"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 49 (328) от 15.12.2005

Туроператорам грозит монополизация

Ольга КАЛИНИНА

Подруга, работающая директором турагентства, этим летом не смогла уйти в отпуск. И просто нарадоваться не могла этому обстоятельству — дела фирмы шли в гору, саратовцы активно покупали путевки не только в традиционные Турцию и Египет, но и в дорогую русскому сердцу и кошельку Европу.

Даже сравнительно экономичные Польша, Хорватия и Чехия вызывали покупательский ажиотаж. Путевки от десяти тысяч рублей, что называется, улетали на ура. Теперь ситуация с туристическим бизнесом может измениться. В Закон “Об основах туристической деятельности” и Административный кодекс РФ готовятся поправки, способные если не разорить мелких туроператоров, то нанести им значительный финансовый удар. Государству надоело разбираться с претензиями туристов, пострадавших от недобросовестных туроператоров, поэтому контроль за качеством услуг будет усиливаться.

В минувшую пятницу в правительстве Саратовской области за круглым столом обсуждались вопросы использования природного и историко-культурного потенциала региона в турбизнесе. Специалисты анализировали туристический ресурс области и предлагали пути его продвижения на российский и международный рынки, обсуждали методы работы по обеспечению притока инвестиций в турбизнес региона, презентовали пилотные проекты. Турфирмы готовы включиться в проект, если огромный природный и культурный потенциал губернии будет востребован и поддержан на федеральном уровне. Покуда местные достопримечательности остаются не у дел.

Завершается областная целевая программа “Развитие туризма в Саратовской области на 2002–2005 гг.”. Согласно этому документу в программные мероприятия должно было быть вложено 7,56 миллиона рублей. Из этих средств область получила едва ли половину. Отрасль тем не менее признана весьма важной. Готовится следующая программа по развитию туризма в области на 2006–2009 годы. Кроме того, теперь туризму придали особый статус в структуре саратовской экономики. Развитие местной туристической инфраструктуры при непосредственном участии государственных органов, по мнению чиновников областного правительства, поможет оживлению именно саратовского туризма.

Пятёрка местных лидеров

По мнению специалистов турбизнеса, несмотря на то что за последние три года количество турагентств выросло в три раза, внутренний туризм в Саратовской области сегодня, мягко говоря, не на высоте. Из 110 действующих ныне в области турфирм первые места в рейтингах опросов занимают Саратовское бюро путешествий и экскурсий, “Ювента-тур”, “Сфера-тур”, центр туризма Заводского района “Вояж” и балаковская “Волга-Тур”. По крайней мере, в соответствующем министерстве расстановку сил независимые специалисты оценивают именно в таком порядке. Недавно президентом ассоциации туристических агентств Саратова стала Наталья Власова.

В Саратове сегодня нет ни одной крупной гостиницы, полностью отвечающей евростандартам. Самой лучшей считается “Словакия”, чей уровень едва дотягивает до трех звезд. Кроме “Словакии”, интуристов официально имеют право принимать еще “Волга” и “Европа”. Если к вам собирается приехать гость из-за границы, вы должны обязательно зарегистрировать его не только в ОВИРе, но и сделать отметку в одной из трех вышеназванных гостиниц, даже если иностранец ненадолго поселится у вас дома. Таковы порядки. Развивается в Саратове сеть небольших отелей. На Соколовой горе не так давно построена шикарная мини-гостиница на 10 мест. Но цены саратовских отелей, как правило, отпугивают не только экономных соотечественников, но и благополучных немцев и граждан США, а качество услуг остается прежним, и внутренний туризм уверенно перемещается на международный рынок. С января 2007 года ожидается отмена лицензирования туристической деятельности. Нововведение, несомненно, вызовет приток специалистов, желающих начать свое дело именно в сфере оказания туристических услуг. Процедура лицензирования и сегодня является по сути заявительной формальностью с неофициальной стоимостью в среднем около шести-семи тысяч рублей. Соблюдение лицензионных норм проконтролировать очень сложно, так что случаев недобросовестности и непрофессионализма многих фирм предостаточно. Известно, что в будущем году в России вводится обязательное страхование ответственности за качество предоставляемых услуг.

