"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 49 (328) от 15.12.2005

Филателия под замком

Александр КРУТОВ

"В доме палача не принято вспоминать о веревке", — гласит старинная поговорка. Однако мудрость этого изречения, похоже, прочно забыли на саратовском почтамте. В начале ноября в операционном зале почтамта, специализирующемся на приеме коммунальных платежей, открылась филателистическая выставка, посвященная 415-летию Саратова.

Автор экспозиции — старейший саратовский филателист Юрий Цыплин — с помощью почтовых марок и конвертов постарался рассказать об истории нашего города и людях, к ней причастных. Но вот ведь парадокс: в представленной экспозиции я не обнаружил ни одной (подчеркиваю, ни одной!) марки новой России. Большинство — это марки СССР, есть немного марок бывших соцстран и даже единичные экземпляры современной Украины. А вот России нет.

Этот, казалось бы, курьезный случай очень символичен. Если в советские времена филателия в нашей стране являлась одним из самых массовых видов коллекционирования, то теперь приверженцев этого увлечения можно пересчитать по пальцам. Саратовский клуб филателистов традиционно собирается по воскресеньям в областном Доме учителя. Но если лет 20–30 назад число посещающих клуб доходило до полутора сотен человек, то сегодня на встречу с товарищами по увлечению собирается едва ли полтора десятка филателистов. И еще одна отличительная особенность современной филателии в Саратове — практически полное отсутствие молодых лиц. Стоит напомнить, что в советские времена число юных филателистов в Саратове превышало тысячу человек. Сегодня же практически невозможно найти школьника, который имел хотя бы примитивную коллекцию марок.

В ноябре почтовые марки исчезли с прилавков магазина "Роспечать" на Ульяновской, который некогда являлся основным центром филателистической торговли в Саратове. Было это во времена, когда "Союзпечать" входила в структуру Министерства связи СССР, и на нее была возложена функция по продаже основного объема почтовых марок, открыток и конвертов внутри страны. Вплоть до середины 90-х годов магазины саратовской "Роспечати", превратившейся в частную структуру, еще какое-то время по инерции пытались торговать новыми российскими марками. Но торговля эта успеха не имела, и вот почему. Руководство саратовской "Роспечати" воспринимало почтовую марку не как государственный знак почтовой оплаты, а как товар. Соответственно, на современные российские марки делалась практически стопроцентная торговая надбавка. Между тем в соответствии с директивными документами ФИП (международной федерации филателистов) новые марки любого государства, продаваемые внутри этой страны по цене, более чем на 30 процентов превышающей номинальную стоимость, считаются спекулятивными эмиссиями. Всем филателистам мира рекомендовано игнорировать такие марки и фирмы, ими торгующие. Филателисты и игнорировали.

Чтобы поддержать своих старых членов, желающих несмотря ни на что продолжать собирать хронологические коллекции России, активисты областной организации Союза филателистов попытались установить контакт с руководством УФПС и через саратовский почтамт наладить снабжение современными российскими марками своих членов. В течение нескольких лет секретарь областной организации филателистов Сергей Греко-Попов совместно с ответственными работниками почтамта формировал заказы на получение комплектов новых марок России, которые предназначались для продажи только членам организации. Марки эти выставлялись на специальном стенде в одном из окошечек центрального зала саратовского почтамта. Как сообщили мне в областной филателистической организации, благодаря активности Греко-Попова на почтамт поступало не менее 50 комплектов всех новых почтовых марок, выпускаемых Российской Федерацией. Если в течение определенного времени новые художественные марки не выкупались членами общества, операторы почтамта пускали эти марки в свободную продажу. Однако с точки зрения закона подобная практика — не что иное, как хроническое вопиющее нарушение такого понятия Гражданского кодекса РФ, как "публичность договора". Данная норма закона не допускает дискриминационных ограничений потребителей по признаку принадлежности к той или иной организации, пола, возраста, национальности и т. п.

