"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (334) от 2.02.2006 г.

Приказано выбрать!

Ирина КАБАНОВА

Наше ТВ вновь потчует нас ударной дозой кино - в воскресенье канал «Россия» начал показ 12-серийного фильма Глеба Панфилова «В круге первом», а в понедельник практически в то же самое время «Первый канал» представляет новую экранизацию «Золотого теленка».

Конкуренция – это серьезно. Помнится, последние серии «Мастера и Маргариты» каким-то чудом совпали по времени с «Турецким гамбитом». Теперь история повторяется – такое чувство, что некий телевизионный божок не хочет, чтобы народ посмотрел сразу два новых (и тем более, быть может, хороших) фильма: нет, мол, выбирайте одно из двух. Эта политика продюсеров телеканалов все больше напоминает планомерное вредительство. Впрочем, все гораздо проще: речь, как всегда, идет о рейтингах каналов. Два фильма в прайм-тайм – лучший способ узнать, кто круче. Но когда речь идет об экранизациях классики, которая для россиянина больше, чем просто книги, такой подход кажется, по меньшей мере, неблагородным.

Что предпочтет зритель? Пойти по кругам ада, вспомнить об эпохе сталинизма с его тюрьмами, лагерями, трагедиями семей и страны в целом или погрузиться в сатирико-авантюрный мир Ильфа и Петрова? В первом случае придется дать работу душе: когда речь идет о Солженицыне, и речи быть не может о том, чтобы просто смотреть видеоряд, - а на это не каждый найдет в себе силы. Сегодня, когда время разоблачения прошлого уже позади, задача режиссера - насколько можно глубоко коснуться зрителя - представляет еще большую трудность для создателей фильма. Мало того, проза Солженицына считается некинематографичной. Не зря в канву фильма вплетен голос автора – без него, пожалуй, цельность произведения, перенесенного на экран, была бы нарушена. Надо думать, любители «экшна» переметнутся к Остапу. И упрекнуть их в этом нельзя: чары Олега Меньшикова мало на кого не влияют, да и сам роман принадлежит к разряду любимых и много раз перечитываемых, в отличие от произведений Александра Исаевича, столь нелегких для восприятия. Такие разные фильмы просто не могут стоять рядом.

Глеб Панфилов болел романом много лет и все мечтал экранизировать его. Продюсер фильма «В круге первом» Максим Панфилов отметил, что это первое обращение в российском кино к произведениям Солженицына. Зрители, которые знают о событиях в романе не понаслышке, смотрят его с душевным волнением: не будет ли экранный образ мелким, не оскорбит ли память. Что касается самого автора романа, то известно, что, посмотрев его в черновом варианте, Солженицын через супругу Наталью Дмитриевну передал журналистам, что многое в этой ленте стало для их семьи “радостным потрясением”. Он принял Евгения Миронова в автобиографическом для писателя образе Нержина, принял концепцию фильма, режиссерскую манеру Панфилова. В картине собран блистательный актерский ансамбль, представленный и старшим, и новым поколением звезд отечественного кинематографа - от Инны Чуриковой, Игоря Кваши и Альберта Филозова до Евгения Миронова, Галины Тюниной и Дмитрия Певцова. Уже первые серии рождают впечатление, что это серьезный многосерийный фильм, и слово «сериал», дискредитировавшее себя, здесь не уместно.

Что касается «Золотого теленка», его режиссер Ульяна Шилкина пока известна лишь по нескольким талантливым студенческим короткометражкам. Насколько красочно ей удалось передать многотрудную жизнь «турецкоподданного» - судить зрителям, вопрошающим, подобно той обезьяне из анекдота, не разорваться ли им.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2022006143636&oldnumber=334