде займов в послевоенные годы. Есть у главы разнарядка, спущенная из райадминистрации. В ней контрольные цифры. Каждую неделю отзвонка в район — потрудись, сельский глава, доложи, сколько прибавил подписчиков на издание местных органов власти. Если цифры окажутся ниже среднерайонных, жди, глава, вызова на ковер. Будут воспитывать как несознательного на ПДС или на коллегии. Прежнее министерство информации, печати и общественных отношений несколько раз за подписную кампанию проводило селекторные совещания, районы, отстающие с подпиской, подвергались критике.

Власть мало интересуется, какие книги скупает население, какие газеты хорошо распродаются в киосках. Она проявляет упорство, лишь когда речь идет об изданиях региональных и муниципальных администраций. Малоформатная районка нужна администрации как официальный публикатор ее решений и постановлений, как пропагандист ее управленческих деяний. Вся беда в том, что свой интерес она пытается удовлетворить за счет населения, стремится, чтобы подписчики оплачивали затраты на выпуск газеты.

Без интереса граждан к действиям власти нельзя создать ни правовое государство, ни гражданское общество. Но интерес не привьешь административным нажимом, так же как демократию не установишь по приказу. Разъяснительная работа — процесс долгий. Гораздо легче пойти по привычному пути административного давления.

Работая редактором, я постоянно ощущал на себе прессинг власти. Каждый четверг был обязан докладывать на ПДС у заместителя главы района, в каком округе успел побывать, что сделал по подписке и какова отдача. В последние годы творческая работа стала уходить на второй план. Журналисты при выезде на места первым делом шли на почту, выясняли, кто прибавился из подписчиков, кто отпал, к последним часто шли на дом с работниками почты и местной администрации. Каждый журналист, выполняя обязанности подписного агента, был еще и сборщиком рекламы, и ему для основной работы — сбора материала для газеты — времени в командировках оставалось немного.

В условиях растущей конкуренции на рынке СМИ малотиражная, нуждающаяся в дотациях районная газета обречена на медленное умирание. Все организаторские потуги администрации ОМО и коллектива "Большой Волги" дают результат плачевный. При том что население района — более чем 46 тысяч человек, тираж районки к концу подписной кампании составляет чуть более двух с половиной тысяч экземпляров, а затем и вовсе падает до полутора тысяч: обязаловка привела к тому, что многие стали выписывать газету только на один месяц.

Сколько б редакция ни изощрялась в придумывании новых рубрик и разделов, читатели не кинутся в очередь выписывать районку. На рынке СМИ газет, похоже, уже больше, чем читателей. Можно подобрать издание на любой читательский вкус и интерес, есть и совсем дешевые газеты, к тому же с телепрограммой.

Многие редакторы, и я в том числе, ничего умнее не придумали, как распахнуть газетные полосы для областного и местного официоза. Откройте подшивку "Большой Волги" с начала этого года. На ней найдете целые страницы, заполненные таблицами с напечатанными в них цифрами. Это приложения к решениям райсовета по корректировке бюджета. Финансист с лупой в руках, возможно, разберется, что здесь к чему, а рядовой читатель будет плеваться и ругать редактора за бестолково используемую газетную площадь. Знал бы читатель, что для редактора такие страницы — настоящий золотой дождь. Администрация ОМО, как миленькая, выплатит за такую страницу тысяч пять, если не больше, по договору. Принесли печатать Устав района на пяти газетных страницах. Ладушки! Скорее надо счет администрации выписывать. А тут целую кипу постановлений и распоряжений принесли — успевай только, редакционный бухгалтер, квадраты газетной площади под них обсчитывать и превращать в рубли. Огромные статьи — отчеты чиновников с перечислениями их деяний — тоже стали желанными для редакции. За них тоже стали брать деньги.

Красота! Зачем журналистам, как в песне, "трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек". Официозом можно закрывать всю газету. И начальство не поругает, а читатели пусть только попробуют жаловаться. Им мигом напомнят о том, что бюджетный процесс должен быть прозрачным, что вся деятельность власти должна быть открытой для избирателей и налогоплательщиков.

