"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 49 (328) от 15.12.2005

Высшие Сферы

О музыке – оптимистично и всерьёз

Ирина КАБАНОВА

В воскресенье в Саратове завершился Х Всероссийский фестиваль “Панорама музыки России “Большая Волга”. Ежегодно проводящийся в разных городах, он являет доказательство того, что писать серьезную музыку в условиях довлеющей поп-культуры у нас не перестали.

Музыка для земляков

На фестивале “Большая Волга” собрались композиторы со всего Поволжья.

Человек равнодушный спросит: ну и что? Председатель саратовской организации Союза композиторов России, народный артист России Евгений Бикташев с долей иронии сказал на пресс-конференции, что фестиваль, в принципе, можно было бы и не проводить, но интерес его состоит в том, чтобы композиторы показали свое творчество соседям, землякам и коллегам, чтобы саратовцы услышали произведения не только ныне здравствующих, но и ушедших композиторов. Целью фестиваля провозглашается знакомство с новой серьезной музыкой России. Поэтому ценность его прежде всего в творческих контактах, в укреплении цехового сообщества, которое живет по иным законам, возможно, не очень сочетающимся с современными ориентирами государственной политики.

Творец вне закона

В пору рыночных отношений, в плоскость которых переведена даже культура, заниматься профессиональным искусством становится все труднее. Те сферы, где нельзя сделать больших денег, интереса у деловых людей не вызывают. К кому же, как не к государству, обращаться людям, работающим над созданием культурных ценностей! И хотя о массовом производстве последних говорить не приходится — товар все-таки штучный, — великое множество композиторов, художников, писателей нуждается в поддержке. Как сказал во время своего визита в Саратов Михаил Швыдкой, “должно быть много плохого искусства, немного хорошего, и тогда появятся шедевры”.

В стране сейчас существуют 42 композиторские организации Союза композиторов России. Союз является общественной организацией, с чем сами ее члены не согласны. Председатель Союза, народный артист России Владислав Казенин убежден, что приравнивать творческую интеллигенцию к рангу любителей нельзя: “Мы ведем борьбу за то, чтобы творческие союзы имели свое законодательство, которое помогало бы нам решать социальные проблемы. Деятельность композиторов особая, для нее необходимы условия, начиная с жилищных, чтобы поставить рояль, электронную аппаратуру. Однако внимания государства к этому и желания помочь нет — напротив, выселяют и сокращают”.

В мире развлечений

А между тем композиторы, архитекторы, писатели, художники входят во все государственные организации, будь то коллегия министерства культуры или совет по культуре при президенте. И контакты с государством на этом не заканчиваются: существуют государственные стипендии для выдающихся и молодых композиторов, министерство культуры РФ оказывает помощь в проведении различных фестивалей — к примеру, финансирует “Московскую музыкальную осень” и “Санкт-Петербургскую музыкальную весну”. Ну, за культурную жизнь в столицах волноваться не приходится, периодичность и уровень праздников у них и у нас — это “две большие разницы”. Жаль только, что событийность, как справедливо заметил Владислав Игоревич, остается для делегатов музыкальных съездов и жителей столиц. Регионы могли бы полюбоваться на происходящее по телевизору, но музыкальные события такого ранга наше ТВ не интересуют, и, кроме телеканала “Культура”, освещать их не берется больше никто. Речь не о том, чтобы ежедневно ставить в прайм-тайм концерт для скрипки с оркестром, а о том, что перекос телепередач в сторону легкомыслия лишает аудиторию права на выбор. “Плохих жанров нет, — говорит Владислав Казенин. — Ясно, что молодежи нужны ритмы, запоминающиеся мелодии. Да и в серьезной музыке есть свои беды. Но программы не должны быть только развлекательными”. В свете этих обстоятельств особого внимания требует музыкальное воспитание детей. Детские и юношеские музыкальные коллективы и музыкальные школы нуждаются сегодня в новой музыке, написанной специально для них, — не будет же детский хор исполнять со сцены репертуар Димы Билана! А общаться с молодежью помогает фестиваль “Музыка композиторов России для детей и юношества”, которому Союз композиторов придает особое значение.

Требуются мужчины-оптимисты

“Композитор обязан писать музыку — таково его предназначение”. Над этими словами Владислава Казенина поневоле задумаешься: в саратовском отделении Союза композиторов России около двадцати членов. Казалось бы, кто и когда сможет услышать плоды их трудов? Однако и они являются товаром: ежегодно областное министерство культуры закупает по заявкам концертных организаций произведения саратовских композиторов.

Интересно, что профессия эта считается мужской, однако сегодня все больше женщин стремится связать с ней свою жизнь. Иллюстрацией к этому служит, к примеру, тот факт, что из 18 заявлений на композицию, поданных в Московскую консерваторию в этом году, 15 оказалось от девушек. Зато в нашу консерваторию все поданные заявления — от ребят. Правда, их всего три. Посему председатель Союза композиторов предложил коллегам искать талантливых парней и высказал пожелание, чтобы было больше “мажорных”, энергичных композиторов, ибо, хотя мажорную музыку создавать очень трудно и все песенники в основном пишут минорную, оптимизм в творчестве необходим.

Нынешний фестиваль, как было сказано на пресс-конференции, показал, что композиторы поставили себе высокую планку. Доверимся в этом вопросе специалистам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122005172445&oldnumber=328