"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (334) от 2.02.2006 г.

Город неуправляемых территорий

Маргарита СПИРИЧЕВА

Через месяц, когда исполнится год со времени вступления в действие Жилищного кодекса, должен был истечь срок, в который жители должны были определиться с формой управления собственными домами. Однако случилось чудо: в конце декабря были приняты, а 29 декабря подписаны президентом изменения, отодвинувшиеся этот срок на 1 января 2007 года. Теперь создавать ТСЖ и выбирать прямую форму управления или управляющую компанию можно еще год. Но и законодатели, и общественность бьют тревогу: изменения в сфере ЖКХ идут слишком медленно, нам может не хватить и еще одного года. Спокоен только муниципалитет, от которого, собственно, все зависит.

Это выяснилось на "круглом столе", который в пятницу в областной думе по инициативе членов общественного совета провел комитет по общественным отношениям и информационной политике. Вся наша сфера жилищных отношений является заложником недавней истории, когда развалившиеся в начале 90-х предприятия перестали содержать свои дома, а у муниципалитетов, которым эти дома передали, тоже не было денег. В результате вся жилищно-коммунальная система оказалась разбалансированной, лучшие специалисты оттуда ушли, а оставшиеся, мягко говоря, не были заинтересованы в своем труде. О необходимости реформ в этой сфере говорят очень давно, первые реальные шаги появились после 2002 года, когда перешли от льготирования предприятий ЖКХ к предоставлению льгот и субсидий получателям услуг. И если коммунальные услуги – это монопольный сектор, который регулировался и будет регулироваться государством, то жилищные услуги могут быть рыночными, и именно этого государство хотело добиться новым Жилищным кодексом. Однако жители восприняли этот документ как желание власти снять с себя ответственность за жилищные проблемы. Тем более что документ получился очень сырым: по словам специалиста в этой области, зампреда облдумы Леонида Писного, не было второго подобного закона, куда бы за год было внесено такое количество поправок. И еще большее их количество только обсуждается. Одна Саратовская областная дума направила в Госдуму 9 поправок.

В областном министерстве строительства и ЖКХ задачу, поставленную Жилкодексом, понимают так: нужно перейти к муниципальному жилищному самоуправлению. Для этого надо выполнить 4 задачи. Во-первых, обеспечить пообъектный финансовый учет, то есть сводить расходы и доходы по каждому дому, а не по городу или району в целом. Во-вторых, нужно обеспечить надлежащий технический учет, ведь жилфонд очень различен и по техническому состоянию, и по занимаемым земельным участкам. Нужны технические паспорта домов и их техническая история. В-третьих, нужно обеспечить прозрачность деятельности управляющих организаций. Собственники должны иметь возможность в любой момент получить всю необходимую им информацию как акционеры или дольщики. Должна быть прописана четкая процедура принятия и отмены решений в управляющей компании и ТСЖ. Эти правила необходимы, чтобы исключить опасность монополизации сферы управления жильем. Ну и, наконец, в-четвертых, нужно обязать собственника участвовать в управлении общедолевым имуществом, поскольку это не только его право, но и обязанность.

По мнению министра Федотова, если в области удастся решить эти задачи, то власть даст возможность людям заняться реальным самоуправлением. Для этого нужно предпринять некоторые шаги. В частности, необходимо максимальное участие муниципалитетов в виде поддержки организаций собственников (а не оседлания финансовых потоков), предоставления помещений для собраний, обеспечения методической литературой. По словам министра, в области во многих городах ситуация развивается стабильно, но в областном центре муниципалитет зачастую противодействует собраниям жителей. Власть так часто жалуется на инертность граждан, что необходимо поддерживать всех инициативных граждан и общественные организации.

Разумеется, речь идет не о финансировании, а о юридической, организационной и методической помощи. Чтобы избежать потрясений в жилищной сфере, нужно обеспечить легитимность всех действий. Если управляющим компаниям впоследствии придется платить судебные издержки, то это будут деньги жителей, напоминает министр. Всем формам управления домами потребуется юридическая помощь, поскольку поставщики коммунальных услуг занимают очень жесткую монопольную позицию при заключении договоров. Кроме того, есть много ведомственных актов, которые не являются легитимными, но для монополистов становится руководством к действию. Если ситуацию не переломить, то «все дома попадут в кабалу». Когда всем рулил муниципалитет, то часть вопросов решалась на политическом уровне. Жители этой возможности будут лишены. И наконец, в тех случаях, если жители не определятся и выбор за них должен будет сделать муниципалитет, этот процесс должен быть максимально гласным и прозрачным.

У главного действующего лица реформы ЖКХ по Жилищному кодексу, муниципалитета, отношение к происходящему более чем спокойное. Такой вывод, по крайней мере, можно было сделать из выступления руководителя городского комитета по ЖКХ Андрея Куликова. Он рассуждает с точки зрения экономики. Город считает, что мелкие структуры в ЖКХ не выживут, достаточно тех 400 мелких ЖСК, которые уже есть. Действительно, уже посчитан порог рентабельности для управляющих компаний: выгодно управлять, начиная от 100 тысяч квадратных метров. И. о. мэра Олег Грищенко, правда, уже встречался с представителями ЖСК и ТСЖ и заявил, что ассоциации ТСЖ будут разукрупнять. Не видит Куликов и проблемы в доступе к информации: ведь уже были опубликованы в прессе годовые балансы ДЕЗов. Но больше всего хочется выделить следующую мысль главного городского коммунальщика: что техническое состояние домов не позволит их нормально эксплуатировать самим гражданам, поскольку в дома нужно вкладывать. Любопытно, кто же будет вкладывать в наше жилье, если не мы сами?

У выступавших потом общественников и представителей ТСЖ и ЖСК больше всего вопросов и претензий было именно к муниципалитету. Например, было много нареканий, связанных с работой муниципального предприятия ЕРКЦ, отношением к независимым ТСЖ, с предоставлением информации. Было даже предложение выразить муниципалитету недоверие. Так радикально поступать не стали, но снова повторяли о необходимости законодательно ограничить число домов, которые могут войти в одно ТСЖ, установлении конкретного срока, в который управляющая компания или правление должны передать документы жильцам, чтобы исключить саботаж с их стороны, а заодно прописать в законе административную ответственность за нарушение этих положений. Кроме того, говорили о необходимости закона о праве жильца на информацию об управлении своим домом. Ведь большая часть домов в области приватизирована. И если управляющая компания будет работать неквалифицированно (хотя считается, что профессионализм будет выше у них, чем в ТСЖ и при непосредственным управлении жителей), то платить за ее ошибки придется собственникам квартир. Соответственно, нужно повысить требования к управляющей компании, ввести ограничения по величине уставного капитала, числу сотрудников, собственному оборудованию, гарантиям и т. п.

Было еще много более детальных предложений. В конце концов решили, что областной думе нужно и в дальнейшем работать над устранением имеющихся противоречий в Жилищном кодексе; правительству области нужно организовать постоянно действующие курсы для руководителей различных форм управления многоквартирными домами и оказывать другую методическую помощь, а органам местного самоуправления поручили провести общие собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов, проинформировать жителей о перечне управляющих организаций и их возможностях по содержанию жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг. Впрочем, решения «круглого стола» ни для кого обязательными не являются. Но в думе грозились следить за ситуацией. Следующий шаг - за муниципалитетом…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2022006141442&oldnumber=334