"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (334) от 2.02.2006 г.

Три года без права пересдачи

Начался массовый сезон вождению. Как и чему учат саратовцев?

Маргарита СПИРИЧЕВА

Машина уже давно из роскоши перешла в число предметов если не первой, то второй необходимости. У населения все больше автомобилей, а автошколы выпускают еще большее число водителей. Однако к качеству их обучения есть масса претензий как у государственных органов, так и у самих обучающихся. И государство вознамерилось эту ситуацию изменить.

Грубо все 80 областных автошкол можно разделить на три группы: профессиональные, любительские приличные и любительские фиктивные. К профессиональным можно отнести 19 филиалов государственного учебного центра подготовки специалистов автомобильной и дорожной отрасли при Минтрансе и те отделения РОСТО, что готовят на водителей категории С и Д, - другими словами, где учат обращаться не с легковыми автомобилями. А вот дальнейшее разделение достаточно условно. Формально все автошколы одинаковы: они имеют лицензии на право подготовки водителей от регионального образовательного департамента, для получения которой должны были представить соответствующую техническую базу, штатную укомплектованность и учебную документацию. Однако эти требования, к сожалению, не обеспечивают качества обучения. Считается, что более качественную подготовку дают автошколы РОСТО (бывший ДОСААФ). С другой стороны, личный опыт обучения показывает, что если вы видите учебную машину, в которой сидят сразу четверо обучающихся, то это курсанты одной из частных автошкол. Из 40 с лишним автошкол Саратова частных – 14. РОСТО имеет по области 31 районное отделение. Открыты также несколько автошкол Всероссийского общества автомобилистов. Кроме того, есть немногочисленные частные инструкторы, которые учат сами по себе. Средняя стоимость обучения на конец 2005 года составляла 4000 рублей. И если зима в автошколах – период затишья, то уже в марте туда начнется паломничество неофитов.

В приличных школах есть и теоретические занятия, где с разной степенью успешности объясняют положения правил дорожного движения, и практические: сначала на автодроме, потом на улицах города. Собственно, если за что и стоит платить – так это за практические занятия, потому что купить сборник билетов и вопросов по ПДД и вызубрить их при желании может самостоятельно любой. А вот как выжимать педаль сцепления, поворачивать и тормозить, без инструктора не разберешься. Даже в приличных школах формально практическое занятие занимает два часа, но ездить из них обучаемому приходится от силы час: остальное время инструкторы, как правило, закладывают на дорогу на автодром и обратно или находят другие объяснения (перерасход бензина, надо чинить машину и т. п.). Поэтому зачастую тем курсантам, которым не на чем тренироваться «в домашних условиях», срока обучения не хватает, чтобы более или менее почувствовать машину. В «фиктивных» школах, по рассказам обучавшихся там, водить за время занятия и вовсе приходится минут пятнадцать: как раз столько и получается, если час разделить на четверых. Естественно, набраться опыта в таких условиях трудновато. Соответственно, если после обучения в «настоящих» школах при наличии небольшого таланта к вождению есть реальный шанс самостоятельно и честно сдать экзамен в ГИБДД, то в «фиктивных» сразу со всего курса собирают деньги на экзамен (такса колеблется от 1500 до 2000 рублей, в тяжелых случаях – и 3000). Кроме того, есть школы, которые фактически не учат вождению, а обеспечивают получение прав. Стоимость их услуг в полтора раза выше обычных школ, но равна сумме стоимости обучения и «платного экзамена».

Результат такого обучения виден на дорогах: многие водители не соблюдают правила просто потому, что их не знают. Другие долго нарабатывают те первоначальные навыки, которые у них уже должны быть на момент получения прав. Эксперты уверены, что большая аварийность в нашей стране связана с тем, что неподготовленные водители нарушают правила дорожного движения. Особенно это характерно для первых трех лет после получения прав. Разумеется, есть и другие причины: неуважение водителей друг к другу, страсть к бравированию, дурной пример машин представителей власти с мигалками и сиренами… Поскольку общественные настроения менять трудно, то правительство, озабоченное безопасностью дорожного движения, собирается закрутить гайки в системе обучения.

Сами автошколы трогать пока не собираются. Хотя по-хорошему они должны нести ответственность за качество обучения. Лицензия автошколам выдается в основном на 3 года, отобрать ее можно только через суд, и подобных примеров пока в Саратове не было. Правда, трудно придумать систему показателей, объективно отражающих уровень подготовки, который дает школа. Вот если бы, например, на выдачу лицензий влияло, сколько ее учеников по своей вине попали в аварию в первый год езды… Кроме того, необходимо бороться с коррупцией на стадии принятия экзаменов. Но пока хуже всего придется молодым водителям, которым после первого этапа обучения будут выдаваться права лишь на год, предполагающие наличие большого количества ограничений. Им будет запрещено возить много пассажиров, для них ограничен скоростной режим, введен строгий контроль за нарушением правил дорожного движения. И если в течение этого апробационного периода молодой водитель нарушает ПДД, он может быть лишен прав на управление транспортным средством. И самое худшее, что в следующий раз он имеет право сдавать экзамен на права только через 3-5 лет. Именно такие меры предусматривает федеральная целевая программа безопасности дорожного движения, которая в целом принята правительством. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в результате введения подобной системы среди молодых водителей число ДТП снижается почти в два раза – до 43 процентов! Подобная система уже действует во многих странах, например в Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

Но весь вопрос в том, что проблема законопослушности на дорогах лежит не в сфере административных правонарушений, а в первую очередь в сфере воспитания. Если взрослых надо наказывать и ломать через колено, чтобы они соблюдали правила, то детей достаточно просто научить. В правительстве уже подумывают не только про обучение необходимым навыкам в сфере безопасности дорожного движения в рамках школ, но и про создание автогородков для детей. При этом вспоминают опыт Советского Союза и Сингапура, где есть огромный автопарк для детей, который все школьники Сингапура обязаны посетить хотя бы один раз. Каждому школьнику на это посещение отводится целый день. Там проводится большая игра, в ходе которой дети сначала становятся пешеходами, потом - водителями. С одной стороны, это викторина, с другой – реальное движение на трехколесных велосипедах, имитирующих автомобили. Нужно соблюдать правила дорожного движения, беседовать с инспекторами и так далее. В принципе, инвестиции на эти проекты запланированы в рамках той же федеральной целевой программы. Разумеется, это долгосрочные инвестиции, но они очень важны, если мы хотим, чтобы хотя бы через 10-15 лет у нас на дорогах стало относительно безопасно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2022006141932&oldnumber=334