Есть в этом доля лукавства. Редактора — люди неглупые, без труда могли бы весь официоз пересказать в изложении, и он бы смотрелся маленьким "кирпичиком" на полосе. Но кто же сам себе лиходей? Чем больше заказного официоза, тем больше у редакции денег. Не трудясь, можно не только на зарплату набрать, но и на премию журналистам. В проигрыше остаются только читатели. Им за деньги навязывают газету не столько о жизни района, сколько о делах одних управленцев. Вот я и подумал: почему бы властям, которые ратуют за прозрачность своей деятельности, не доставлять газету избирателям и налогоплательщикам бесплатно? Можно перенять опыт дальновидных коммерсантов. Они практически в каждый почтовый ящик саратовцев кладут многостраничные, выпускаемые в полноцвете огромными тиражами, бесплатно распространяемые издания. При этом гребут на рекламе хорошие деньги. Часто находят саратовцы в своих почтовых ящиках газеты различных партий. И даже такое важное информационное средство, как телевидение, приходит в наш дом, не навязанное за деньги.

Все это говорит о том, что власть имущие и те, кто пытается ее завоевать, осознают необходимость бесплатно доставлять свои агитационные рупоры в каждый дом. Учредители муниципальных вестников дрейфуют в том же направлении, но пока очень медленно.

Я, ветеран журналистики и редактор с тридцатилетним стажем, вроде бы нашел способ ослабить экономическую удавку на горле "Большой Волги", но не без ущерба для ее информационного качества. В конце концов, мне стало стыдно навязывать такую райгазету за немалые деньги совсем небогатому сельскому населению. Кардинально изменить положение я не мог и потому удивил своих учредителей просьбой об отставке. Однако остаюсь уверенным, что информационные вестники районных властей население будет получать бесплатно.

Можно прессу называть четвертой властью, независимой и свободной, если она самоокупаема. Свобода сразу же прекращается, стоит редакции протянуть руку к бюджетному рублю или к кошельку спонсора. В городах нашей области есть рентабельные муниципальные газеты. Они самостоятельно могут выстраивать информационную политику — и флаг им в руки. Но есть и десятки сельских муниципальных вестников с мизерным тиражом в 2,5 — 3 тысячи экземпляров. Им как жить? Тираж не поднимешь — людей в районе раз-два и обчелся, серьезных рекламодателей нет, а частными объявлениями типа "пропала коза" доходность издания не обеспечишь. Маленькая газета обязана платить большие деньги за бумагу, услуги полиграфистов. Почтовики за доставку газеты читателям берут уже 40 процентов подписной цены. Коммунальные услуги, энергетика, внутриредакционные расходы — все это тоже денег стоит. Резко поднимать подписную цену нельзя, потеряешь последних подписчиков. Райгазеты выживали за счет бюджетных дотаций. Теперь этому пришел конец — два федеральных закона закрыли все способы дотирования, лишили райгазеты государственной поддержки.

Редакционные коллективы стали искать способы компенсировать эту потерю и нашли деньги… в кармане своих учредителей, стали требовать, чтобы весь публикуемый официоз, а он занимает в газетах солидную площадь, оплачивался, в месяц набегают десятки тысяч рублей. В этой связи просматривается, на мой взгляд, одна из моделей будущей райгазеты. Суть сводится к тому, что администрация ОМО возьмет на содержание свой печатный вестник, которому уже не нужен будет статус юридического лица. К этому идет дело. Будет редакция уже не в таком виде, как сейчас. Опыт мелких периодических изданий, выходящих в Саратове, говорит о том, что четырехстраничный еженедельник при современном компьютерном оснащении редакции способны делать всего три человека — редактор, умеющий макетировать газету, корреспондент и еще оператор электронного набора, освоивший верстку. (Для сравнения: штаты нынешних райгазет — 12-14 человек.) Редакция в структуре райадминистрации не будет заниматься хозяйственной деятельностью и учетом. Ей не понадобится бухгалтер. Не нужно тратиться на содержание редакционной автомашины — администрация найдет способ доставить своего корреспондента к месту события. И вообще, редакция станет придатком к протокольной службе, официальным публикатором решений местных властей. Можно будет подумать и о муниципальном статусе журналистов, освещающих деятельность чиновников.

Правда, при таком варианте окончательно исчезнет объективность в освещении местной жизни. Газета будет давать одностороннюю трактовку с позиций власти. Но, слава богу, в стране не запрещен плюрализм. Уже сейчас на территориях районов появляются и другие информационные вестники со своей трактовкой фактов. У читателя есть свобода выбора. Информационному монополизму и на местах приходит конец.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11102005144243&oldnumber=318