Летом нынешнего года Сергей Греко-Попов тяжело заболел, после чего деловые контакты местных филателистов с саратовским почтамтом оборвались. Однако в организации не сильно опечалены этим фактом.

— Они (т. е. работники почтамта. — А. К.) отвадили от себя всех любителей марок и заставили саратовских филателистов уйти на московский почтамт, — решительно заявил мне старейший саратовский коллекционер Владимир Терин.

Отвадили прежде всего тем, что неоднократно по халатности недополучали комплекты каких-либо новых марок, что ставило под удар собирателей хронологических коллекций отечественных марок. Сегодня практически все саратовские филателисты отказались от услуг местного почтамта и предпочитают пополнять свои коллекции через столичную фирму "Постфил". До недавнего времени эта фирма входила в структуру Министерства связи России и специализировалась на почтовой рассылке отечественной филателистической продукции провинциальным коллекционерам. Сегодня "Постфил" приватизировался, но продолжает расширять спектр своих услуг. В результате многие саратовские филателисты (особенно те, кто ведет обмен с зарубежными коллегами по увлечению) получают сегодня через "Постфил" от 50 до 80 комплектов новейших российских марок.

Слабая надежда на то, что марки в Саратове станут более доступны, появилась после сообщений о том, что при почтамте будет открыт филателистический магазин, где можно будет свободно приобрести все российские филателистические новинки. И действительно, после реконструкции почтамта в отдельном зале открылся специализированный магазин, в котором сегодня ведется бойкая торговля. Но только вот продаваемые здесь товары имеют весьма косвенное отношение к почтовому ведомству. Торгуют здесь в основном открытками и прочей бытовой мелочью, отчего и сам магазин получил название "Мир открыток". А вот о том, как на почтамте ведется торговля почтовыми марками, стоит рассказать отдельно.

В дальнем углу нового почтамтского магазина возвышается громоздкий стеклянный шкаф. На дверцах шкафа висит замок, но через стекло явственно просматриваются как новые российские марки, так и комплекты с марками советских времен, разложенные на полках. Однако приобрести что-либо из содержимого шкафа у находящейся в магазине продавщицы невозможно. Она не торгует этим товаром, а всех интересующихся отправляет в 15-е окно центрального зала почтамта к некой сотруднице. Туда я и отправился, однако застать нужную сотрудницу на этом рабочем месте мне не удалось. Минут через восемь-десять она все же появилась и, потратив еще минут семь на поиски ключа, направилась к шкафу.

И тогда я задал главной саратовской продавщице почтовых марок вопрос:

— Как и на каких условиях простой гражданин сможет купить у вас филателистические новинки?

При всей кажущейся странности этого вопроса он был продиктован существующими сегодня на почтамте порядками. Незадолго до этого двое моих знакомых уже пытались приобрести марки из ассортимента стеклянного шкафа. В итоге один просто не сумел найти продавщицу из пятнадцатого окна. Второму же отказались вообще что-либо продавать, узнав об отсутствии у него членского билета Союза филателистов.

Ничуть не лучше обстояло дело с продажей художественных марок в центральном зале почтамта. Из полутора десятков работающих здесь операторов современные художественные марки России оказались в продаже лишь у двоих. Для наклеивания на письма и бандероли гражданам предлагались частицы разорванных малых листов к 60-летию Победы и разорванных сцепок к 50-летию космодрома Байконур. Что касается обычных почтовых отделений Саратова, то там, похоже, уже и забыли, как выглядят художественные марки России.

Вот так и живем. В то время как доля от филателистической торговли составляет немалую часть доходной части в бюджетах многих, даже весьма развитых стран, Россия идет своим особенным путем. Даже в построенном на бюджетные средства магазине при областном почтамте российская почтовая марка в прямом и переносном смыслах этого слова находится под замком.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122005172339&oldnumber=328