"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (347) от 11.05.2006 г.

Акупунктура дрессуры

Ирина КАБАНОВА

Кто не верит, что леопарда можно безнаказанно дергать за хвост, а медвежий балет не есть плод воспаленного воображения, тот пусть заглянет на новую программу Саратовского цирка им. братьев Никтиных, которая открылась 28 апреля и продлится ровно месяц.

Сакраментальная фраза: «Такого вы еще не видели» - знамя любой цирковой программы – употребляется не для красного словца. Качество зрительского удивления от VI программы нынешнего сезона обусловлено не только новыми идеями, но и самими участниками – директор цирка Иван Кузьмин, будучи в этом году на церемонии вручения национальной премии «Цирк», проходившей в Санкт-Петербурге, пригласил в майскую программу лауреатов и дипломантов премии, причем не только этого года, но и прошлых лет. В их числе оказались и заслуженные мастера арены, и молодые артисты.

Нам, насмотревшимся телепередач в стиле «В мире животных», кажется, что состояние полета для обезьяны, перемещающейся по деревьям, совершенно нормально. Однако в природе она при этом не делает в воздухе двойного кульбита, чем могут похвастать дрессированные артистки в аттракционе Эдуарда Гуламова, и такого больше нигде не увидишь.

Необычность номера под руководством заслуженной артистки России Марины Маяцкой в том, что это единственный существующий на арене симбиоз клоунады и дрессуры. Марина Маяцкая начала свою трудовую биографию в цирке с участия в номере своих родителей, заслуженных артистов Петра и Надежды Маяцких, «Мотогонки под куполом цирка». 25 лет назад она сделала первый в мире номер с гепардами – с этими самыми быстрыми хищниками никто тогда не работал. А потом вдруг решила попробовать себя в жанре клоунады. Однако дрессура из ее жизни не ушла, благодаря чему номер с хищниками в яркой буффонадной обертке ниспровергает тезис о том, что дрессировщик должен быть серьезным. Да и железные решетки, оказывается, не нужны.

Что до леопардова хвоста, за который беззастенчиво дергают клоуны-дрессировщики, тут как в рыбалке – места надо знать. И не перепутать акупунктурные точки: там, где хвост прикрепляется к туловищу, все спокойно, и леопарду такое поведение даже нравится. Но не дай бог вам коснуться кончика!

Ну и что за программа без гвоздя! Аттракцион «Созвездие Большой медведицы» объездил весь мир с изящнейшим «Лебединым озером» в исполнении косолапых. Иван Кузьмин рассказывает, что на вручении премии «Цирк» Кирилл Лавров составил медведю партию в танце.

Иногда задумываешься, как идея о том или ином номере приходит в голову артисту. Руководитель аттракциона, заслуженная артистка России Нелли Касеева, работающая с медведями вместе с сыном Ренатом Касеевым, так отвечает на этот вопрос:

- Каждый дрессировщик должен сделать что-то такое, что будет отличать его выступление от остальных, что поднимет общую планку хотя бы на полступеньки. Флагманом дрессуры в российском цирке всегда был Валентин Филатов, он поднял дрессуру на такую высоту - у него животные на мотоциклах ездили. И вот, когда мы задумались, чем будем брать, вспомнили, что Россия славится в мире не только цирком, но и балетом. И решили выбрать балет.

На какую бы высоту не было поставлено искусство дрессировщика, не перестаешь удивляться его возможностям сделать из дикого зверя артиста. Секрет, который позволяет себе раскрыть Нелли Александровна, кажется простым: надо учить животное от простого к сложному, а потом потребовать. «Это как с ребенком». Правда, на случаях нападения животных на своих воспитателей сравнение с ребенком заканчивается. Но дрессировщица утверждает: бросаются не потому, что хищники, а потому, что чего-то испугались – звуков, света, запахов, какого-то движения. Несмотря на мощь, заложенную природой, зверь – натура тонкая и впечатлительная.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11052006150811&oldnumber=347