Ростуризм предлагает ввести сумму обязательного депонирования^ от 3 до 10 миллионов рублей — для операторов, занимающихся как международным, так и внутренним туризмом, и 1 миллион рублей — для компаний, развивающих внутренний туризм. Внутренний туризм пострадает особенно сильно как отрасль, где предложение сегодня уже практически не рождает спрос. Известно, что большинство местных турагентств предпочитают перепродавать московские предложения зарубежных поездок. Делать бизнес на местных однодневных экскурсиях нецелесообразно.

Что может предложить Саратов

“Чардым”, “Октябрьское ущелье”, “Волжские дали” интуристам малоинтересны: дорого и не всегда комфортно. Волжские острова и турбазы в сезон пользуются спросом у нашего населения, но заполнены от силы на 5–10 процентов. Остаются еще достопримечательности: экспозиция под открытым небом с национальной деревней, боевой техникой и подводной лодкой на Соколовой горе, место приземления Гагарина, национальный парк “Хвалынский”, старинные соборы, 27 музеев федерального значения, включая самый знаменитый — Радищевский.

Кроме консерватории, моста и герба области, узнаваемых символов практически нет, как и сувенирной продукции, которая была бы конкурентоспособна на рынке туриндустрии. Обзорные экскурсии по городу сейчас почти не пользуются спросом. Лермонтовский дом-музей и заповедник в Тарханах, Самарский аквапарк (так сказать, наше “ближнее зарубежье”) и Саратовский лимонарий востребованны, особенно школьниками в дни каникул, но это капля в море.

Речные круизы тоже стремительно теряют рейтинги. Еще лет пять назад трехпалубные теплоходы с туристами не были такой редкостью у Саратовского речного вокзала, как прошлым летом. Одна из причин падения интереса к речным путешествиям — рост стоимости круизных туров. Цены на “речные” путевки в Саратове выросли в 2–3 раза. Иностранному туристу съездить к нам по линии Интуриста за последние 4 года стало в четыре раза дороже.

К этому добавляются неурядицы с визовым оформлением, неразвитость инфраструктуры и, как уже было сказано, нехватка приличных гостиниц. Въездной туризм держится на интересах мелких групп туристов, все это неорганизованный и случайный доход для губернии. Систематические поездки поволжских немцев и представителей различных международных союзов и объединений почти сведены к нулю. Причины те же — неоправданная дороговизна за сомнительный сервис и конфликты с местным персоналом, а то и населением. Даже спрос на такие классические маршруты, как Золотое кольцо, Москва, Санкт-Петербург, сократился на четверть по сравнению с 2000 годом.

Закон суров, но справедлив

Одновременно с введением банковских гарантий ужесточатся требования к качеству экскурсоводческих услуг, будет проведена государственная аттестация. Ростуризм также пересмотрит законодательство в плане расширения прав клиента. И это безусловный плюс. К примеру, клиент сможет расторгнуть договор с туроператором, если есть объективные причины, препятствующие выезду. Причем деньги за путевку не сгорят, как это практиковалось прежде.

Увеличится срок, в течение которого турист сможет предъявить свои претензии. В международной практике это общепринятое явление, но в России пока что были несколько другие условия.

Безусловный минус тоже есть. Оборот большинства турфирм не позволит депонировать номера в заграничных отелях и договариваться с авиакомпаниями на более выгодных условиях, как это делают зарубежные конкуренты. Поэтому, как считают представители турагентств, введение дополнительной финансовой ответственности приведет к ухудшению положения и в конечном счете — к монополизации рынка. Таким образом, закон будет выгоден банкам и страховым компаниям, а не клиентам, за счет которых туристические фирмы компенсируют возникающие убытки. В результате вырастет стоимость путевок. Причем, как считают эксперты, нововведения ударят по небольшим региональным компаниям, развивающим именно внутренние маршруты. В этом сегменте отечественного рынка туристических услуг сейчас занято не более 10 процентов компаний. А на мировом рынке туруслуг наша страна занимает менее 1 процента (данные на 2004 год).

Саратовский внутренний туристический рынок пока что малоприбылен, поскольку ориентируется на наименее обеспеченную часть граждан, и его обороты, конечно же, не сопоставимы с международным туризмом. С другой стороны, на рынке выездного туризма развернулась острая конкурентная борьба между отечественными и зарубежными компаниями, и в результате законодательных новшеств иностранные фирмы получат еще одно преимущество. Выходит, что монополизация туристического бизнеса — вполне реальная перспектива. И если это все же произойдет, то заплатит за все, как обычно, потребитель.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122005171443&oldnumber=328